Статистика финансовой деятельности предприятия. Показатели прибыли и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:55, реферат

Краткое описание

Различные стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия находят свое отражение в системе показателей финансовых результатов. Эту систему образуют показатели прибыли и рентабельности, а также валового дохода – выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по статистике.docx

— 92.50 Кб (Скачать файл)

11.6. Статистика  финансовой деятельности предприятия.  Показатели прибыли и рентабельности

Различные стороны производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  находят свое отражение в системе  показателей финансовых результатов. Эту систему образуют показатели прибыли и рентабельности, а также  валового дохода – выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В условиях рыночной экономики  основу экономического развития предприятия  образует прибыль. Показатели прибыли  становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий  как самостоятельных товаропроизводителей. Прибыль является главным показателем  эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает базу для  самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства  и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства  предприятия перед бюджетом, банками  и другими организациями. Рассчитывают несколько показателей прибыли.

Конечный финансовый результат  деятельности предприятия – это  балансовая прибыль (убыток). Балансовая прибыль является суммой прибыли  от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных  операций. Расчет балансовой прибыли  можно представить следующим  образом:

ПБ=ПР+ПП+ПВН,

где ПБ – балансовая прибыль (убыток); 
ПР – прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг); 
ПП – то же от прочей реализации; 
ПВН – доходы и расходы по внереализационным операциям.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) составляет, как правило, наибольшую часть всей балансовой прибыли  предприятия. Определяют ее как разность между выручкой от реализации продукции  по оптовым ценам предприятия (без  НДС) и ее полной себестоимостью. Если себестоимость продукции превышает  ее стоимость в оптовых ценах, то результатом производственной деятельности предприятия будет убыток. Расчет прибыли от реализации продукции  может быть представлен в виде формулы

ПР = ВД-Зпр-НДС,

где ВД – валовой доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг) в действующих оптовых  ценах; 
Зпр – затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость продукции);  
НДС – налог на добавленную стоимость.

В валовом доходе находят  выражение завершение производственного  цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств в денежную наличность и начало нового их оборота. Валовой доход характеризует  также финансовые результаты деятельности предприятия. На производственных предприятиях выручка складывается из сумм, поступивших  в оплату продукции, работ, услуг  на счета предприятия в учреждениях  банков или непосредственно в  кассу предприятия. Предприятиями  торговли и общественного питания  валовой доход от реализации товаров  определяется как разница между  продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для нехозрасчетных организаций валовой доход –  это доход от хозяйственной и  иной коммерческой деятельности.

Затраты на производство (Зпр) реализованной продукции (работ, услуг) включают полную фактическую себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), т.е. стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, а также накладные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства: на содержание управленческого персонала, аренду, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт. Вычитая все эти расходы из выручки от реализации, получим прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. прибыль от производственной деятельности.

Прибыль (убыток) от прочей реализации – это сальдо прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг) подсобных, вспомогательных и обслуживающих  производств, невключаемой в объем  реализации основной товарной продукции. Здесь же отражаются финансовые результаты реализации излишних и неиспользуемых материальных ценностей. Они определяются как разность между продажной (рыночной) ценой имущества и первоначальной или остаточной стоимостью имущества, скорректированной на индекс инфляции.

Доходы (расходы) от внереализационных  операций объединяют различные поступления, расходы и потери, не связанные  с реализацией продукции. Этот показатель включает в себя: 
1) суммы экономических санкций и возмещения убытков. Это общая сумма полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций, за исключением вносимых в бюджет в соответствии с законодательством. Последние относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. К таким санкциям относятся изъятие в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения государственной дисциплины цен, несоблюдения стандартов и технических условий, штраф в размере незаконно полученной прибыли, а также суммы финансовых санкций, взыскиваемых налоговыми органами, и др.; 
2) доходы (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; 
3) убытки от стихийных бедствий; 
4) потери от списания долгов и дебиторской задолженности; 
5) поступления долгов, ранее списанных как безнадежные; 
6) доходы от сдачи имущества в аренду; 
7) доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях; 
8) дивиденды по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; 
9) прочие расходы, доходы и потери, относимые в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

Чистая прибыль (ЧП) –  это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как  разница между облагаемой налогом  балансовой прибылью (ПБ') и величиной  налогов с учетом льгот (Н'):

ЧП = ПБ'-Н'.

Для определения налогооблагаемой прибыли балансовую прибыль увеличивают (уменьшают) на сумму превышения (снижения) расходов на оплату труда персонала  предприятия, занятого в основной деятельности, в структуре себестоимости реализованной  продукции по сравнению с их нормируемой  величиной. Из полученной суммы прибыли  исключаются:

рентные платежи, вносимые в  бюджет из прибыли в установленном  порядке;

доходы (дивиденды, проценты), полученные по акциям, облигациям и  иным ценным бумагам, принадлежащим  предприятию;

доходы от долевого участия  в других предприятиях; прибыль от страховой деятельности; прочие доходы от внереализационных операций; суммы  отчислений в резервный фонд и  другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством; льготы по налогу на прибыль.

Общие схемы формирования и использования прибыли и  чистого дохода представлены на рис. 11.5 и 11.6.

Рис. 11.5. Формирование и использование  прибыли в условиях рынка.

Рис. 11.6. Формирование и использование  чистого дохода в условиях рыночной экономики.

В настоящее время направления  использования чистой прибыли определяются предприятием самостоятельно. Государственное  воздействие на их выбор осуществляется через налоги, налоговые сборы  и экономические санкции. В дальнейшем предусматривается переход от налога на прибыль к подоходному налогу с предприятий.

