Покупательная способность
денежных доходов населения отображает
потенциальные возможности населения
по приобретению товаров и услуг и выражается
через товарный эквивалент среднедушевых
денежных доходов населения с величиной
прожиточного минимума.
Среднедушевые денежные доходы вычисляются
как отношение общей суммы денежных доходов
к численности наличного населения.
Величина прожиточного минимума представляет
собой стоимостную оценку минимального
набора продуктов питания, необходимых
для сохранения здоровья человека и поддержания
его жизнедеятельности, а также расходы
на непродовольственные товары и услуги,
налоги и обязательные платежи исходя
из доли затрат на эти цели у низкодоходных
групп населения11.
Величина прожиточного минимума
является показателем абсолютного измерения
низких доходов с использованием нормативов
потребления важнейших благ и услуг на
минимально допустимом уровне.
Расчеты стоимостной величины
прожиточного минимума производятся на
основании Методических рекомендаций
по расчетам прожиточного минимума по
регионам Российской Федерации.
В части доходов дифференциация
населения представляет собой объективно
обусловленное соотношение в доходах
различных социально-демографических
групп населения. Она является результатом
комплексного взаимодействия экономических,
демографических, социальных и географических
факторов12. Дифференциация доходов фактически
вызывает различия в потреблении населением
товаров и услуг, то есть в его уровне жизни13. Федеральная служба государственной
статистики проводит выборочные наблюдения
доходов населения и участия в социальных
программах14, которое организуется во всех
субъектах Российской Федерации в целях
получения статистической информации,
отражающей роль оплаты труда, доходов
от самостоятельной занятости и от собственности,
пенсий и социальных пособий в обеспечении
материального благосостояния семей,
тенденции в изменении уровня дифференциации
доходов и уровня бедности среди различных
социально-экономических слоев населения.
Результатом наблюдения является
получение статистической информации,
предназначенной для использования при
разработке мер демографической и социальной
политики, количественного измерения
их эффективности15, а также для оценки влияния
на демографическую ситуацию в стране
и уровень жизни различных групп населения,
а также улучшения мониторинга реализации
приоритетных национальных проектов и
государственных программ.
Денежные расходы населения
являются суммой фактических затрат, произведенных
населением в течение учетного периода
обследования, и включают в себя потребительские
расходы, а также расходы, не связанные
с потреблением. В состав денежных расходов
не включаются суммы инвестиций, затраты
на покупку иностранной валюты, ценных
бумаг и суммы, положенные на банковские
счета.
Основой финансовой деятельности
граждан является процесс распределения
дохода граждан на фонды потребления,
накопления, налоговые платежи, а также
на самострахование16.
Фонд потребления используется
для удовлетворения личных потребностей
семьи.
Фонд накопления предназначен
для приобретения дорогостоящих ценностей
в будущем (земли, домов, транспортных
средств), либо как капитал для получения
прибыли (формирование первоначального
капитала для коммерческой деятельности,
капитализация путем вложения в ценные
бумаги и банковские депозиты).
Фонд накопления может подразделяться
на фонды инвестиций в недвижимость, предметы
долговременного пользования, банковские
сберегательные сертификаты, ценные бумаги,
сберегательные виды страхования.
Источниками пополнения перечисленных
фондов выступают дивиденды от инвестиций,
сберегательного страхования, залоги,
дарения, получение наследства, получение
гонораров и авторских вознаграждений
и др. Кроме того, необходимость в создании
фонда накопления возникает для отдыха,
лечения, обеспечения достойной жизни
в старости.
Денежные расходы домашнего
хозяйства классифицируются:
1.по степени регулярности:
– постоянные (на питание);
– регулярные (на одежду);
– разовые (товары длительного
пользования).
2. по степени необходимости:
– необходимые (первоочередные) –
на питание, одежду, лечение;
– желательные (второочередные) –
на образование;
– прочие.
3. по целям использования:
– потребительские расходы
(на покупку товаров и оплату услуг);
– оплата обязательных и добровольных
платежей и взносов;
– накопления и сбережения (во
вкладах и ценных бумагах; покупка иностранной
валюты; прирост денег на руках населения).
