Всероссийская перепись населения. Перепись 2010года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:13, реферат

Краткое описание

Считается, что в России учет населения ведет свое начало со времен татаро-монгольского нашествия, то есть со второй половины XIII века. Однако старинные летописи подтверждают, что в ряде княжеств (Киевская Русь, Новгород) еще в IX веке переписывалось население для податного обложения. Данью в ту пору обкладывались дома или «дымы», затем объектом обложения в XIV веке становятся земельные участки, производительно используемые в хозяйстве – соха (позднее – четверть, десятина). Составлялось так называемое сошное письмо, результаты описаний заносились в писцовые книги. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учета – подворные переписи.

Содержание

ПЛАН:
СКАЗКИ О ДУШАХ
КАК НАШЕЛСЯ «ХОЗЯИН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
НАСЕЛЕНИЕ НЕ УСПЕВАЕТ ЗА ПАРТИЕЙ
ДЕМОГРАФИЯ - МАТЬ ДЕМОКРАТИИ
КАК ВПИСАТЬ СЕБЯ В ИСТОРИЮ РОССИИ
ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ ПЕРЕПИСИ-2010
Зачем нужна перепись?
Как часто проводятся переписи населения?
О чем спрашивают при переписи? Методологические пояснения.
Как происходит обработка информации переписных листов?
Когда будут подведены итоги переписи?

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика.docx

— 52.68 Кб (Скачать файл)

     В связи с этим перепись населения впервые была проведена на основе законодательного акта – Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» от 25 января 2002 года №8-ФЗ. Принятие Закона было обусловлено происшедшими в ходе формирования рыночных отношений изменениями в политической, экономической и социальной жизни страны, которые исключают командные формы управления. Законом определены основные принципы переписи населения, организация ее проведения, источники финансирования расходов на перепись населения, круг лиц, подлежащих переписи, установлен перечень сведений о населении, собираемых в ходе переписи, и порядок их сбора, закреплены гарантии защиты сведений, содержащихся в переписных листах, и ответственность за утрату или разглашение этих сведений. Перепись населения является общественной обязанностью человека и гражданина.

Проводимые ранее переписи финансировались  исключительно из федерального бюджета, затраты же на перепись 2002 года были разделены на бюджеты всех уровней. По-новому пришлось решать вопрос о  формировании переписных кадров. В  советский период переписные работники  выделялись предприятиями по разнарядке партийных органов. За ними сохранялась  заработная плата по основному месту  работы. В 2002 году такие возможности  отсутствовали. Потребовалось найти  и подготовить около 670 тыс. внештатных работников на рынке труда из неработающего  населения. В крупных городах  упор был сделан на студентов, безработных, работников органов социальной защиты, работников коммунального хозяйства. В небольших населенных пунктах - на сельскую интеллигенцию.

В отличие от прежних переписей, когда учету подлежало и наличное и постоянное население, в переписи населения 2002 года учитывалось только постоянное население, как это принято  в большинстве стран мира. Учёту  подлежали граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без  гражданства, постоянно проживающие  на территории Российской Федерации, а также находившиеся на дату переписи населения на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие на территории других государств.

Не подлежали переписи населения  иностранные граждане, обладающие иммунитетом  и привилегиями в соответствии с  международными договорами, участниками  которых является Российская Федерация.

Сенсационное отличие от прошлых  переписей: запись сведений в переписные вопросники производилась со слов опрашиваемых, без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов. Сбор сведений осуществлялся также на стационарных участках и, в исключительных случаях, с использованием телефонной связи.

     В качестве единицы наблюдения вместо семьи впервые было введено домохозяйство, как это принято в большинстве стран. Домохозяйство - это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Эти люди могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми и другими.

     Новым в программе переписи населения 2002 года был вопрос о гражданстве. Включение этого вопроса в программу связано с принятием в 1991 году Закона о гражданстве. Впервые при переписи населения была получена численность граждан Российской Федерации, иностранных граждан (имеющих гражданство других государств), а также лиц с двойным гражданством.

