Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 14:13, курсовая работа
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистических методов, исследующих количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, позволяет выявить и измерить основные закономерности в распределении благ между социальными группами.
К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения, её динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образования, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области исследования разрабатывается и система показателей, определяются источники
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Статистические показатели уровня жизни населения
1.1 Общее представление о системе показателей ….……………………...5
1.2 Анализ уровня жизни населения………………………………………...7
1.3 Индекс развития человеческого потенциала………………………….13
Глава 2 Статистика доходов и расходов населения
2.1 Методы изучения дифференциации и динамики реальных доходов населения…..…………………………………….………………………….16
2.2 Система показателей…………………………………………………...21
2.2.1 Показатели номинальных и располагаемых доходов населения……………………………………………………………………21
2.2.2 Показатели доходов домашних хозяйств…………………….22
2.2.3 Показатели статистики расходов населения и потребления материальных благ и услуг……………………………................................25
2.2.4 Показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем …………………………………………………….……30
2.2.5 Обобщающие показатели уровня жизни и нищеты населения……………………………………………………………………31
Глава 3 Статистика уровня жизни населения РФ
3.1 Расчеты показателей доходов населения …………………………….33
3.2 Расчеты показателей расходов населения ……….…………………...35
3.3 Изучение дифференциации доходов населения………….…………..36
Глава 4 Статистика уровня жизни населения в РБ
4.1 Доходы населения их использование и дифференциация…………..39
4.2 Прожиточный минимум и уровень бедности…………………………42
Вывод…………….…………………………………………………………..44
Список использованной литературы…………………….………………...46
Приложение………………………………………………………………….47
Коэффициенты дифференциации доходов населения устанавливают размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными.
Для определения децильного коэффициента дифференциации вычисляем крайние децили:
D1=(руб.).
Максимальный доход для 10% населения с низкими доходами составил 3133,8 руб.
D9=(руб.).
Минимальный доход для 10% населения с высокими доходами составил 8344,4 руб.
Децильный коэффициент дифференциации равен отношению крайних децилей:
KD=.
Таким образом, минимальный доход 10% наиболее обеспеченных лиц превышает максимальный доход 10% наименее обеспеченных лиц в 2,7 раза.
Коэффициенты Лоренца (L) и Джини (G) – это показатели, учитывающие все распределение населения по доходам. Они могут принимать значения в интервале от нуля до единицы и измеряют неравномерность распределения.
Расчет коэффициентов Лоренца и Джини
Рассчитаем по данным, представленным в таблице, коэффициент Лоренца:
При полном равенстве в распределении доходов L=0, а при полном неравенстве L=1. Следовательно, в нашем случае распределение доходов ближе к равномерному.
Коэффициент Джини:
[22]
Чем ближе значение коэффициента к единице, тем выше уровень неравенства в распределении совокупного дохода. Чем ближе коэффициента к нулю, тем равномернее распределение.
Глава 4 Статистика уровня жизни населения в РБ
4.1 Доходы населения их использование и дифференциация
Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) рассчитаны путем делением годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения.
В 2005 г. величина среднедушевых денежных доходов населения составила 6820 руб. и увеличилась на 32.2% по сравнению с 2004 годом[23].
Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2005 г. по сравнению с 2004 г., увеличились на 16.5%. Показатель реальных доходов рассчитан путем деления индекса номинального размера денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.
Средняя начисленная заработная плата в 2005 г. составила 6612 руб4. и по сравнению с предыдущим годом возросла на 22.7%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за год рассчитана делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на 12 месяцев. Пособия, получаемые работниками из государственных социальных внебюджетных фондов, в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату не включаются.
Заработная плата в реальном выражении за указанный период времени выросла на 8.5%
Средний размер назначенных месячных пенсий был равен 2353.6 руб. и увеличился по сравнению с 2004 г. на 26.5%. В реальном выражении он возрос на 14.1%. Средний размер назначенных месячных пенсий определяется путем деления общей суммы назначенных месячных пенсий (1995-2001 - с учетом компенсации) на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения).[24]
В России к пенсионерам относятся лица, реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством РФ и межгосударственными соглашениями, и постоянно проживающие в РФ. За указанный период времени численность пенсионеров выросла на 0.3% и составила 250 тыс. человек.
