Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:24, курсовая работа
Система стандартизации представляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Это реализуется законным правом изготовителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специалистов участвовать в работе технических комитетов.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Понятие стандартизации 4
Глава II Цели, принципы, функции стандартизации 6
Глава III Методы стандартизации 11 Глава IV Государственная система стандартизации в ПМР 18
4.1 Органы и службы стандартизации 20
4.2 Виды и категории стандартов. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
излишнее многообразие и разнотипность промышленной продукции; создать
необходимую техническую базу для организации серийного и массового
производства продукции на специализированных предприятиях; повысить общий уровень качества выпускаемой продукции и его отдельных показателей; ускорить внедрение новой техники.
Метод опережающей стандартизации заключается в установлении
повышенных по отношении к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.
Развитие научно-технического прогресса неизбежно приводит к увеличению темпов морального старения многих видов традиционно выпускаемой продукции.
Одновременно с этим существенно усложняются объекты стандартизации,
увеличивается время разработки и внедрения стандартов в производство,
возрастает число стандартов, нуждающихся в пересмотре. В подобных условиях необходимо использовать опережающую стандартизацию, позволяющую разрабатывать
стандарты не только с учетом имеющихся достижений науки и техники, но и с ориентацией на будущие достижения научно-технического прогресса.
При использовании опережающей стандартизации в стандартах для вновь
разрабатываемой
продукции устанавливаются
опережающие достигнутый отечественный и зарубежный научно-технический уровень. Это делается для того, чтобы в период серийного или массового производства эта продукция по своему техническому уровню и качеству не уступала лучшим образцам.
Разновидностью опережающих стандартов являются ступенчатые стандарты,
включающие в себя показатели качества различного уровня. Для того чтобы
предприятия могли заблаговременно планировать и осуществлять подготовительные работы, определять свою готовность к поэтапному внедрению стандартов, все показатели, нормы и характеристики качества устанавливаются в них в виде ступеней качества с заранее известным сроком введения в действие каждой ступени. Таким образом, опережающие стандарты организуют работу предприятий по улучшению качества выпускаемой продукции на достаточно длительную
перспективу, заставляя при этом ориентироваться на темпы и направления
научно-технического прогресса, лучший отечественный и зарубежный опыт. В опережающих стандартах указываются конкретные сроки, в течение которых показатели технического уровня и качества должны превратиться из опережающих в действующие.
Научно-техническая база опережающей стандартизации включает в себя:
- результаты фундаментальных и прикладных научных
исследований;
- открытия и изобретения, принятые к реализации и
внедряемые в производство;
- результаты прогнозирования потребностей рынка и
населения в конкретной продукции;
- методы оптимизации параметров различных объектов стандартизации.
Опережающие стандарты разрабатываются применительно к конкретному изделию, группе изделий, по размерному ряду. При планировании опережающей стандартизации должен быть реализован принцип комплексности, предполагающий ее тесную взаимосвязь с планированием научно- исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ.
Важнейшей предпосылкой дальнейшего развития опережающей стандартизации является долгосрочное научное прогнозирование, позволяющее определить основные направления совершенствования изделий и пересмотра соответствующих параметров.
4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ПМР
Государственная система стандартизации ПМР начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности
Основой ГСС является фонда законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Этот фонд представляет четырехуровневую систему:
1. Техническое законодательство.
2. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-
экономической информации.
3.
Стандарты отрасли и стандарты
научно-технических и
4.
Стандарты предприятий и
Техническое законодательство является правовой основой ГСС. Оно представляет совокупность законов ПМР, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства ПМР, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции и услуг. Правовую основу его составляют прежде всего законы ПМР «О стандартизации» от 10.06.93
№ 5154-1 (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ); «Об обеспечении единства измерений»; «О сертификации продукции и услуг».
Нормативные документы II уровня представлены:
- государственными стандартами Российской Федерации;
- межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в
действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве
государственных стандартов Российской Федерации;
- государственными стандартами бывшего Союза ССР (ГОСТ);
- правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;
- общероссийскими классификаторами технико-экономической и
социальной информации.
Нормативные документы III уровня представлены стандартами, сфера применения которых ограничена, определенной отраслью народного хозяйства — отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности — стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).
Нормативные документы IV уровня представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).
Закон ПМР от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации» устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех предприятий независимо от их формы собственности, а также для частных предпринимателей. Закон распространяется на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг и другие организации и предприятия.
Закон о стандартизации принят в нашей стране впервые. Ранее вопросы
стандартизации регулировались на правительственном уровне. Отсутствие основ законодательства вело к необходимости принятия большого количества актов различного уровня, отражавших текущие потребности, к их несогласованности, к проблемам в регулировании некоторых основных вопросов. С принятием Закона эти недостатки во многом устраняются, создаются возможности целенаправленного развития законодательства в столь важной для населения и государства области. Отношения в области стандартизации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства ПМР (ст. 2 Закона ПМР
«О стандартизации»).
Методологические
вопросы стандартизации, ее организации
и функционирования изложены в комплексе
государственных основополагающих стандартов
«Государственная система стандартизации
ПМР», новая редакция которого принята
в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля
1994 г. данный комплекс включает следующие
документы:
- ГОСТ ПМР 1.0-92 «Государственная система стандартизации
Приднестровской Молдавской Республики. Основные положения»;
- ГОСТ ПМР 1.2-92 «Государственная система стандартизации
Приднестровской Молдавской Республики. Порядок разработки государственных стандартов»;
- ГОСТ ПМР 1.3-92 «Государственная система стандартизации
Приднестровской Молдавской Республики. Порядок согласования, утверждения и регистрации
технических условий»;
- ГОСТ ПМР 1.4-92 «Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения»;
- ГОСТ ПМР 1.5-92 «Государственная система стандартизации
ПМР. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».
- ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения
технических условий».
4.1 Органы
и службы стандартизации
в ПМР
Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Органы
по стандартизации — это
политике ПМР .
Госстандарт ПМР формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории ПМР
Госстандарт ПМР выполняет следующие функции:
- координирует деятельность государственных органов
управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации и метрологии;
- взаимодействует с органами власти республик в составе
российской федерации и других субъектов федерации в области стандартизации,
сертификации и метрологии;
- направляет деятельность технических комитетов и
субъектов хозяйственной деятельности по разработке и применению стандартов, а также по другим проблемам сообразно своей компетенции;
- подготавливает проекты законов и других правовых актов в
пределах своей компетенции;
- устанавливает порядок и правила проведения работ по
стандартизации, сертификации и метрологии;
- принимает государственные стандарты, осуществляет
регистрацию нормативных документов, стандартных образцов веществ и
материалов;
- руководит деятельностью по аккредитации испытательных
лабораторий и органов по сертификации;
- осуществляет государственный надзор за соблюдением
обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной
сертификации;
- представляет Россию в международных организациях,
занимающихся вопросами стандартизации, сертификации и метрологии и в
межгосударственном совете СНГ;
- сотрудничает с соответствующими органами зарубежных стран;
- руководит работой научно-исследовательских институтов и
Информация о работе Методы стандартизации 11 Глава IV Государственная система стандартизации в ПМР