Метод экспертных оценок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 18:44, реферат

Краткое описание

Современная экономика предъявляет новые, более высокие требования к управлению. Вопросы совершенствования методов управления приобретают сейчас очень важное значение, поскольку именно в этой сфере имеются еще большие резервы роста эффективности народного хозяйства.
Существенным фактором повышения научного уровня управления является применение при подготовке решений математических методов и моделей. Однако, полная математическая формализация технико-экономических задач часто неосуществима вследствие их качественной новизны и сложности. В связи с этим все шире используются экспертные методы, под которыми понимают комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для подготовки и выбора рациональных решений.
Экспертные методы применяют сейчас в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления общественным производством и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании. В последние годы экспертные оценки находят широкое применение в социально-политическом и научно-техническом прогнозировании, в планировании народного хозяйства, отраслей, объединений, в разработке крупных научно-технических, экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления.
Применение экспертных методов обеспечивает активное и целенаправленное участие специалистов на всех этапах принятия решений, что позволяет существенно повысить их качество и эффективность.
Целью данной работы является изучение метода экспертных оценок, а именно роли экспертизы в управлении, порядка организации экспертного оценивания, видов шкал и порядка их использования.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Метод экспертных оценок…………………….………………….......4
Организация экспертного оценивания………..……………………..7
Подбор экспертов……………………………………………………..8
Опрос экспертов……………………………………………….……..10
Примеры применения метода экспертных оценок…………...……12
Заключение……………………………………………….…………..14
Список литературы………………………………………………..…16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Метод экспертных оценок.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

     Еще одной проблемой является организация  процедуры подбора экспертов, т.е. определение четкой последовательности работ, выполняемых в процессе подбора экспертов и необходимых ресурсов для их реализации.

     Максимальное  число экспертов в группе проверяется  на ограничение по финансовым ресурсам. Определив зависимость между достоверностью, количеством экспертов и расходами на оплату, группа управления представляет руководству эту информацию и формулирует возможные альтернативы решений. Такими альтернативами могут быть либо снижение достоверности результатов экспертного оценивания до уровня, обеспечивающего выполнение ограничения по расходам на оплату экспертов, либо сохранение исходного требования на достоверность экспертизы и увеличение расходов на оплату экспертов.

     Следующим этапом работы по подбору экспертов  является составление предварительного списка экспертов. При составлении этого списка проводится анализ качеств экспертов. Кроме учета качеств экспертов, определяются их местонахождение и возможности участия выбранных специалистов в экспертизе. При оценке качеств учитывается мнение людей, хорошо знающих кандидатов в эксперты.

     После составления списка экспертов им направляются письма с приглашением участвовать в экспертизе. В письмах объясняется цель проведения экспертизы, ее сроки, порядок проведения, объем работы и условия вознаграждения. К письмам прилагаются анкеты данных эксперта и самооценки компетентности. Получив ответы экспертов, группа управления составляет окончательный список группы экспертов.

     После составления и утверждения списка экспертам посылается сообщение  о включении их в состав экспертной группы. Если экспертное оценивание производится методом анкетирования, то одновременно с уведомлением о включении в экспертную группу всем экспертам высылается анкета с необходимыми инструкциями для их заполнения. Сообщением экспертам о включении их в экспертизу заканчивается работа по подбору экспертов.

  Опрос экспертов

     Опрос – главный этап совместной работы группы управления и экспертов. Основным содержанием опроса является:

  - постановка задачи и предъявление  вопросов экспертам;

  - информационное обеспечение работы экспертов;

  - выработка экспертами суждений, оценок, предложений;

  - сбор результатов работы экспертов.

     Можно назвать три типа задач, которые решаются в процессе опроса:

  1) оценка качественная или количественная заданных объектов;

  2) построение новых объектов;

  3) построение и оценка новых объектов.

     При коллективной экспертизе используются следующие основные виды опроса: дискуссия, анкетирование и интервьюирование, метод коллективной генерации идей, или мозговой штурм.

     Анкетирование может проводиться с обратной связью или без нее. При анкетировании с обратной связью опрос экспертов производится в несколько этапов с доведением до сведения экспертов некоторых результатов опроса на предыдущем этапе, включая оценки отдельных экспертов и их аргументацию.

     Главным в организации опроса является обеспечение  максимума информации и максимума  творческой активности, самостоятельности эксперта. Необходимо стремиться довести до каждого эксперта по возможности всю информацию, относящуюся к анализируемому явлению, которой располагают как эксперты, так и организаторы опроса, не лишая в то же время эксперта творческой самостоятельности и активности.

     Однако  возможности эксперта по переработке  информации ограниченны. В результате эксперт может принять решение, не используя всей информации, имеющейся в его распоряжении. Кроме того, новая информация воспринимается человеком с определенным внутренним сопротивлением и не сразу влияет на уже сложившиеся субъективные оценки. Отношение к новой информации благожелательнее, а восприятие и использование ее полнее, если она представляется в доходчивой, яркой и компактной форме.

     Из  этих психологических особенностей следует необходимость предоставления экспертам возможностей для фиксации поступающей информации путем ведения записей, использования технических средств, а также необходимость предварительной обработки информации и представления ее экспертам в наиболее воспринимаемой форме.