Более подробно изучались вопросы  грамотности и образования населения. Впервые при переписи получена численность  лиц, имеющих послевузовское образование (закончивших аспирантуру, докторантуру, ординатуру). Были получены новые данные о дошкольном обучении детей: число  детей в возрасте 3-6 лет, посещающих дошкольные учреждения, и число детей  в возрасте 6-9 лет, обучающихся в  общеобразовательных учреждениях. Перепись зафиксировала детей и  подростков, которые не посещают образовательные  или дошкольные учреждения.

Главное отличие заключается в  принципиально новом формировании блока вопросов о занятости населения, что связано с произошедшими  в стране социально-экономическими изменениями. Получено распределение  населения на экономически активное и экономически неактивное, что значительно  приблизило нас к международным  стандартам.

     Впервые изучалось «положение в занятии» - нанимаемый вы работник, работающий в организации любой формы собственности, либо сами нанимаете людей, либо работаете единолично, занимаетесь частным предпринимательством.

Национальная принадлежность в  ходе опроса населения указывалась  в соответствии с Конституцией Российской Федерации самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых.

При изучении брачного состояния впервые  при проведении переписи населения  были собраны сведения о числе  незарегистрированных брачных союзов (так называемый гражданский брак).

При переписи 2002 г. население могло  указать все имеющиеся у него источники средств к существованию в отличие от прошлой переписи, когда у населения выяснялось не более двух источников.

Формирование новых экономических  отношений привело к изменениям на рынке труда - появлению такой  категории населения, как безработные (при переписи в последний раз  безработица изучалась в 1926 г.). Впервые  получена численность лиц, получающих пенсию по инвалидности. Перепись 2002 года показала наличие у населения  таких видов источников, как сбережения, включая доход от ценных бумаг, и  доход от сдачи внаем или в  аренду имущества; при прошлых переписях  эти источники учитывались в  иных видах источников.

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ  ПЕРЕПИСИ-2010

 

     В октябре-ноябре 2008 г. прошла пробная перепись населения в трех регионах России - в Центральном районе г. Хабаровска, Петроградском районе г. Санкт-Петербурга и в части города Балашиха и 12 сельских населенных пунктах муниципального округа «Городской округ Балашиха» Московской области, которая охватила около 300 тысяч человек. Чем руководствовались статистики, определяя места проведения пробных переписей? Прежде всего, искали типичные для определенных регионов города и районы, с типичными проблемами, с характерным для данных мест населением. Так, для пробной переписи 2000 года были выбраны не самые удобные места. Москва - крупнейший мегаполис, с целым клубком демографических проблем. Здесь осело много мигрантов, в том числе и нелегальных. Здесь переписчики выявляли трудности, с которыми потом придется столкнуться их коллегам. В ближнем Подмосковье – свои проблемы. Одна только дневная миграция населения на работу в Москву и обратно чего стоит. Попробуйте всех застать на месте - а счетчики обязаны переписывать присутствующих. Кстати, здесь же переписчики столкнулись с «проблемой коттеджей» - владельцы отказывались пускать их на свою территорию. Тогда-то и применили способ, широко используемый в 2002 году: люди, опасавшиеся пускать переписчиков в дом, стали звонить на переписные пункты и отвечать на вопросы по телефоны. А во Владивостоке решали, как охватить военнослужащих, моряков, которые подолгу находятся в плавании, как опрашивать иностранцев.

     Пробная перепись стала, по сути, генеральной репетицией Всероссийской переписи населения 2010 г. Для статистиков ее цель - отработка методологии и организационных вопросов, технологии автоматизированной обработки и получения итогов, определение эффективных и экономичных путей проведения Всероссийской переписи населения 2010. Для населения пробная перепись была тестированием – насколько люди понимают те или иные вопросы. Надо учесть, что российская перепись 2010 года станет составной частью Всемирной программы переписей населения и жилищного фонда 2010 года, принятой Экономическим и Социальным Советом ООН. Выяснилось, что ряд вопросов не был адаптирован к российским реалиям. Например, у населения вызывал недоумение вопрос, умеют ли они читать и писать. Но наиболее негативное отношение населения вызвал ряд вопросов, связанных с личной жизнью граждан (например, «В каком по счету браке Вы состоите?», «Дата вступления в первый брак», «Сколько всего детей (включая уже имеющихся) Вы планируете иметь?»). Решено эти вопросы из программы выборочного опроса исключить. Совершенно неожиданным для переписчиков оказалось, что очень многие не знают конкретного адреса места работы, а также отказываются указывать начало рабочего дня и число рабочих дней в неделю.

