Основные направления статистического изучения отчетных данных по продукции промышленных предприятий автомобильного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:30, контрольная работа

Краткое описание

Статистическое изучение отчетных данных по перевозкам выполняется в следующей последовательности:
- контроль за выполнением плана (по объему перевозок, объему транспортной работы);
- характеристика ритмичности выполнения плана;
- оценка качества выполнения перевозок (выполнение договорных

Содержание

Основные направления статистического изучения отчетных данных по продукции промышленных предприятий автомобильного транспорта . . . . 3
Задача 1.5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Задача 6.21 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика кр.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

“Тихоокеанский  государственный университет”

 

 

 

 

                                                           Кафедра ЭАТ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Статистика на транспорте

 

вариант 19

 

 

 

 

 

                                           Выполнила студентка 4 курса

                                          Специальность ОПЗФ

                                           Шифр 070430394

                                           Успенская Е.Ю.

                                           Проверил

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011 г.

Содержание:

 

Основные направления статистического изучения отчетных данных по продукции промышленных предприятий автомобильного транспорта  . . . . 3

 

Задача 1.5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

 

Задача 6.21 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  12

 

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления  статистического изучения отчетных данных по продукции промышленных предприятий автомобильного транспорта.

 

    Статистическое изучение отчетных данных по перевозкам выполняется в следующей последовательности:

- контроль за выполнением  плана (по объему перевозок,  объему транспортной работы);

- характеристика ритмичности  выполнения плана;

- оценка качества выполнения  перевозок (выполнение договорных  обязательств, соблюдение расписания  движения транспортных средств);

- выявление условий  выполнения плана перевозок и  оценка влияния факторов;

- изучение динамики  перевозок и их сезонной неравномерности.

 

    Контроль за выполнением плана по перевозкам осуществляется нарастающим итогом. Процент выполнения годового плана исчисляется в трех вариантах:

  1. выполнение плана каждого месяца;
  2. выполнение плана по нарастающему итогу с начала года;
  3. выполнение годового плана нарастающим итогом.

    Аналогично  нарастающим итогом контролируется  выполнение плана по грузообороту, при этом необходимо сопоставлять  процент выполнения плана по  грузообороту с процентом выполнения плана по объему перевозок. Более высокий процент выполнения плана по грузообороту объясняется увеличением среднего расстояния перевозки 1 т груза по сравнению с планом, более низкий – уменьшением среднего расстояния перевозки.

 

    Особое внимание  уделяется контролю за выполнением плана по клиентуре и родам грузов. Здесь исчисляется процент выполнения плана хозяйственных договоров по каждому грузоотправителю и выявляются причины его недовыполнения. В целом по предприятию определяется показатель выполнения плана по объему перевозок с учетом выполнения договорных обязательств.

 

    Важнейшим  показателем работы предприятия  является ритмичность выполнения плана по перевозкам. Только при ритмичной работе достигается выполнение плана по перевозкам при наименьшей их себестоимости и обеспечивается нормальная, равномерная работа предприятий, обслуживаемых транспортом (строительных организаций, промышленных предприятий и др.).

    Ритмичность  работы предприятий транспорта  означает постоянное на всем  протяжении месяца выполнение  и перевыполнение плана-графика по перевозкам. План-график может быть построен по-разному, в зависимости от конкретных условий. Он может быть построен равномерно по дням, пятидневкам, декадам или в нарастающем темпе.

    Контроль за  ритмичностью осуществляется в  целом по предприятию и по отдельным его подразделениям. Он может проводиться по отправлению и погрузке, прибытию и выгрузке грузов, по объему выполненных перевозок и грузообороту. Для этого используются плановые и отчетные данные об объеме перевозок за каждый день; на их основе исчисляется фактический процент выполнения месячного плана. Его сравнивают с тем, который должен быть при ритмичной работе.

    Многие предприятия  при оперативном контроле за  ходом выполнения плана используют  графические изображения – линейные  диаграммы, на которые наносят плановые и фактические данные об объеме перевозок за каждый день. Сопоставление линии, отражающей фактический объем перевозок, с линией планового объема позволяет судить о ритмичности работы.

