Обзор статистики уровня жизни населения РФ за период 1998-2000 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Словом статистика в середине XVIII в. стали обозначать совокупность разного рода фактических сведений о государствах (от латинского “статус” – государство). К таким сведениям относились данные о численности и движении населения государств, их территориальном делении и административном устройстве, экономике и т.д.
В настоящее время термин “статистика” имеет несколько связанных друг с другом значений. Одно из них близко соответствует изложенному выше. Статистикой часто называют совокупность фактов о той или иной стране. Главные из них систематически публикуются в специальных изданиях по установленной форме.

Содержание

Введение. 3
1. Статистика как параметр совокупности. 3
2. Закон больших чисел. Статистическая закономерность. 4
3. Мальчик или девочка? 6
4. Статистика населения. 7
5. Демографическая статистика. 8
5.1. Задачи демографической статистики. 8
5.2. Показатели численности и состава населения. 8
5.3. Показатели механического движения. Миграция. 9
5.4. Естественное движение населения. 9
5.5. Исчисление перспективной численности населения. 10
6. Методы исследования, применяемые в статистике населения. 10
7. Статистика доходов населения. 12
8. Обзор статистики уровня жизни населения РФ за период 1998-2000 гг. 13
8.1. Уровень жизни населения после кризиса 1998 года. 13
8.1.1. Основные черты кризиса благосостояния в1998-2000 гг. 13
8.1.2. Зона обеспеченности и зона бедности. 15
8.1.3. Адаптация населения. 17
8.1.4. Поддержка со стороны предприятий «избыточной занятости». 17
8.1.5. Сохранение значительной части государственных социальных гарантий. 18
8.1.6. направления кризисных воздействий. 18
8.2. Итоги 1999 года и прогноз на 2000 год. 21
Заключение. 23
Список используемой литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая статистика населения!!!.docx

— 154.67 Кб (Скачать файл)

 

      8.1.3. Адаптация населения. 

     Сжатие  реальных доходов привело к существенным изменениям в экономическом поведении  людей - как в сфере потребления, так и в сфере занятости, - это  способствовало их адаптации к новым  социально-экономическим условиям. Можно выделить три доминировавшие формы такой адаптации.

     Первая - снижение потребительских стандартов до уровня, обеспечиваемого располагаемыми доходами.

     Одной из главных форм социальной адаптации  стало снижение ("упрощение") жизненных  стандартов и базирующихся на них  потребительских запросов. Население  вынуждено было не только меньше потреблять, но и меньше "хотеть" потреблять. Это проявилось, в частности, в  снижении оценок населением того объема доходов, который требуется для  удовлетворения минимальных потребностей (субъективный прожиточный минимум). Согласно социологическим опросам, если в 1994 г. соотношение таких оценок с фактической величиной прожиточного минимума составляло около трех раз, то к 1997 г. оно снизилось до двух раз.

     Одним из проявлений изменения потребительских  стандартов стало увеличение сроков службы сложной бытовой техники.

     Вторая  - натурализация производства и потребления, расширение потребления продукции собственного производства.

     В период 1992-1997 гг. отношение потребления  продуктов в натуральной форме  к покупке товаров возросло с 7 до 15-16%. По ряду важнейших видов  продуктов питания производство в личных подсобных хозяйствах сыграло  определяющую роль в поддержании  потребления. Так, доля картофеля, производимого  в хозяйствах населения, в общем  объеме его производства возросла с 1990 по 1996-1997 гг. с 66 до 90-91%, овощей - с 30 до 76-77%, мяса - с 25 до 52-56%, молока - с 24 до 45-47%. Причем основная часть этой продукции  потреблялась в самих домашних хозяйствах: уровень товарности производимых в  хозяйствах населения картофеля, овощей, мяса и молока в 1996-1997 гг. составил соответственно 10, 9-10, 23, 18% (для сравнения: 1991 г. - 29, 17, 30, 25%).

     Особо важную роль натурализация производства и потребления стала играть в  малообеспеченных семьях. Согласно социологическим  опросам, в "зоне бедности" данный источник вышел на первое место среди  всех факторов адаптации населения  к новым экономическим условиям.

     Третья  - интенсификация труда, отказ от выходных и отпусков - дополнительная (вторичная) занятость населения.

     По  оценкам, к 1998 г. дополнительной занятостью были охвачены 13-15 млн. человек, или  около 20% экономически активного населения  России. По большей части эта работа либо вообще не требовала профессиональной подготовки, либо эти требования были достаточно низкими. Дополнительный доход  работников, вовлеченных во вторичную  занятость, составлял более половины заработка по основному месту  работы.  

     8.1.4. Поддержка со стороны  предприятий «избыточной  занятости». 