Современная статистика выделяет
в расходах населения четыре основных
раздела17:
обязательные платежи и взносы;
приобретение недвижимости;
прирост финансовых активов
(денежные сбережения).
Потребительские расходы, являющиеся
главными, составляют три четверти всех
денежных затрат. Структура расходов населения
показывает, что расходы на продукты питания
занимают преобладающую долю. В городе
эта доля выше. В сельской местности домохозяйства
почти на треть обеспечивают себя за счет
натурального хозяйства. Непромышленные
товары (одежда, обувь, мебель, бытовая
техника) составляют в городе почти 1/3,
а на селе — лишь пятую часть. Доля расходов
на услуги постоянно возрастает. Особенно
увеличились затраты семей в городе на
жилье, коммунальные услуги, лекарства,
а также на проезд в общественном транспорте.
Уменьшение общих расходов на продовольственные
товары отражается на качественном составе
продуктов питания: снижается доля таких
продуктов, как фрукты, кондитерские изделия,
мясо и мясопродукты, и возрастает доля
хлеба и хлебопродуктов, картофеля и овощей.
К обязательным платежам относятся
налоги, сборы, пошлины, отчисления, взымаемые
органами исполнительной власти в бюджеты
разного уровня и во внебюджетные фонды.
Добровольные платежи производят отдельные
члены домохозяйств по собственной инициативе
в страховые организации при страховании
от различных рисков, негосударственные
пенсионные фонды, благотворительные
фонды и др.
Переход к рынку и свобода предпринимательской
деятельности создали возможность для
особой категории населения накапливать
средства, откладывая их для приобретения
дорогостоящих ценностей (земли, домов,
транспортных средств), либо для капитализации
путем вложения в ценные бумаги, банковские
депозиты.
Сведения о семейных расходах
могут дать немало интересного для оценки
состояния дел в экономике. Обнаружил
это в XIX в. немецкий статистик Эрнст Энгель.
Он исследовал и описал зависимость, которую
в честь него стали называть законом Энгеля,
т.е. «с ростом доходов семьи удельный
вес расходов на питание снижается, доля
расходов на одежду, жилище и коммунальные
услуги меняется мало, а доля расходов
на удовлетворение культурных и иных нематериальных
нужд заметно возрастает».
Отсюда следует, что при прочих
равных условиях доля дохода, расходуемая
на пищу, может служить показателем уровня
благосостояния данной группы населения.
Многие последующие проверки выдвинутых
Э. Энгелем положений показали их ограниченность.
Так, советский ученый, академик С. Г. Струмилин
(1877-1974) на материалах пензенских бюджетов
установил, что процент расходов на питание
находится в более тесной связи не с уровнем
благосостояния, а с размером семьи и возрастом
ее членов18. Несмотря на это, некоторые
зарубежные экономисты широко используют
показатель доли расходов на питание для
характеристики роста благосостояния
населения в динамике.
1.2 Выделение эндогенных
и экзогенных факторов формирования
денежных доходов и расходов
населения
Доходы населения – важная
социально-экономическая категория, показывающая
сумму денежных средств и материальных
благ, полученных или произведенных домашними
хозяйствами за определенный период. Изучение
данного индикатора и представляет собой
одно из важнейших приложений статистических
методов, исследующих количественную
характеристику структуры общества, жизни
и деятельности людей, позволяет выявить
и измерить основные закономерности в распределении
благ между социальными группами.
При исследовании уровня жизни
населения основной проблемой является
проблема неравенства благосостояния,
а также порождаемого ею социального напряжения
в обществе. В настоящее время статистике
доходов и расходов населения отводится
важная роль. Она даёт оценку достигнутого
уровня и динамики стоимости жизни, уровня
обеспеченности населения материальными
благами. Именно статистика доходов и
расходов населения отражает размеры
и динамику использования денежных средств,
получаемых населением страны. С этой
целью формируется система показателей
для характеристики расслоения населения
по уровню доходов, определяются объёмы
и темпы бедности.
Неравенство доходов может
достигать огромных масштабов и создавать
угрозу для политической и экономической
стабильности в стране19, поэтому практически все развитые
страны мира вынуждены постоянно сокращать
разрыв в доходах различных групп населения.