В ходе пробной переписи было опробовано и такое новшество как метод  самосчисления, при котором население само заполняло переписные листы и возвращало их в территориальные органы Росстата. В других странах он применяется для удобства людей, которые либо не хотят пускать переписчиков в дом, либо не могут тратить время на интервью с ними. Но, как показывает опыт, этот метод у нас пока не получил поддержки, им воспользовались очень немногие.

Зачем нужна  перепись?

Всероссийская перепись населения  является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры  населения, его распределения по территории Российской Федерации в  сочетании с социально - экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным  уровнем с целью определения  перспектив социально-экономического развития страны.

Данные переписи населения  уникальны, их невозможно получить при  текущем учете или использовании  данных административных источников. Информация о численности и составе  населения необходимы для формирования бюджетов всех уровней, на их основе производится расчет параметров социально-экономического развития России и ее регионов. В связи с этим требуется регулярное обновления информации о населении.

Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года использовались при  разработке практически всех основных социально значимых экономических  документов последних лет. Взаимосвязь  между сбором статистической информации и нашей повседневной жизнью не всегда лежит на поверхности, но, как видим, она существует – самая прямая и непосредственная. Поэтому не будет  преувеличением сказать, что перепись населения действительно нужна  каждому жителю России.

Результаты Всероссийской  переписи населения 2010 года позволят увидеть  практические результаты той созидательной  работы, которая формировала облик  России в последнее десятилетие, включая позитивные итоги национальных проектов. Но актуальным представляется то, что мы увидим, как повлиял  на жизнь страны мировой экономический  кризис. Степень его влияния можно  будет определить на основе статистических показателей, например таких, как занятость  населения, необходимость трудиться  сразу на двух или нескольких работах. Целый блок вопросов позволит увидеть  изменения ситуации в жилищной сфере, в уровне образования.

Итоги переписи имеют долгосрочную перспективу. Они будут способствовать принятию решений не только по выходу России из кризиса, но и повышению  уровня жизни уже в послекризисный период.

Велико культурно-историческое значение каждой переписи. Ведь она  является своего рода портретом общества, мгновенной фотографией всей России. Благодаря переписи 2002 года и предстоящей  переписи 2010 года будущие поколения  получат поистине бесценную информацию, о том, как живем мы – россияне начала XXI века.

Всероссийская перепись населения  проводится на основе Федерального закона от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О Всероссийской  переписи населения».

Как часто проводится перепись?

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» Всероссийская перепись населения  проводится не реже чем один раз  в десять лет.

Срок проведения Всероссийской  переписи населения представляет собой  период, в течение которого осуществляется сбор сведений о населении. Дата Всероссийской  переписи населения представляет собой  момент (год, месяц, день и час), на который  осуществляются сбор сведений о населении  и его учет. Срок проведения и  дата Всероссийской переписи населения  устанавливаются Правительством Российской Федерации.

ООН тоже рекомендует странам проводить  перепись населения один раз в 10 лет. И в большинстве развитых стран мира придерживаются этого  правила.

Дело в том, что десять лет  – это как раз такой период, за который успевает подрасти и выйти  во взрослую жизнь новое поколение. Кроме того, большинство государственных  программ развития стран рассчитаны на десять лет, и итоги переписи отражают их результаты.

В нашей стране всеобщие переписи населения проводились в 1897, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 и в 2002 году.

О чем  спрашивают при переписи?

При проведении переписи люди отвечают на вопросы заранее разработанного переписного листа. Вопросы переписного  листа, так называемая программа переписи, создается из необходимости получения информации для удовлетворения потребностей в ней всех пользователей – от министра, предпринимателя и академика, до простого любителя статистики. Программа переписи широко обсуждается. В 2009 году для ее обсуждения, а также рассмотрения основных организационных и методологических документов было проведено Всероссийское совещание статистиков. Такая практика обсуждения вопросов переписи в нашей стране ведется с переписи населения 1897 года.