Показатели прибыли характеризуют  абсолютную эффективность хозяйственной  деятельности предприятия. Наряду с  этой абсолютной оценкой рассчитывают также и относительные показатели эффективности хозяйствования –  показатели рентабельности (R).

В зависимости от того, какие  показатели используются в расчетах, различают несколько показателей  рентабельности. В числителе их стоит  обычно одна из трех величин: прибыль  от реализации (ПР), балансовая прибыль (ПБ) или чистая прибыль (ЧП). В знаменателе  – один из следующих показателей: затраты на производство реализованной  продукции, производственные фонды, валовой  доход, собственный капитал и  др.

Конкретно таким образом  рассчитывают следующие показатели.

Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли  к средней стоимости производственных фондов:

где – средняя стоимость производственных фондов (основных и оборотных средств).

Показатель характеризует  размер прибыли на один рубль стоимости  производственных фондов.

Рентабельность основной деятельности – отношение прибыли  от реализации к затратам на производство реализованной продукции (работ, услуг):

Данный показатель позволяет  судить, какую прибыль дает каждый рубль производственных затрат.

Рентабельность продукции  – отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации в целом (РП):

Величина Rпр показывает, сколько прибыли дает каждый рубль стоимости реализованной продукции.

Рентабельность отдельных  изделий – отношение прибыли  от реализации продукции конкретного  вида к выручке от ее реализации:

В странах с рыночной экономикой для характеристики рентабельности вложений в деятельность того или  иного вида рассчитывают рентабельность собственного капитала (Rс.к.) и рентабельность основного (авансированного) капитала (Rо.к.):

где – среднегодовая стоимость вложений в активы (определяется по данным годового баланса предприятия);

– среднегодовая стоимость собственного капитала (определяется также по данным годового баланса предприятия).

Поскольку в структуре  балансовой прибыли наибольший удельный вес имеет прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг), основное внимание в процессе анализа должно быть уделено исследованию факторов изменения именно этого показателя. К таковым относятся: 
1) рост или снижение отпускных цен на реализованную продукцию, тарифов на услуги и работы; 
2) динамика себестоимости реализованной продукции (работ, услуг); 
3) увеличение или уменьшение объема реализованной продукции (работ, услуг); 
4) изменение структуры (состава) реализованной продукции (работ, услуг).

Для выявления степени  влияния этих факторов необходимо произвести пересчет выручки от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода  по ценам базисного периода и  себестоимости фактически реализованной  продукции (работ, услуг) в отчетном периоде по себестоимости также  базисного периода. Пример такого пересчета  приведен в табл. 11.5.

Таблица 11.5

Факторы, влияющие на прибыль  от реализации продукции (работ, услуг)

Показатель

За  
предыдущий 
период

Фактически по  
ценам и себестоимости 
предыдущего периода

Фактически  
за отчетный  
период

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)  
   в оптовых ценах предприятия, тыс. руб. 
Полная себестоимость продукции, тыс. руб. 
Прибыль, тыс. руб

 
6 604 
5 080 
1 524

 
7 534 
4 364 
3 170

 
13 606 
9 910 
3 596


Из данных табл. 11.5 видно, что прибыль от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 2 072 тыс. руб. Это изменение находим следующим образом:

Здесь DП – изменение  прибыли от реализации продукции (работ, услуг); 
П1 – прибыль отчетного периода;  
П0 – прибыль базисного периода.

Задача статистики состоит  в оценке влияния на этот результат  каждого из четырех вышеназванных  факторов.

1. Влияние изменения цен  (тарифов) (DП(Р)):

Сопоставим выручку от фактической реализации продукции (работ, услуг) в текущих ценах  с выручкой от фактической реализации продукции (работ, услуг) в ценах предыдущего периода:

Следовательно, в результате повышения цен (тарифов) на реализованную  продукцию предприятие получило дополнительно 5 972 тыс. руб. прибыли.

2. Влияние изменения себестоимости  реализованной продукции (работ,  услуг) (DП(Z)) определим, сопоставляя  фактические затраты на реализованную  продукцию (работы, услуги) с условными затратами на ту же продукцию по себестоимости предыдущего периода:

Увеличение себестоимости  на 5 546 тыс. руб. привело к снижению прибыли по предприятию в том же размере.

3. Влияние изменение объема  реализации продукции (работ,  услуг) (DП(q)).

Для определения влияния  этого фактора вычислим индекс физического  объема реализации (Iq):

Объем реализованной продукции (работ, услуг) вырос на 14,09%. Следовательно, и прибыль за счет этого фактора  увеличилась в той же пропорции. Расчет произведем следующим образом:

4. Влияние изменения структуры  реализованной продукции (работ,  услуг).

Определяя влияние на изменение  прибыли этого фактора, будем  рассуждать следующим образом. При  сохранении ассортимента реализованной  продукции (работ, услуг) на уровне предыдущего  периода в каждой тысяче рублей реализации должно содержаться

прибыли; при фактическом  ассортименте это соотношение составило

т.е. на 0,18999 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема реализации в ценах предыдущего периода, получаем следующее влияние изменения  ассортимента на сумму прибыли:

Влияние всех рассмотренных  факторов на изменение общей суммы  прибыли от реализации продукции (работ, услуг) отражено в табл. 11.6.

Таблица 11.6

Влияние факторов, обусловливающих  изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) в отчетном периоде

Фактор

Влияние фактора,  
тыс. руб.

Изменение оптовых цен

+5 972

Изменение себестоимости  продукции

-5 546

Изменение ассортимента продукции

+1 431

Изменение объема продукции

+215

Информация о работе Статистика финансовой деятельности предприятия. Показатели прибыли и рентабельности