Но разработка такого рода мер возможна
лишь при умении точно определять степень
дифференциации доходов и богатства и
воздействовать на нее с помощью государственной
политики.
В задачи статистики уровня
жизни входит изучение процессов, явлений
и факторов, оказывающих влияние на жизнедеятельность
людей, их материальные условия, выявлять
ключевые проблемы социально-экономического
развития, подлежащих приоритетному решению.
Проверенная, отлаженная система показателей
уровня жизни имеет большое значение для
эффективного проведения социальной политики,
принятия обоснованных решений финансирования
малоимущего населения, оценки социально-экономических
последствий проводимых в стране реформ,
осуществления контроля над ходом реализации
важнейших федеральных и региональных
социальных программ.
Изменение доходов населения
происходит под воздействием многих факторов,
влияние которых неодинаково, различна
их направленность (увеличение или снижение
доходов).
Уровень доходов предопределен
влиянием экзогенных (внешних) и эндогенных
(внутренних) факторов.
К внешним факторам неопределенности
относят:
политическая нестабильность,
социально-экономическая напряженность,
национальные, межэтнические конфликты;
региональные и отраслевые
особенности функционирования экономики;
нестабильность финансового
рынка и национальной валюты, инфляция;
потребность в инвестициях,
потребительский спрос.
Величина доходов и различия
их уровней обусловлены взаимодействием
следующих факторов:
социально-политических;
социально-демографических (пол, возраст, выносливость, наличие таланта и способностей и т. д.);
социально-профессиональных (профессия, специальность, образование, квалификация, опыт и т. п.);
социально-статусных (занятый или незанятый общественно полезной деятельностью; ребенок, учащийся, наемный работник, владелец собственности, предприниматель, фермер, свободный художник, пенсионер, инвалид и т. д.);
социально-экономических (род занятий или деятельности, вид производства, условия труда и т.д.);
социально-географических (природно-климатические особенности места жительства, плотность и характер расселения, национальные особенности)20.
Используемая терминология
носит принципиальный характер, так как
все факторы прямо или косвенно связаны
с социальной политикой, социальной ориентацией
общества и отдельных социумов.
Социально-политические
факторы. Рыночной экономика предполагает
социальную переориентацию общества,
это влечет за собой значительные изменения
в трудовой, правовой, инвестиционной,
технической, финансово-кредитной, социально-бытовой
областях жизнедеятельности общества
и индивидов.
Демонополизация экономики,
появление и развитие различных форм собственности
привели к принципиальным изменениям
в распределительных отношениях. Появилось
объективно реализуемое распределение
доходов по труду, его результатам,
капиталу (собственности), стоимости рабочей
силы.
В рыночной экономике главенствующую
роль занимает конкуренция на рынке товаров
(услуг), влияющая на формирование доходов
как предприятий, так и отдельных работников.
На первоначальной стадии перехода к рынку
наблюдается некоторое выравнивание трудовых
доходов на предприятиях (фирмах) с примерно
равными технико-экономическими показателями
(что обеспечивает приблизительно равные
потребительские качества товаров, услуг
и повышение оплаты труда)21. Опыт зарубежных стран показывает,
что развитие рыночных отношений, научно-технический
прогресс, внедрение инноваций влекут
к все более активной роли средних общественно
необходимых затрат труда. Это может приводит
одни предприятия к разорению, а другие
(которые получат сверхприбыль как норму
избыточного прибавочного продукта) -
к процветанию, что будет способствовать
и росту доходов работников. Все эти процессы
прямо влияют на занятость населения,
цену рабочей силы22.
В России в настоящее время
занятость населения зависит не только
от личных трудовых усилий и инициативы,
но и от социальной политики государства,
в частности в области регулирования рынка
труда (через регулирование занятости,
рабочего времени, изменение структуры
производства, его развитие, формирование
системы социальных гарантий и т.п.). Важную
роль в этой ситуации могут сыграть снятие
ограничений в подвижности рабочей силы,
свобода выбора места жительства (через
развитие, например, рынка жилья), повышение
роли коллективных договоров, расширение
контрактной формы найма рабочей силы23.