Программа переписи и методология  учета всех категорий населения  создается также с учетом рекомендаций международных организаций для  обеспечения сопоставимости итогов национальных переписей. Итоги национальных переписей, в том числе Всероссийской  переписи населения, входят в итоги  всемирной переписи. Программы национальных переписей схожи, хотя имеют свои особенности.

Многие вопросы переписных листов давно уже стали привычными и повторяются при каждой новой  переписи. Это неспроста, поскольку  необходимо сохранить преемственность  программ для сопоставления итогов предыдущих переписей населения  с данными новой переписи и  формирования длительной динамики для  отслеживания тенденций демографических  и социальных явлений, происходящих в обществе. Основные темы программы переписи приведены в статье 6 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения»: возраст, брачное состояние, образование, количество детей, национальная принадлежность, владение языками, место жительства, жилищные условия, благоустройство помещений, занятость, миграция. В современных экономических условиях очень важен вопрос об источниках дохода. Однако, обратите внимание на формулировки вопроса и подсказов для ответа: никто не будет спрашивать, сколько денег Вы получаете; речь идет только об источниках средств к существовании – трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство, стипендия, пенсия, пособие, получение дохода от сдачи внаем или в аренду имущества, доход от патентов, авторских прав, иждивение, помощь от других лиц.

Каждый вопрос имеет значение, поскольку полученная информация определяет дальнейшие государственные решения.

Методологические  пояснения

1. Порядок учета населения при Всероссийской переписи населения 2010 года разработан в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25 января 2002 г.  № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009г.  № 1074 «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года», «Принципами и рекомендациями в отношении переписей населения и жилого фонда» (ООН, 2009), «Рекомендациями Конференции Европейских статистиков по проведению переписей населения и жилищного фонда 2010 года» (ЕЭК ООН и ЕВРОСТАТ, 2006), «Рекомендациями по статистике международной миграции» (ООН,1998).

2. При Всероссийской переписи  населения 2010 года, как и при  переписи 2002 г., население переписывалось по месту своего постоянного (обычного) жительства, которым являлся населенный пункт, дом, квартира, комната, где опрашиваемый обычно проводил большую часть своего времени. Это место могло совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован.

3. К постоянному населению Российской Федерации, находившемуся на территории страны, были отнесены все находившиеся в стране на дату переписи постоянные жители России (независимо от гражданства), включая временно выехавших из страны на работу и учебу на срок до 1 года или выехавшие на отдых, лечение, в гости на любой срок. В эту же категорию населения включены лица (независимо от гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища или на постоянное жительство (включая и тех лиц, кто не успел оформить регистрационные документы), а также лица, прибывшие из-за рубежа на работу и учебу на срок 1 год и более.

4. К численности граждан Российской Федерации, находившихся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти, были отнесены (включая находящихся вместе с ними членов их домохозяйств) сотрудники посольств, консульств, представительств при международных организациях, российских центров культуры и науки за рубежом, работники средств массовой информации, постоянно аккредитованные в зарубежных странах, военнослужащие, проходящие воинскую службу на объектах, дислоцирующихся за рубежом.

            Вместе с постоянным населением  России, находившемся на дату переписи на территории страны, они составили общую численность населения Российской Федерации.

5. При Всероссийской переписи  населения 2010 года были учтены лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации на дату переписи, но постоянно проживающие за рубежом (включая страны СНГ). В численность этой категории населения вошли лица (независимо от их гражданства), прибывшие в Российскую Федерацию на учебу или работу на срок до 1 года, прибывшие независимо от срока на отдых, лечение, в гости к родственникам или знакомым, а также транзитные мигранты.

6. Военнослужащие, проходившие  военную службу по призыву,  и лица, отбывающие наказание  в местах лишения свободы,  вошли в численность того населенного  пункта, в котором соответственно  дислоцируется военная часть  и расположено учреждение ФСИН  России.

7.   Бездомные (бомжи)  учтены в том месте, где их  застала перепись.

8. Не учитывались при переписи населения лица, выехавшие в командировку, на работу или учебу на срок 1 год и более (кроме указанных в пункте 3), иностранные граждане, работающие в представительствах иностранных государств и международных организаций (включая проживающих с ними членов их домохозяйств), а также иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в составе делегаций иностранных государств или международных организаций.


 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Всероссийская перепись населения. Перепись 2010года