Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 09:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – используя статистические и экономические методы, проанализировать эффективность реализации продукции растениеводства предприятиями Московской области по предварительно выделенным типическим группам. Задачами курсовой работы являются: 1. получение показателей, характеризующих уровень эффективности производства продукции растениеводства; 2. изучение различий в уровне этих показателей по совокупности путем расчета показателей вариации; 3. произвести типологическую группировку предприятий по уровню и эффективности производства продукции;
Введение 3
Глава 1. Статистическая группировка предприятий Московской области по выборочным данным 5
1.1 Производственно-экономическая характеристика выборочной совокупности сельскохозяйственных организаций 5
1.2 Анализ показателей вариации 7
1.3 Проведение группировки сельскохозяйственных предприятий по прибыли от реализации продукции растениеводства на 100 га с.-х. угодий 9
Глава 2. Расчет и анализ показателей по типическим группам предприятий 19
2.1. Анализ размера производства предприятий 19
2.2. Анализ специализации производства предприятий 21
2.3. Анализ интенсификации процесса производства на предприятиях 25
2.4 Анализ производственной и экономической эффективности 26
2.5 Анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятий 30
Глава 3. Анализ изучения взаимосвязей факторных и результативных признаков 33
3.1 Изучение связи прибыли от реализации продукции растениеводства с выручкой от реализации продукции растениеводства и амортизацией методом комбинированной группировки 33
3.2 Изучение связи прибыли от реализации продукции растениеводства с затратами на химические средства защиты растений и удельным весом выручки от реализации продукции растениеводства в общей выручке сельского хозяйства методом корреляционно-регрессионного анализа 36
3.3. Изучение связи выручки от реализации продукции растениеводства с уровнем цен и объемами продаж методом индексного анализа 41
3.4. Изучение связи объема реализации продукции растениеводства с уровнем производства и товарности методом разложения составных показателей на простые 43
3.5. Изучение связи массы прибыли от реализации продукции растениеводства с уровнем цен, себестоимостью и объемами реализации методом цепных подстановок 45
3.6. Анализ средней рентабельности реализации по группе продуктов растениеводства 48
Глава 4. Анализ тенденций показателей реализации продукции растениеводства по данным Московской области 51
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Итак, мы выбрали наилучший группировачный признак – прибыль от реализации продукции растениеводства в расчете на 100 гектар сельскохозяйственных угодий. На следующем этапе необходимо определить число групп и их границы. Для этого проведем аналитическую и типологическую группировки.
Статистическая группировка – важнейшая часть второго этапа статистического исследования – сводки, в результате которой на основании зарегистрированных при статистическом наблюдении значений получаются общие (сводные) признаки для всей совокупности единиц объекта наблюдения.
Статистическая группировка – это метод разделения сложного явления на существенно различные группы. Одновременно она представляет собой процесс объединения в группы качественно однородных единиц, по которым возможна сводка значений варьирующих признаков и получение статистических показателей. На основе данных показателей можно всесторонне оценить состояние, развитие и взаимосвязи изучаемого явления в целом.
Построим ранжированный ряд группировочного признака, в котором предприятия совокупности распределяются по нарастанию признака.
Таблица 1.3. Ранжированный ряд предприятий Московской области по прибыли от реализации продукции растениеводства в расчете на 100 га с.-х. угодий
Номер по порядку |
Номер предприятия |
Прибыль от реализации продукции растениеводства на 100 га, тыс. руб. |
Номер по порядку |
Номер предприятия |
Прибыль от реализации продукции растениеводства на 100 га, тыс. руб. |
1 |
5 |
-113,03 |
20 |
18 |
8,19 |
2 |
4 |
-68,86 |
21 |
35 |
13,67 |
3 |
21 |
-42,98 |
22 |
23 |
17,58 |
4 |
36 |
-8,77 |
23 |
39 |
28,26 |
5 |
9 |
-7,48 |
24 |
11 |
29,01 |
6 |
28 |
-1,00 |
25 |
2 |
35,83 |
7 |
14 |
0,00 |
26 |
25 |
46,03 |
8 |
17 |
0,00 |
27 |
27 |
53,63 |
9 |
10 |
0,11 |
28 |
16 |
77,49 |
10 |
40 |
0,19 |
29 |
31 |
108,80 |
11 |
26 |
0,35 |
30 |
33 |
127,95 |
12 |
24 |
0,47 |
31 |
42 |
141,05 |
13 |
8 |
0,51 |
32 |
43 |
325,34 |
14 |
34 |
0,87 |
33 |
22 |
361,33 |
15 |
19 |
1,02 |
34 |
32 |
392,34 |
16 |
38 |
1,06 |
35 |
29 |
448,34 |
17 |
6 |
2,35 |
36 |
13 |
571,91 |
18 |
20 |
2,53 |
37 |
3 |
575,29 |
19 |
41 |
4,75 |
х |
х |
х |
Для наглядности характера
изменения группировочного
Рисунок 1.1. Огива распределения предприятий Московской области по прибыли от реализации продукции растениеводства на 100 га с.-х. угодий.
