Организация статистики в Республике Беларусь. Источники и способы получения статистической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:48, реферат

Краткое описание

В 1918 году губернские статистические отделы были преобразованы в губернские статистические бюро.
Формирование в Беларуси республиканского статистического центра началось после провозглашения 1 января 1919 года Социалистической Советской Республики Беларусь (ССРБ).

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.docx

— 25.08 Кб (Скачать файл)

 

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Московский государственный университет  экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

 

Индивидуальное задание

 

 

Кафедра:бухгалтерского учета и финансов

 

по дисциплине: «статистика»

на тему: «Организация статистики в Республике Беларусь. Источники и способы получения статистической информации.»

 

 

 

2013г.

 

 

Организация статистики в Республике Беларусь. Источники и способы получения  статистической информации.

Становление государственной статистики Республики Беларусь неразрывно связано  с историей развития страны. В XIX веке статистика Беларуси являлась практически  частью общероссийской статистики. Началом  ее возникновения послужило создание губерний.

 В начале XX столетия в Минске, Витебске, Могилеве, Гродно существовали  статистические отделы, деятельность  которых в основном была направлена  на проведение переписей 1914, 1916 и 1917 годов. 

 В 1918 году губернские статистические  отделы были преобразованы в  губернские статистические бюро.

 Формирование в Беларуси  республиканского статистического  центра началось после провозглашения 1 января 1919 года Социалистической  Советской Республики Беларусь (ССРБ).

23 августа 1920 года Военно-революционный  комитет ССРБ, организованный в  качестве белорусского Правительства,  принял постановление о формировании  статистических учреждений на  территории республики. Ведение  статистики в пределах Беларуси  возлагалось на Центральное статистическое  бюро и образуемые им местные  органы. Именно эта дата считается  официальным днем создания органов  государственной статистики Республики  Беларусь.

 В 1924 году Центральное статистическое  бюро было реорганизовано в  Центральное статистическое управление  БССР (ЦСУ БССР), которое в 1987 году  было преобразовано в Государственный  комитет Белорусской ССР по  статистике.

 После распада Советского  Союза республика стала самостоятельным  государством. Обретение республикой  реальной государственности, вхождение  ее в мировое сообщество, демократические  преобразования и развитие негосударственного  сектора потребовали становления  национальной статистической службы  соответствующей статусу независимого  государства. 

 В 1997 году впервые принят  Закон Республики Беларусь «О  государственной статистике», устанавливающий  порядок организации и ведения  государственной статистики в  республике и регулирующий отношения,  связанные с осуществлением государственной  статистической деятельности.

 Установление Указом Президента  Республики Беларусь в 2000 году  Дня работников государственной  статистики (23 августа) явилось признанием  со стороны государства важности  и необходимости нелегкого труда  статистиков. 

 Принятый Главой государства  в 2008 году Указ о преобразовании  Минстата в Белстат с подчинением  непосредственно Президенту Республики  Беларусь был направлен на  повышение эффективности работы  органов государственной статистики, их независимости при осуществлении  государственной статистической  деятельности.

 Система органов государственной  статистики включает два уровня: республиканский и региональный. Республиканский уровень представляет  Национальный статистический комитет,  региональный уровень – главные  статистические управления областей  и города Минска.

 Сегодня Главное статистическое  управление города Минска, являясь  территориальным органом Белстата, имеет все возможности успешно  решать поставленные задачи перед  органами статистики.

В Главном управлении трудится более 200 человек. Структура Главного управления представлена руководством, 13 отраслевыми  отделами статистики, отделом информационных технологий, 9 отделами статистики по районам  города, административно-хозяйственным  отделом, отделом кадров и правовой работы, бухгалтерского учета и финансов. Как и во все времена, основу коллектива составляют женщины. Работники Главного управления – это высококвалифицированные специалисты, профессионалы в своем деле. Ежегодно Главное управление разрабатывает около 90 форм государственной статистической отчетности, собирает более 500 тысяч отчетов.

Сбор первичных статистических данных, подготовка и передача сводных  данных на Белстат – это только малая часть того, что ежедневно  выполняют работники Главного управления.

Главным управлением систематически ведется разъяснительная работа с респондентами по вопросам заполнения и методологии учета статистической отчетности, укрепления отчетной дисциплины.

Большое внимание Главное управление уделяет аналитической и проверочной  работе, вопросам распространения статистических данных (информации).

Ежемесячно готовится экспресс-информация и доклад о социально-экономическом  положении города Минска, ежегодно выпускаются более полторы тысячи бюллетеней, издается статистический справочник «Город Минск в цифрах»; «Статистический ежегодник города Минска» и многое другое. Проводятся единовременные обследования.

Сегодня Главное управление ищет новые  пути взаимодействия и установления партнерских отношений с респондентами.

На официальном сайте Мингорисполкома  на своей страничке размещает  информацию полезную как для респондентов (о порядке представления государственной  статистической отчетности с указанием  перечней форм), так и широкого круга  пользователей (это экспресс-информация о социально-экономическом развитии города, пресс-релизы и другое).

На информационных стендах в  Главном управлении и в отделах  статистики районов респонденты  могут найти полезную для себя информацию о порядке представления  государственной статистической отчетности и другое.