     Необходимо  подчеркнуть противоречивость значения обмена экспертами информацией, так как получение такой информации таит опасность потери творческой независимости в построении модели объекта экспертом. Разрешение этого противоречия в полной мере невозможно, и при каждой экспертизе ее организаторы должны находить разумный компромисс, прежде всего, путем выбора вида опроса, формы и степени общения экспертов.

     Каждый  из видов опроса имеет свои достоинства  и недостатки в построении обмена информацией между экспертами и  в организации их независимого творчества. Выбор того или иного вида опроса определяется многими факторами, из которых основными являются:

  - цель и задачи экспертизы;

  - существо и сложность анализируемой  проблемы;

  - полнота и достоверность исходной  информации;

  - требуемые объем и достоверность  информации, получаемой в результате опроса;

  - время, отведенное на опрос  и экспертизу в целом;

  - допустимая стоимость опроса, и  экспертизы в целом;

  - количество экспертов и членов  группы управления, их характеристики.

     Анкетирование является наиболее эффективным и  самым распространенным видом опроса, ибо позволяет наилучшим образом сочетать информационное обеспечение экспертов с их самостоятельным творчеством. 

Примеры применения метода экспертных оценок

     Экспертные  оценки бывают индивидуальные и коллективные.

     Индивидуальные  оценки - это оценки одного специалиста. Например, преподаватель единолично ставит отметку студенту, а врач - диагноз больному.

     Но  в сложных случаях заболевания  или угрозе отчисления студента за плохую учебу обращаются к коллективному  мнению - симпозиуму врачей или комиссии преподавателей. Аналогичная ситуация - в армии. Обычно командующий принимает решение единолично. Но в сложных и ответственных ситуациях проводят военный совет. Один из наиболее известных примеров такого рода - военный совет 1812 г. в Филях, на котором под председательством М.И. Кутузова решался вопрос: "Давать или не давать французам сражение под Москвой?"

     Другой  простейший пример экспертных оценок - оценка номеров в КВН. Каждый из членов жюри поднимают табличку со своей оценкой, а технический работник вычисляет среднюю арифметическую оценку, которая и объявляется как коллективное мнение жюри.

     В фигурном катании процедура усложняется - перед усреднением отбрасываются  самая большая и самая маленькая  оценки. Это делается для того, чтобы  не было соблазна завысить оценку одной спортсменке или занизить другой. Такие резко выделяющиеся из общего ряда оценки будут сразу отброшены.

     Экспертные  оценки часто используются при выборе, например:

- одного  варианта технического устройства  для запуска в серию из нескольких образцов,

- группы  космонавтов из многих претендентов,

- набора  проектов научно-исследовательских  работ для финансирования из  массы заявок,

- получателей  экологических кредитов из многих  желающих,

- при  выборе инвестиционных проектов  для реализации среди представленных, и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Динамизм  и новизна современных народнохозяйственных задач, возможность возникновения  разнообразных факторов, влияющих на эффективность решений, требуют, чтобы  эти решения принимались быстро и в то же время были хорошо обоснованы. Опыт, интуиция, чувство перспективы в сочетании с информацией помогают специалистам точнее выбирать наиболее важные цели и направления развития, находить наилучшие варианты решения сложных научно-технических и социально-экономических задач в условиях, когда нет информации о решении аналогичных проблем в прошлом.

     Использование метода экспертных оценок помогает формализовать  процедуры сбора, обобщения и  анализа мнений специалистов с целью  преобразования их в форму, наиболее удобную для принятия обоснованного решения.

     Но, следует заметить, что метод экспертных оценок не может заменить ни административных, ни плановых решений, он лишь позволяет  пополнить информацию, необходимую  для подготовки и принятия таких  решений. Широкое использование экспертных оценок правомерно только там, где для анализа будущего невозможно применить более точные методы.

     Экспертные методы непрерывно развиваются и совершенствуются. Основные направления этого развития определяются рядом факторов, в числе которых можно указать на стремление расширить области применения, повысить степень использования математических методов и электронно-вычислительной техники, а также изыскать пути устранения выявляющихся недостатков.

     Несмотря на успехи, достигнутые в последние годы в разработке и практическом использовании метода экспертных оценок, имеется ряд проблем и задач, требующих дальнейших методологических исследований и практической проверки. Необходимо совершенствовать систему отбора экспертов, повышение надежности характеристик группового мнения, разработку методов проверки обоснованности оценок, исследование скрытых причин, снижающих достоверность экспертных оценок.

     Однако уже и сегодня экспертные оценки в сочетании с другими математико-статистическими методами являются важным инструментом совершенствования управления на всех уровнях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 

1. Бешелев С. Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки. М., Наука, 197, 246 с. 

2. Евланов Л. Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. М., Экономика, 1978, 133 с. 

3. Тихомиров Ю. А. Управленческое решение. М., Наука, 1996, 278 с. 

4. http://www.aup.ru/books/m157/3_4_1.htm 
 
 
 
 
 

Информация о работе Метод экспертных оценок