    Эти два  метода контроля дают правильное представление о характере и размере отклонений от плана. Но по ним нельзя определить количественную оценку, необходимую для сравнения ритмичности работы предприятия в разные периоды, а также для сравнения предприятий по уровню ритмичности. Для этих целей используют специальные показатели. Чаще всего на практике применяют коэффициент ритмичности. Чем ближе значение показателя к 100%, тем ритмичнее работает предприятие. Недостатком этого показателя является то, что он не отражает перевыполнение суточных планов.

 

    При анализе  статистических данных по перевозкам  особое внимание следует уделять  изучению качества перевозки грузов и пассажиров. Важнейшими показателями в статистике перевозок являются средняя продолжительность и средняя скорость доставки груза.

   Качество пассажирских перевозок оценивается регулярностью движения транспортных средств. Например, регулярность движения автобусов определяется как отношение количества рейсов, выполненных без нарушений расписания, к количеству рейсов, предусмотренных расписанием. Рейс считается выполненным без нарушения расписания, если автобус отправился в рейс точно по расписанию, своевременно проследовал все промежуточные контрольные пункты и прибыл на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений (на городских маршрутах ± 2 мин, на пригородных ±3 мин, на междугородних ± 5 мин).

    Для оценки  качества действующей сети автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов  с точки зрения обеспечения  перевозками необходимо систематически  проводить исследование пассажиропотоков на внутригородских и пригородных маршрутах. Они дают возможность установить распределение пассажиропотоков по остановочным пунктам маршрута, дням недели, времени суток. Эти данные необходимы для разработки новых расписаний движения транспортных средств с целью улучшения качества транспортного обслуживания населения.

 

    Одной из  важнейших задач статистики является  выявление внутрипроизводственных резервов для повышения эффективности работы. Для решения этой задачи необходимо определить показатели использования транспортных средств и выявить их влияние на объем перевозок и транспортной работы. На каждом виде транспорта применяется особая система показателей использования транспортных средств, учитывающая их специфику. Для выявления влияния различных факторов могут быть использованы индексный метод, если связь носит функциональный характер, корреляционно-регрессивный метод – при наличии вероятностной связи.

    Одним из  важнейших качественных показателей  работы предприятий транспорта  является среднее расстояние перевозки грузов, которое определяется на всех видах транспорта. Особое значение имеет определение среднего расстояния по роду груза. Это объясняется тем, что каждый груз как продукт материального производства имеет свою особую географию производства и потребления.

    Наличие функциональной  зависимости между размером грузооборота  и двумя факторами, его определяющими, - средним расстоянием перевозки  1 т груза и веса перевезенных  грузов – позволяет использовать  индексный метод для определения относительного и абсолютного изменения грузооборота за счет этих факторов.

 

    Анализ динамики объема перевозок грузов и пассажиров служит для обоснования планов на уровне предприятия. Интенсивность развития перевозок характеризуется следующими показателями динамики: абсолютным приростом, темпом роста, темпом прироста, абсолютным значением 1% прироста. Перечисленные показатели можно исчислять с переменной и постоянной базами сравнения. Для характеристики интенсивности развития объема перевозок грузов и грузооборота за длительный период используются средние показатели динамики. С анализом динамики перевозок связано изучение их сезонной неравномерности.

    Сезонные  колебания (сезонная неравномерность) – это сравнительно устойчивые внутригодичные колебания, когда из года в год в одни месяцы уровень явления повышается, а в другие месяцы снижается. Они зависят от специфических условий, многочисленных факторов, в том числе и природно-климатических. Сезонные колебания отрицательно сказываются на экономических показателях работы предприятия, так как ведут к неполному использованию подвижного состава, оборудования, неравномерному использованию трудовых ресурсов. Их анализ необходим для улучшения оперативного (помесячного) планирования перевозок.