На графике ясно прослеживается
постепенный нарастающий
На графике ясно прослеживается
постепенный нарастающий
Эту совокупность предприятий механически разделим на группы с равными интервалами.
Рассчитаем предполагаемое число групп (К): , где N – число единиц в совокупности. Шаг интервала определим по формуле:
, где xmax,x min – максимальное и минимальное значение признака в ранжированном ряду (за исключением значений признака, уже объединенных в группу).
Верхнюю границу первого интервала определим прибавлением к минимальному значению признака (нижней границе первого интервала) шага интервала; верхняя граница первого интервала будет нижней границей для второго, прибавив шаг, получим верхнюю границу и далее последовательно определим границы интервалов. Результаты представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4. Интервальный ряд распределения предприятий Московской области по прибыли от реализации продукции растениеводства на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб.
Номер группы |
Интервалы по размеру прибыли от реализации продукции на 100 га |
Число предприятий |
Номера предприятий |
1 |
-113,03 - (-1,00) |
6 |
5,4,21,36,9,28 |
2 |
0,00 - 1,06 |
10 |
14,17,10,40,26,24,8,34,19,38 |
3 |
2,35 – 17,58 |
6 |
6,20,41,18,35,23 |
4 |
28,26 – 77,49 |
6 |
39,11,2,25,27,16 |
5 |
108,80 – 141,05 |
3 |
31,33,42 |
6 |
325,34 – 575,29 |
6 |
43,22,32,29,13,3 |
При построении интервального ряда в целях дальнейшего анализа выделенных аналитических групп и объединения их в типологические в последний интервал мы включили шесть предприятий, которые выделили ранее, в высшую группу. Итак, с учетом ранее выделенной группы из шести убыточных предприятий, в результате группировки мы получили 6 аналитических групп предприятий Московской области.
Для наглядности построим график интервального вариационного ряда распределения (рис.1.4.) – гистограмму распределения.
Рисунок 1.4. Гистограмма распределения хозяйств Московской области по прибыли от реализации продукции растениеводства на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб.
Как мы видим из графика, 4 аналитических группы (1, 3, 4, 6) имеют одинаковое число предприятий (по 6 в каждом). Наиболее многочисленной является 2 группа (в ней 10 предприятий), меньшее количество предприятий имеет группа 5 (3 предприятия).
Для характеристики выделенных групп, системой показателей в целях дальнейшего проведения типологической группировки, необходимо получить сводку (суммирование) значений признаков (при этом получим статистические показатели в абсолютной форме). На основании сводных данных по аналитическим группам (приложение 1) построим таблицу 1.5, в которой отражены показатели, характеризующие уровень интенсивности и эффективности реализации продукции растениеводства выборочной совокупности предприятий Московской области.
Таблица 1.5. Аналитическая промежуточная группировка хозяйств Московской области по прибыли от реализации продукции растениеводства на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб.
Номер группы |
Интервал |
Число предприятий |
В расчете на 100 га с.-х. угодий |
Рентабельность реализации, % | ||||
Уровень затрат в растениевод-стве, тыс. руб. |
Полная себестоимость
реализованной продукции |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. |
Трудообеспеченность (работники с.-х. производства), чел. | ||||
1 |
-113,03-(-1,00) |
6 |
953,18 |
182,67 |
154,76 |
-27,91 |
8,04 |
-15,28 |
2 |
0,00-1,06 |
10 |
460,22 |
22,27 |
22,74 |
0,48 |
5,37 |
2,14 |
3 |
2,35-17,58 |
6 |
914,39 |
194,22 |
202,43 |
8,21 |
5,33 |
4,23 |
4 |
28,26-77,49 |
6 |
1174,30 |
144,94 |
191,78 |
46,84 |
3,65 |
32,31 |
5 |
108,80-141,05 |
3 |
1442,35 |
876,82 |
999,98 |
123,16 |
5,28 |
14,05 |
6 |
325,34-575,29 |
6 |
2196,98 |
1217,89 |
1675,35 |
457,46 |
7,41 |
37,56 |
В среднем |
37 |
1143,55 |
398,53 |
500,21 |
101,69 |
5,98 |
25,52 |
Проанализируем полученные данные. Итак, было выделено 6 аналитических групп, наиболее успешно функционируют предприятия 5-ой и 6-ой групп, т.к. они имеют более высокую прибыль от реализации продукции растениеводства и рентабельность реализации этой продукции. Основная масса предприятий выборочной совокупности имеет положительную прибыль, и в среднем по всей исследуемой совокупности прибыль положительна. Это говорит о положительной в целом ситуации, так как главной целью любого предприятия является получение прибыли. Рассмотрим, как проявляются взаимосвязи между результативными и факторными показателями. Первая, убыточная группа предприятий имеет значительные уровни вложения ресурсов на 100 гектаров площади сельскохозяйственных угодий, что свидетельствует о затратном типе ведения хозяйства.