В 2005 г. на одного пенсионера приходилось 1.77 занятых в экономике. По сравнению с предыдущим годом этот показатель увеличился на 0.6%, что свидетельствует о снижении нагрузки на трудоспособное население.
Денежные расходы населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и разнообразные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, проценты за кредиты и др.), расходы на приобретение недвижимости и прирост финансовых активов.
За указанный период средний размер расходов на покупку товаров и оплату услуг составил 5038 рублей в месяц, что на 32.9% больше, чем за предыдущий год. В структуре использования денежных доходов населения 73.9% составляет покупка товаров и оплата услуг, 7.3% - обязательные платежи и разнообразные взносы, 1.5% - приобретение недвижимости и 17.3% - прирост финансовых активов[25]. По сравнению с предыдущим годом структура использования денежных доходов изменилась следующим образом. Доля расходов на покупку товаров и оплату услуг выросла на 0.4 процентных пункта; обязательных платежей и взносов - выросла на 0.1 процентных пункта; расходов на приобретение недвижимости - снизилась на 0.2 процентных пункта; прироста финансовых активов - снизилась на 0.3 процентных пункта.
Структура потребительских расходов населения была следующей: 34.4% составляет покупка продуктов питания, 43.3% - приобретение непродовольственных товаров, 2% - покупка алкогольных напитков и 20.3% - оплата услуг.[26]
Социально-экономическая дифференциация населения региона характеризуется следующими данными. На долю 20% наиболее обеспеченного населения приходилось 46.4% общего объема денежных доходов (в 2004 г. - 45.9%), а на долю 20% наименее обеспеченного населения - 5.5% ( 5.6% в прошлом году соответственно).[27]
Степень социального расслоения характеризуется коэффициентом фондов (коэффициентом дифференциации доходов). Этот показатель рассчитывается как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами. В 2005 году этот показатель был равен 14.7. По сравнению с предыдущим годом его значение увеличилось на 4.3%. Это говорит о росте социально-экономического неравенства населения. Неравномерность распределения доходов в обществе измеряется с помощью коэффициента Джини (индекса концентрации доходов). Значение этого показателя может варьироваться от 0 до 1. При этом, чем ближе значение к 1, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. В 2005 году этот показатель был равен 0.405, увеличившись по сравнению с 2004 годом на 1.5%. Таким образом, распределение доходов за указанный период стало более неравномерным.
4.2 Прожиточный минимум и уровень бедности
Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины (устанавливается Федеральным законом – в целом по Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации – в субъектах Российской Федерации), а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается Правительством Российской Федерации – в целом по России, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – в субъектах РФ. В IV квартале 2005 г. она составила 2390 руб. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года прожиточный минимум возрос на 19.4%.[28]
Величина прожиточного минимума устанавливается для различных социально-демографических групп населения. Прожиточный минимум трудоспособного населения в IV квартале 2005 г. был равен 2621 руб. Эта величина на 9.7% больше прожиточного минимума для всего населения. По сравнению с предыдущим годом она выросла на 19.2%.[29]
Прожиточный минимум пенсионеров составил 1796 руб., что на 24.9% меньше значения, установленного для населения в целом. За год значение показателя возросло на 21.8%.[30]
Прожиточный минимум детей установлен на уровне 2363 руб. Это на 1.1% меньше, чем прожиточный минимум населения в целом. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года показатель вырос на 18.3%.
