Выборочный метод изучения показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в анализе влияния выборочного метода изучения производственных и финансовых показателей на предприятии путем нахождения закономерностей между экономическими явлениями.
Для достижения поставленной мною целью поставим следующие задачи:
1. Выявить сущность и принципы эффективности деятельности производственных предприятий
2. Изучить статистические показатели эффективности предприятий
3. Обобщить показатели эффективности деятельности предприятий
4. Разработать программы статистического исследования
5. Обобщить всю полученную информацию
6. Проанализировать полученную информацию

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1 Методологические аспекты выборочного метода изучения производственных и финансовых показателей
1.1 Сущность метода статистического наблюдения …………………….5
1.2 Характеристика производственных и финансовых показателей …7
1.3 Применение выборочного метода в международной практике …12
1.4 Выводы по главе ……………………………………………………14
2 Статистический анализ изучаемой взаимосвязи производственных и финансовых показателей
2.1 Разработка программы статистического исследования ……………16
2.2 Обобщение статистической информации …………………………20
2.3 Анализ и интерпретация статистических данных …………………30
2.4 Выводы по главе ……………………………………………………34
Заключение ………………………………………………………………36
Список использованных источников ………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая для меня.docx

— 104.15 Кб (Скачать файл)

     В зависимости от связи затрат с  объемом производства выделяют:

     - условно-постоянные расходы –  это расходы величина которых  существенно не меняется при  увеличении или уменьшении объема  выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции (затраты на отопление, освещение, заработную плату управленческого персонала, амортизационные отчисления и др.);

     - условно-переменные расходы величина, которых зависит от объема  производства, они растут или  уменьшаются в соответствии с изменением объема выпуска продукции (затраты на сырье, основные материалы, основную заработную плату производственному персоналу и др.).

     По  степени однородности затраты подразделяются на элементарные и комплексные.

     Состав  затрат, включаемых в себестоимость  продукции в настоящее время  определяется постановлением правительства.

     Себестоимость продукции  представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

     По  экономическому содержанию затраты, включаемые в себестоимость продукци группируются по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты. Прочие затраты включают: некоторые виды налогов; отчисления в страховые фонды (резервы); вознаграждения за изобретения и рацпредложения; затраты на командировки; оплату услуг связи; плату за аренду; амортизацию по нематериальным активам, отчисления в ремонтный фонд и др.

     Финансовый  анализ, как правило, начинают с расчета  финансовых показателей предприятия. Рассчитываемые показатели объединяют в группы. Финансовые коэффициенты каждой группы характеризуют два  аспекта анализа: для целей ликвидации и для целей функционирования предприятия.

     В состав показателей каждой группы входят несколько основных общепринятых показателей и множество дополнительных, рассчитываемых в зависимости от целей анализа и управления. Цели анализа могут предполагать как комплексный анализ финансового положения предприятия, так и сравнительно простой анализ на базе основных аналитических финансовых коэффициентов, либо расчет одного из них.

     Аналитические финансовые коэффициенты характеризуют  соотношения между различными статьями бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, коэффициенты платежеспособности и ликвидности позволяют сравнивать долговые обязательства предприятия с имеющимися у него активами, коэффициент автономии определяет долю собственного капитала в совокупных активах.

     Наиболее  распространенными для анализа  являются рассчитываемые пять групп  финансовых показателей.

     В первую группу входят коэффициенты, характеризующие  платежеспособность и ликвидность  предприятия. Достаточно высокий уровень платежеспособности предприятия является обязательным условием возможности привлечения дополнительных заемных средств и получения кредитов. Кроме того, в эту группу входят показатели, позволяющие судить о возможности предприятия функционировать в дальнейшем. Например, показатель чистого оборотного капитала позволяет судить, насколько предприятие способно погасить свои краткосрочные обязательства и продолжить операционную деятельность.