    Перед статистикой  стоит задача выявить сезонные  колебания и измерить их размеры.  Наличие сезонных колебаний выявляют  с помощью графического метода. В этом случае применяют линейные диаграммы, на которые наносят данные о среднесуточном объеме перевозок по месяцам не иене чем за три года. Этот период позволяет выявить устойчивую сезонную волну, т.к. данные одного года могут носить случайный характер. Среднесуточные данные за каждый месяц исключают влияние различной продолжительности отдельных месяцев. Среднесуточные уровни за каждый месяц вычисляются путем деления общего объема перевозок за месяц на число календарных дней в месяце. Полученные данные наносят на график в виде нескольких ломаных линий, характеризующих динамику среднесуточных уровней за каждый месяц каждого года.

 

    Для совершенствования планирования перевозочной деятельности предприятий определенное значение имеет выявление общей тенденции развития перевозок. Для этой цели наибольшее практическое применение имеет метод аналитического выравнивания, с помощью которого можно определить модели развития (тренда) без выявления факторов динамики.

     Выравнивание  может производиться по любому рациональному многочлену. В том числе по прямой, параболе второго и более высокого порядка, гиперболе, экспоненте. Вид функции, приближающей тренд, выбирается на основе анализа фактических данных или с помощью специальных методов выбора функции (метод конечных разностей, метод констант, средних приростов и др.). Полученные тренды создают базу для прогнозирования, т.е. для определения ориентировочных размеров объемов перевозок в будущем.

    При составлении  прогнозов используют не точечную, а интервальную оценку, определяя доверительные интервалы прогноза.

    Для прогнозирования  также могут быть использованы  корреляционно-регрессионные модели, построенные исходя из факторов  спроса на перевозки (развитие  промышленного производства в  регионе, сельского хозяйства, строительства и др.) или факторов предложения (наличие основного капитала, его структура, достигнутый уровень использования транспортных средств, наличие трудовых ресурсов).

 

    Коэффициент опережения показывает, во сколько раз один ряд динамики растет быстрее другого и определяется сопоставлением средних базисных темпов прироста. В качестве базы сравнения принимается начальный уровень каждого из сравниваемых рядов динамики.

    Статистическим  инструментом изучения экономических связей регионов страны являются транспортные балансы, которые можно строить как по всей совокупности перевозимых грузов, так и по отдельным важнейшим грузам.

 

Транспортный  баланс – система показателей, характеризующих отправление и прибытие грузов всем транспортом или его видами за определенный период времени (обычно год).

   

 

 

 

 

Схема баланса:

 

        Отправлено                                                             Прибыло

(внутрирайонные перевозки            -              (внутрирайонные перевозки =

           + вывоз                                                                      + ввоз)

   

                                                 = Транспортное сальдо

 

    При анализе  транспортного баланса различают:

а) положительный баланс, когда размер отправлений превышает размер прибытия;

б) отрицательный баланс, если размер отправлений меньше размера  прибытия;

в) нулевой баланс, когда  размер отправлений равен размеру  прибытия.

    По данным  баланса можно определить удельный  вес каждого вида транспорта  по ввозу, вывозу и внутрирайонным перевозкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1.5.

 

     Имеются  данные о численности и составе  населения России (на начало года, млн чел.).

    Все население: 1997 г. – 147,1; 1998 г. – 146,7; 1999 г.  – 146,3; 2000 г. – 145,6, в том числе  мужчины составили: 1997 г. – 69,9; 1998 г. – 68,8; 1999 г. – 68,6; 2000 г. – 68,2.

    Построить  статистическую таблицу, характеризующую  динамику численности и состава  России.

 

Численность женщин рассчитываем по формуле:

 

 yженщин = yобщая - yмужчин

 

Динамику численности рассчитываем по формуле:

Δy = yi – y0       - для базовой;

 

Δy = yi – yi – 1       - для цепной.

 

 

Темп прироста рассчитываем по формуле:

 

ТПР = yi / y0 * 1000 – 1000     - для базового;

 

ТПР = yi / yi – 1 * 1000 – 1000    - для цепного.

 

 

 

Полученные данные заносим  в таблицу 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Основные направления статистического изучения отчетных данных по продукции промышленных предприятий автомобильного транспорта