Важной характеристикой уровня бедности является соотношение прожиточного минимума с величиной среднедушевых денежных доходов. В 2005 году прожиточный минимум составил 35.0% от среднедушевых денежных доходов населения (в 2004 году - 38.8%). Таким образом, в 2005 году разница между средними доходами населения и величиной прожиточного минимума сократилась. [31]
Прожиточный минимум трудоспособного населения составлял 39.6% среднемесячной заработной платы, прожиточный минимум пенсионеров - 76.3% от среднего размера назначенных месячных пенсий. В 2004 году значения этих показателей были равны соответственно 40.8 и 79.2%.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 16.1% общей численности населения региона. По сравнению с предыдущим годом этот показатель сократился на 1.4 процентных пункта, что свидетельствует о снижении уровня бедности в регионе. [32]
Вывод
Повышение благосостояния населения – важнейшая задача социальной политики. В данной курсовой работе благосостояние населения является основным объектом исследования.
В Российской Федерации требуется быстрее восстановить доходы и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения. Задачи эти очень сложные. У большинства населения снижение уровня жизни продолжается длительное время. За годы реформ он упал примерно у 60% россиян. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 30%. В 2003г. доля расходов на покупку продуктов питания снизилась по сравнению с 1995 г. и 2002 г. соответственно на 11,3%, доля расходов на оплату услуг увеличилась на 6,1%. В России душевое потребление основных продуктов питания сократилось по сравнению с 1990 г. В 2003 г. потребление молока и молочных продуктов снизилось по сравнению с 1990 г. на 40%, мяса и мясопродуктов – на 30%, яиц – на 18%. Потребление картофеля увеличилось на 18%.
Не менее важным является и преодоление несправедливости в распределении доходов. Дифференциация денежных доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составила 2,7 раз.
В России численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила в 2000 г. 41,2 млн. человек (28,9% населения), а в 2003 г. – 29 млн. человек (20,4% населения). Анализ динамики численности населения России с денежными доходами ниже величины ПМ за последние годы свидетельствует о постепенном снижении уровня показателя, а также о сезонном характере изменений. В 2003-2004 гг. В России численность населения с денежными доходами ниже величины ПМ в среднем ежеквартально снижалась на 2,5 млн. человек.
Актуальная проблема народного благосостояния – противоречие между возрастающими потребностями населения, формирующимися на базе высоких технологических достижений в ряде отраслей народного хозяйства (приборостроение, электроника и др.), и реальными возможностями их удовлетворения, ограниченными низким уровнем развития производительных сил в потребительском секторе.
Для улучшения жизни населения требуется выработка государственной Программы повышения уровня и качества жизни. В Программе повышения уровня и качества жизни необходимо предусмотреть решение нескольких ключевых проблем, а именно:
1. Повышение уровня оплаты труда, т.е. сделать минимальный размер заработной платы равным прожиточному минимуму.
2. Необходимо повысить покупательную способность оплаты труда. Для этого необходимо:
а) введение регулирования цен и тарифов на товары и услуги, входящих в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума, позволяющее уменьшить влияние инфляции на потребление предметов повседневного спроса малоимущего населения.
б) осуществление обязательной индексации выплаченной заработной платы при повышении потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника. Индексацию также необходимо проводить при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования в случаях превышения ими установленного порога индексации (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума).
3. Повысить размер социальных трансфертов населению (пенсий, пособий, стипендий) для увеличения доходов.
4. Усовершенствовать методику расчёта прожиточного минимума, в соответствии с реальной экономической ситуацией в стране.
5. Повысить среднюю заработную плату работникам бюджетной сферы до среднеобластного уровня.
Список использованной литературы
1. Курс социально-экономической статистики под редакцией М.Г. Назарова. 6-е изд., испр. и доп. М.: Омега-Л, 2007.
2. Статистика: учебник под ред. И.И. Елисеевой.- М.: Высшее образование, 2007. – 566с.
3. Российский статистический ежегодник.2005
4. В.М. Гусаров. Теория статистики: М.: «Аудит», издательское объединение «ЮНИТИ», 2003.
5. Официальный сайт Госкомстата РФ: www.gks.ru
6. Карасев О.И., Карасева Л.А., Телешова И.Г. - Инструментальный программный комплекс «Адепт» - НИВЦ МГУ, www.adept.srcc.msu.ru