     Во  второй группе объединяют показатели финансовой устойчивости. В экономической  литературе эту группу называют также показателями структуры капитала и платежеспособности либо коэффициентами управления источниками средств.

     Третью  группу представляют показатели деловой  активности. Их также называют коэффициентами управления активами.

     В четвертую группу входят показатели рентабельности.

     В пятую включают показатели рыночной активности и положения на рынке  ценных бумаг.

     Одно  из условий финансовой устойчивости предприятия выражено в показателях платежеспособности и ликвидности. Показатели платежеспособности и ликвидности отражают способность предприятия погасить свои краткосрочные обязательства легко реализуемыми средствами.

     Рассмотрим  более подробно такой показатель как уровень рентабельности продукции. Если прибыль выражается в абсолютном выражении, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

     Показатели  рентабельности (доходности) предприятия  позволяют дать оценку его финансовых результатов и в конечном счете  эффективности. К этим показателям  обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.

     Первая  группа показателей – это рентабельность продукции, которую можно выразить двумя способами:

  1. Рентабельность единицы продукции определяется как отношение прибыли к себестоимости. Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс».
  2. Рентабельность единицы продукции – это расчет с учетом доходности на вложенный капитал.
 

     1.3. Применение выборочного метода в международной практике 

     Если  проследить за развитием выборочного  метода за последние 10 лет, то наибольшее впечатление производит быстрое  увеличение числа и видов проведенных выборочных обследований. Статистическое бюро ООН время от времени публикует сообщения о выборочных обследованиях, проводимых в странах-членах ООН, в издании. В сообщении за 1960 г. перечисляются обследования, проведенные в 52 странах. Многие из этих обследований преследовали цель получить, несомненно, важные для национального планирования сведения в таких областях, как сельскохозяйственное производство и землепользование, безработица и трудовые ресурсы, промышленное производство, оптовые и розничные цены, состояние здоровья населения, доходы и расходы семей.

     Выборочный  метод стал играть значительную роль в национальных переписях населения, проводимых каждые десять лет. В США 5%-ная выборка была впервые применена в переписи 1940 г., когда дополнительные вопросы о роде занятий, происхождении, числе детей и т. д. задавали лицам, чьи фамилии попадали на две из каждых 40 строк на лицевой и на оборотной сторонах переписного листа. При переписи 1950 г. выборочный метод применялся гораздо шире. По 20%-ной выборке (каждая пятая строка переписного листа) были получены сведения по таким признакам, как доход, число лет обучения, миграция, служба в вооруженных силах. Путем отбора в этой 20%-ной выборке каждого шестого человека дополнительно была взята 31%-нaя выборка для получения сведений о браках и числе рожденных детей.

     Выборочный  метод широко применялся и в переписи населения 1960 г. За исключением некоторых  основных данных, требуемых по конституции или согласно закону от каждого человека, полная перепись была проведена на 25%-ной выборочной основе: только одно из каждых четырех домохозяйств получало полный переписной лист. Это изменение наряду с существенным повышением механизации обработки материалов переписи значительно ускорило публикацию результатов и удешевило перепись.

     В значительной степени требует выборочного подхода так называемое исследование рынка. Постоянно необходимы сведения о числе радиослушателей, телезрителей по различным программам, а также о читательских аудиториях газет и журналов (включая читающих рекламу). Промышленники и торговцы интересуются реакцией населения на новые продукты или новые методы упаковки, жалобами на ранее выпущенные продукты и причинами предпочтения одного продукта другому.

     В промышленности, торговле и обслуживании часто пользуются выборочным методом, пытаясь повысить результативность работы предприятий. Такие важные области применения выборочного метода, как контроль качества и выборочная приемка продукции, находятся за рамками настоящей книги. Очевидно, однако, что решения, касающиеся уровня качества партии изделий или его изменения или же принятия или отклонения такой партии, могут быть хорошо обоснованными только в том случае, когда результаты, полученные по выборочным данным, справедливы (с достаточной точностью) для партии изделий в целом. Выборка деловых документов (отчетов, платежных ведомостей, акций, личных дел), получить которую обычно гораздо проще, чем провести выборочный опрос людей, может дать нужные сведения быстро и экономично.