     Одним из ключевых факторов устойчивости российской модели благосостояния было нерыночное поведение предприятий, направленное на поддержание численности занятых. В то время как объем производства (ВВП) сократился в 1992-1997 гг. на 36%, численность  наемных работников снизилась лишь на 17%. По опросам руководителей предприятий, доля избыточных занятых оценивалась  в 1995-1996 гг. в 25%.

     Предприятия практически взяли на себя функцию  социальной поддержки, перераспределяя  в пользу населения часть произведенной  добавленной стоимости. Заработная плата выполняла не только экономические  функции, но и играла роль социального  пособия. Несмотря на общий низкий уровень  заработной платы "избыточно занятых", дополнительные выплаты в форме  оплаты труда достигли к 1998 г. 9-10% ВВП  (16-18% денежных доходов населения). Соответственно доля оплаты труда наемных работников в валовом продукте экономики возросла с 18% в 1992 г. до 28% в 1997-1998 гг.

     Кроме того, как показывают расчеты, сокращение численности занятых из-за свертывания  производства привело бы к тому, что в 1998 г. уровень безработицы  в России составил бы не 10-11%, а 25-30% экономически активного населения.  

     8.1.5. Сохранение значительной  части государственных  социальных гарантий. 

     Устойчивость  российской модели благосостояния обеспечивалась также тем, что значительная часть  жизненно важных социальных услуг оставалась фактически выведенной за рамки рыночных расходов населения. Сохранились, хотя и в урезанном виде, общедоступность  услуг образования и здравоохранения, низкая стоимость жилищно-коммунальных услуг. По данным Госкомстата РФ, объем  расходов на конечное потребление государственных  учреждений, оказывающих социальные услуги, за годы реформ в реальном выражении  практически не сократился (1992-1997: -0,2%). Соответственно по доле в ВВП эти  расходы возросли с 6,5% в 1991 г. до 9,7% в 1997 г.

     В предкризисный период государство (бюджет и внебюджетные фонды) оставалось основным субъектом финансирования важнейших социальных отраслей. Его  доля в обеспечении расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение  составляла 60-80%.

     Это позволило существенно снизить  экономическую нагрузку на доходы населения  прежде всего в "зоне бедности". Домашние хозяйства покрывали менее 30% текущих расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и 10-12% на услуги образования  и здравоохранения. Социальные услуги, финансируемые государством, в 1996-1997 гг. составляли 21-22% по отношению к  доходам населения - даже больше, чем  в дореформенный период.

      

     8.1.6. Направления кризисных  воздействий. 

     Кризис 1998 г. воздействовал на модель благосостояния по трем основным направлениям.

     Первое. Существенно ухудшилось положение российского среднего класса. По сравнению с до кризисным периодом доля денежных доходов верхнего слоя ("зоны обеспеченности") в общем объеме доходов населения снизилась с 47 до 42%. Численность среднего класса сократилась на четверть - до 15% населения (20-22 млн. человек). Снижение уровня жизни представителей российского среднего класса проявилось также в ухудшении качества ресурсного наполнения потребительского спроса из-за "вымывания" импорта (доля импорта в ресурсах товарооборота сократилась с 47% в первом полугодии 1998 г. до 29-33% в I-III кварталах 1999 г.).

     Наиболее  сильно пострадали высокооплачиваемые наемные работники и мелкие предприниматели. Согласно социологическим обследованиям, средний бюджет семьи представителей малого бизнеса до и после кризиса  составил соответственно 900 и 340 долл. В  то же время, как отмечалось выше, уровень  предпринимательского дохода в среднем  сократился значительно меньше, чем  другие элементы доходов - оплата труда  и социальные трансферты.

     Второе. Расширилась "зона бедности", в положении малообеспеченных возникли качественно новые негативные моменты.

     В результате финансового кризиса  за чертой прожиточного минимума оказалась  примерно половина населения. Масштабы распространения бедности расширились  на 10-15 млн. человек и достигли 70-75 млн. человек (1999 г.), из них на грани  нищеты оказались 20-25 млн. человек. Одновременно с расширением масштабов бедности произошел ряд существенных изменений  в экономическом положении малообеспеченных.

     Прежде  всего уменьшились среднедушевые  доходы - с 70% стоимости прожиточного минимума до 50-55% (1999 г.). Это закономерно  привело к ухудшению качества потребления. Удельный вес расходов на товары и услуги первой необходимости  в общем объеме потребительских  расходов возрос с 84% в 1996-1997 гг. до 92% в 1999 г., на капитальные блага - упал с 9% до 4%.