Сравнив значения показателей по группам со средними характеристиками всей выборочной совокупности предприятий, можно объединить их в типические группы. Первую группу предприятий, которая, как уже отмечалось выше, имеет убыток, следует отнести в низшую типическую группу. Вторую, третью, четвертую и пятую аналитические группы целесообразно объединить в среднюю типическую группу, т.к. их показатели в основном приближены к средним характеристикам по совокупности. Последнюю же аналитическую группу как наиболее прибыльную и продуктивную отнесем к высшей типической группе.
Итак, типические группы предприятий выделены. На следующем этапе их необходимо охарактеризовать системой относительных показателей. Для расчета последних, а также дальнейшего анализа групп проводится сводка всех показателей в абсолютной форме по типическим группам. Данная сводка приведена в приложении 2 к курсовой работе. Рассчитанные показатели приведены в таблице 1.6.
Таблица 1.6. Статистические показатели типических групп предприятий выборочной совокупности Московской области
Показатели |
Типические группы |
В среднем по совокупности |
ΙΙΙ группа по отношению к Ι, раз | ||
Ι (низшая) |
ΙΙ (средняя) |
ΙΙΙ (высшая) | |||
Число организаций |
6 |
25 |
6 |
37 |
|
В расчете на 100 гектар сельскохозяйственных угодий: | |||||
Уровень затрат в растениеводстве, тыс. руб. |
953,18 |
875,72 |
2196,98 |
1143,55 |
1243,79 |
Полная себестоимость
реализованной продукции |
182,67 |
210,34 |
1217,89 |
398,53 |
1035,22 |
Выручка от реализации продукции растениеводства, тыс. руб. |
154,76 |
240,96 |
1675,35 |
500,21 |
1520,59 |
Прибыль от реализации продукции растениеводства, тыс. руб. |
-27,91 |
30,62 |
457,46 |
101,69 |
485,37 |
Рентабельность реализации, % |
-15,28 |
14,56 |
37,56 |
25,52 |
52,84 |
Трудообеспеченность, чел. |
8,04 |
4,93 |
7,41 |
5,98 |
-0,63 |
Наиболее многочисленной оказалась средняя типическая группа, в ней 25 предприятий, тогда как в первой, низшей и высшей равное количество – по 6 предприятий. Как видно из таблицы, значения результативных показателей между группами значительно различаются: по выручке от реализации продукции растениеводства в расчете на 100 гектар сельскохозяйственных угодий на 1520,59, по рентабельности реализации продукции растениеводства на 52,84%. Различия в прибыли формируются за счет более высокой выручки в III группе, которая не только покрывает произведенные затраты (которые тоже выше в III группе, чем в I), но и обеспечивает получение положительной прибыли. Однако, в низшей типической группе более высокая трудообеспеченность.
В низшей типической группе наблюдаются убыток от реализации продукции растениеводства и, соответственно, отрицательная рентабельность реализации этой продукции. Это говорит о низкой эффективности производства и реализации в исследуемых предприятиях и необходимости поиска путей ее повышения.
Выявить другие причины различий между группами в уровне результативных показателей (прежде всего прибыли) поможет дальнейший расчет и анализ показателей, характеризующих размеры, уровень интенсивности, эффективности и т.п. на предприятиях, чему и будет посвящена вторая глава курсовой работы.
После проведенной типологической группировки необходимо провести по выделенным группам расчет и анализ показателей размеров предприятий, их специализации, уровня интенсивности, эффективности производства и финансового состояния для выявления влияния факторов на величину прибыли от реализации продукции растениеводства.
В первую очередь рассчитаем показатели размера как средние величины по типическим группам (в расчете на одно предприятие). В таблице 2.1. представлены расчеты показателей размеров предприятий, оцениваемых по объему используемых ресурсов.
Таблица 2.1. Размер сельскохозяйственных предприятий выборочной совокупности, оцениваемые по объему используемых ресурсов.
Показатели |
Типические группы |
В среднем по всей совокупности |
Группа ΙΙΙ к группе Ι, % | ||
Ι (Низшая) |
ΙΙ (Средняя) |
ΙΙΙ (Высшая) | |||
Число предприятий |
6 |
25 |
6 |
37 |
- |
Приходится в среднем на 1 предприятие | |||||
Сельскохозяйственные угодья, га |
4192,83 |
3389,32 |
4348,17 |
3675,11 |
103,70 |
Пашни, га |
3310,33 |
2707,92 |
3371,17 |
2913,16 |
101,84 |
Посевы, га |
2956,17 |
2456,28 |
3275,83 |
2670,24 |
110,81 |
Среднегодовая численность работников, человек |
337,00 |
167,04 |
322,17 |
219,76 |
95,60 |
Производственные затраты в растениеводстве, тыс. руб. |
39965,33 |
29681,08 |
95528,17 |
42026,70 |
239,03 |