 Ведется официальная переписка  в сети Интернет посредством  электронного почтового ящика. 

Практически каждый экономист сегодня  имеет свой личный персональный современный  компьютер. В то время как в 60-е  годы почти все работы в управлении выполнялись работниками вручную. Основным средством механизации  были счеты и арифмометры.

 В 2012 году респонденты малого  бизнеса имели реальную возможность  представить отчеты по формам 1-мп и 1-мп (микро) в электронном  формате. 

Таким образом, накоплен огромный практический опыт, знания, решено много организационных  и методологических вопросов, создана  материальная и техническая база.

 Имеются все условия для  решения основных задач, стоящих  перед государственной статистикой:  улучшения качества и повышения  доступности официальных статистических  данных, совершенствования методологии  статистики, обеспечения строгого  контроля полноты, достоверности,  статистических данных. В настоящее время развитие любого государства невозможно без систематического изучения массовых явлений и процессов. Это значит, что статистические исследования должны проводиться регулярно по обширному кругу показателей. Для чего необходим постоянно действующий аппарат, организованный в масштабе общества в целом.

 В различных странах существуют  два основных типа организации  статистики: необособленная и обособленная.

Необособленная организация предполагает проведение статистической работы в  подразделениях различных органов  управления государства.

Обособленная организация предполагает создание в числе государственных  органов специальных статистических учреждений, осуществляющих сбор и  обработку информации в масштабе всей страны. Это более высокий  тип организации статистики.

 На практике наблюдается  сочетание этих форм статистики: наличие государственных органов  статистики и функционирование  ведомственной статистики.

 Обособленная организация в  свою очередь может быть централизованной  и децентрализованной.

Децентрализованная система состоит в том, что сбор и обработка статистической информации осуществляется в подразделениях государственных органов управления в рамках их компетенции и далее от них данные поступают в специальный статистический орган для сводки и анализа в масштабах государства в целом. Статистические исследования в стране направляются методическими рекомендациями, разрабатываемыми этим органом. Соблюдение этих рекомендаций обеспечивает сводимость и сопоставимость показателей, поступающих в статистический орган из различных источников.

Централизированная система сбора и обработки статистической информации предполагает, что основная часть работы (или вся работа) централизируется в специальных статистических органах. Последние образуют целостную общегосударственную систему, включающую центральное статистическое учреждение и разветвленную сеть местных статистических органов, размещенных по всей территории страны и ведущих наблюдение за всеми основными сферами хозяйственной жизни и социальных явлений. Эти статистические учреждения обеспечивают обработанными данными органы государственного управления, хозяйственные, научные и общественные организации.

 В этом случае создаются  наилучшие условия для обеспечения  метологического и организационного  единства статистических исследований, автоматизации статистической работы.

Статистическая  система В чистом виде централизованной системы нет. Однако во всем мире наблюдается общая тенденция к повышению уровня централизации статистических исследований, более тесного взаимодействия статистики с другими видами социально-экономической информации, с задачами учета и контроля.

 Развитие НТП, компьютеризация  вносят определенное своеобразие  в организацию статистики, так  как изменяется традиционная  структура статистической работы (разработка методов и систем  статистических показателей, организации  методик проведения исследований).

Статистическая работа в Республике Беларусь строится в соответствии с  методологическими и организационными принципами и положениями системы  государственной статистики. В основе построения системы государственной  статистики лежат идеи единства методологии  и принципов организации, сбора  и обработки статистических данных, тесной связи статистических службы с органами управления, единства системы  учета и статистики. Все это  отражено в законе “О государственной  статистике”.

 Статистическая работа всегда  является массовой, охватывающей  большое число объектов по  всей территории страны. Чтобы  такая работа проводилась в  строгом соответствии с требованиями  статистической науки, нужны единая  методология, единый организационный  план, централизованное руководство.

 Руководящим организационным  и методологическим центром статистики  в Республике Беларусь является  Министерство статистики и анализа  Республики Беларусь. Это главный  учетно-статистический центр страны  по управлению статистикой, учетом  и отчетностью во всех отраслях  народного хозяйства.

 В состав министерства входят  Управление совершенствования методологии  статистики, Управление сводной  статистики, Управление баланса  народного хозяйства, Управление  статистики населения и др.

Основными функциями Минстата являются:

1) разработка, анализ и предоставление  органам государственного управления  статистических данных о состоянии  экономики, производственных ресурсов, развитии различных форм собственности  и т.д.;

2) проведение статистической работы  по совершенствованию системы  статистических показателей, методов  обработки и анализа экономической,  социальной и другой информации; организация государственных статистических  наблюдений;

3) утверждение и совершенствование  форм статистической отчетности  и инструкций по их заполнению, обеспечение бланками статистической  отчетности;

4) проверка постановки учета  и достоверности отчетных данных  в министерствах и ведомствах, на предприятиях и организациях;

5) руководство автоматизацией сбора  и обработки статистической информации  и создание автоматизированных  банков данных;

6) публикация статистических материалов, научной и популярной статистической  литературы.

Информация о работе Организация статистики в Республике Беларусь. Источники и способы получения статистической информации