     Само  потребление все больше приобретает  характер натурального потребления  за счет собственного интенсивного производства. Доля натуральных поступлений в  располагаемых ресурсах малообеспеченного  населения повысилась больше чем  на треть - с 13% в 1997 г. до 17% в 1999 г.

     Сузилось  пространство для вертикальной социальной мобильности. Многие прежние возможности  получения высоких доходов резко  сократились или исчезли. Возник процесс нисходящей мобильности - снижения социального статуса в верхних  социальных группах. Согласно социологическим  обследованиям, только 40% тех, кто до кризиса относил себя к среднему классу, сохранили свой социальный статус.

     Существенно сократился и другой фактор устойчивости - государственная социальная поддержка. Уменьшение ресурсов для финансирования непроцентных расходов консолидированного бюджета обусловило снижение его  социальных расходов (образование, здравоохранение, культура, социальная политика) - в реальном выражении на 15% (1999 г. к 1998 г., по дефлятору  ВВП). Доля социальных расходов бюджета  в ВВП упала с 9-11% в 1996-1998 гг. до 7,5% в 1999 г.

     В результате одновременно с падением реальных доходов сузилась и государственная  социальная поддержка населения. Ее доля по отношению к денежным доходам  населения упала с 21-22% в 1996-1997 гг. до 17% в 1999 г. Кризис государственных  финансов актуализирует проблему переноса бремени финансирования социальной инфраструктуры на само население, что  крайне негативно скажется на уровне жизни.

     Третий  фактор устойчивости модели благосостояния, существенно ослабевший после кризиса 1998 г., - возможность получения дополнительных доходов за счет вторичной занятости. Согласно социологическим опросам, в первой половине 1999 г. масштабы вторичной занятости сократились до 11-13 млн. человек, т.е. на 20-25%.

     Важнейшим фактором, обусловливающим переход  к новой модели благосостояния, стало  изменение ориентиров поведения  предприятий - от социального патернализма к рыночному рационализму. Одним  из проявлений этого поворота стал отказ от индексации оплаты труда  наемных работников в соответствии с уровнем инфляции. Другое проявление - изменение отношения к избыточной занятости (скрытой безработице). Последняя, согласно опросам руководителей  предприятий, снизилась с 36% в 1997 г. до 15% в 1999 г. Это сокращение было связано  не с вовлечением в производство незадействованного кадрового потенциала, а преимущественно с высвобождением занятых. Так, среднемесячная численность  промышленно-производственного персонала  уменьшилась на 8%, с 11,3 млн. человек  в 1997 г. до 10,6 млн. человек в первые девять месяцев 1999 г.  

     

     

 

Показатели, характеризующие  обеднение населения  в 1998-1999 годах,

в %

     
     

        Денежные доходы на душу населения в 1998 г. составили 970 руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3.8% в номинальном выражении. Реальные доходы населения сократились на 18.2% (в 1997 г. реальные денежные доходы выросли на 22.4%). Таким образом, дефлятор по денежным доходам в 1998 г. составил 126.9. В структуре денежных доходов возросла доля заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности, при этом снизилась доля социальных трансфертов за счет роста задолженности по выплате пенсий и пособий на детей.  
 

    Динамика  реальных доходов  населения и заработной платы (12.95 = 100%)  

 

      Реальный размер средней заработной платы (начисленной) в 1998 г. уменьшился по сравнению с уровнем 1997 г. на 13.8%, среднемесячная начисленная заработная плата составила 1095 млрд. руб. Просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 1999 г. равнялась 77.0 млрд. руб. (из нее задолженность из-за отсутствия финансирования из бюджетов всех уровней - 19.7 млрд. руб.); однако за декабрь 1998 г. задолженность сократилась на 8.0 млрд. руб. (на 2.4 млрд. руб.).  
          
Реальный размер назначенной пенсии в 1998 г. снизился на 4.8% по сравнению с аналогичным показателем в1997 г.  

8.2. Итоги 1999 года  и прогноз на 2000 год. 

     Прогнозные оценки состояния доходов и расходов населения на 1999 г. были достаточно стабильными и менялись в течение года незначительно. Основными факторами, определявшими динамику доходов населения, были следующие. Во-первых, то, насколько предприятия, получившие преимущества от девальвации, будут восстанавливать уровень заработной платы, резко сократившийся после финансового кризиса. Во-вторых, насколько активно в рамках принятого бюджета будут происходить индексация заработной платы и погашение задолженности по социальным платежам. Напомним, что средняя начисленная заработная плата в промышленности сократилась после кризиса в три раза в пересчете на иностранную валюту. Соответственно, и заработная плата работникам бюджетной сферы, несмотря на частичное погашение задолженности, существенно снизилась в реальном исчислении.

Информация о работе Обзор статистики уровня жизни населения РФ за период 1998-2000 гг