     Успешное  проведение выборочных обследований привело  к их применению для оценки довольно необычных величин: например, длины сигаретных окурков, числа мух в городе, числа подписей под петицией, в действительности не поставленных указанными людьми, и даже числа людей, умеющих складывать язык «трубочкой». Эти величины имели отношение к изучению соответственно связи между курением и раком легких, эффективности борьбы с мухами, юридической силы петиций и наследования умения складывать язык «трубочкой», хотя последнее, на мой взгляд, не может служить объектом большого обследования. 

     1.4. Выводы по главе 

     Итак, выборочное наблюдение - статистическое наблюдение, при котором исследованию подвергают не все элементы изучаемой совокупности (называемой при этом "генеральной"), а только некоторая, определённым образом отобранная их часть. Отобранная часть элементов совокупности (выборка) будет представлять всю совокупность с приемлемой точностью при двух условиях: она должна быть достаточно многочисленной, чтобы в ней могли проявиться закономерности, существующие в генеральной совокупности; элементы выборки должны быть отобраны объективно, независимо от воли исследователя, так чтобы каждый из них имел одинаковые шансы быть отобранным или же чтобы шансы эти были известны исследователю. Эти условия устанавливаются математической теорией выборочного метода. Выборочный метод применяется в тех случаях, когда проведение сплошного наблюдения невозможно или экономически нецелесообразно, а также при изучении производственных и финансовых показателей.

           Существует множество  финансовых показателей, одним из которых является такой как затраты на производство и реализацию продукции. Они представляют собой совокупность выраженных в денежной форме расходов предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Затраты обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции.

     Финансовые  показатели  - набор показателей, использующихся для исследования эффективности деятельности компании и измерения степени риска ее операций. Этот процесс называют финансовым анализом, а показатели условно делят на несколько групп - коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, ликвидности и структуры капитала. Это - в общем, потому что конкретно используемые показатели могут значительно отличаться от случая к случаю - финансовый анализ основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главное при проведении финансового анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.

     . 

     2 Статистический анализ  изучаемой взаимосвязи  производственных и финансовых показателей

     2.1.  Разработка программы  статистического  исследования структуры совокупности по признакам уровень рентабельности продукции и затраты на производство и реализацию продукции

     Этапы статистического исследования:

  • 1 этап - разработка статистического наблюдения

     Методы  исследования:

  • 2 этап - обобщение статистической информации

     Методы  исследования:

  • 3 этап - анализ и интерпретация данных

     Методы  исследования:

     План  статистического  наблюдения (для типового задания)

  1. Определение цели и задач статистического наблюдения

     Целью статистического наблюдения является получение достоверной информации для анализа эффективности функционирования предприятия.

     Задачи  программы:

  1. построить статистический ряд распределения организаций по признаку уровень рентабельности продукции, образовав пять групп с равными интервалами
  2. построить графики полученного ряда распределения о определить значения моды и медианы
  3. рассчитать характеристики интервального ряда распределения
  4. сравнить среднюю арифметическую по исходным данным со средней арифметической, рассчитанной в пункте 3 для интервального ряда распределения
  5. установить наличие и характер связи между признаками – затраты на производство и реализацию продукции и уровень рентабельности, образовав пять групп с равными интервалами по признакам: аналитической группировки и корреляционной таблицы
  6. измерить тесноту корреляционной связи между признаками
  7. определить ошибку выборки среднего уровня рентабельности организации и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности
  8. определить ошибку выборки доли предприятий с уровнем рентабельности продукции 23,9% и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля
  9. Установление объекта и единицы наблюдения; единицы совокупности и численность единиц совокупности

Информация о работе Выборочный метод изучения показателей