Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:14, курсовая работа
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Объем реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) - это один из основных показателей, характеризующий деятельность предприятия. Под результатом реализации понимают продукцию, которая уже нашла своего потребителя, т.е. отгружена или передана ему в соответствии с условиями договора, или оплачена. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат - расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов. По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации.
1. Методика анализа объема реализации продукции
2. Анализ факторов изменения объёма реализации продукции
3. Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции
4. Влияние изменения выпуска товарной продукции на прирост объёма реализации
5. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции
6. Анализ прибыли и рентабельности
РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II , где
РП - объём реализованной продукции;
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
ВП - объем выпуска продукции за период.
Расчёт произведём методом цепных подстановок, для этого необходимы следующие данные:
Таблица. 4. Объемы запасов и выпуска продукции.
Показатели |
Прошлый год 2003 |
Отчётный год 2004 |
|
Запасы готовой продукции на начало года, кг |
15000 |
16000 |
|
Запасы готовой продукции на конец года, кг |
12000 |
10500 |
|
Объём выпуска продукции, кг |
150000 |
160000 |
|
Расчёт произведём способом цепной подстановки:
РПо=15000+150000-12000= 153000 кг
РПусл1=16000+150000-12000=
РПусл2=16000+160000-12000=
РПусл3=16000+160000-10500=
Общее изменение темпов роста реализации:
РП.общ = 165500-153000=12500 кг, в том числе за счёт изменения:
запасов готовой продукции на начало года: 154000-153000=1000 кг;
запасов на конец года: 154000-164000= -10000 кг;
объёма выпуска: 165500-164000=1500 кг.
Объём реализованной продукции по сравнению с предыдущим годом (в 2003 году - 153000 кг), составляет 165500 кг продукции, реализация продукции увеличилась на 12500 кг. Прежде всего увеличение произошло за счёт увеличения выпуска товарной продукции на 1500 кг, за счёт усовершенствования товара, увеличения привлекательности упаковки; доступных для большинства потребителей уровня цен.
При анализе определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд): Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 , где
ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;
ВПн - недопоставка продукции по договорам.
За 2004 год: Кд= 15000- 1000/15000= 0,93, что сравнительно лучше по сравнению с предыдущим годом:
за 2003 год: Кд= 15000-5000/15000= 0,6.
Коэффициент выполнения договорных обязательств за 2004 год равен 0,93, а в предыдущем году (2003г.) составлял 0,6; повышение коэффициента произошло за счёт снижения недоставок продукции по договорам до 1000 кг продукции и реализации товара в назначенный срок, период (своевременно).
Таблица 5. Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции за месяц.
Продукция |
Потре- битель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачётный объём в пределах плана |
|
Сметана, жирность 10% |
1 |
800 |
750 |
- 50 |
800 |
|
Сметана, жирность 15% |
1 2 |
500 600 |
500 500 |
- 100 |
500 600 |
|
Сметана, жирность 20% |
1 2 3 |
650 700 1200 |
600 630 1100 |
- 70 |
600 630 1100 |
|
Итого |
6 |
4450 |
4080 |
- 220 |
4230 |
|
Приведенный расчет показывает, что за отчетный месяц недопоставки продукции по договорам произошли и составляет 220 тыс. рублей, что составляет 0,9%, это ведёт к росту остатков нереализованной продукции, к увеличению затрат, то есть к хранению товара на складах.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации услуг представляет собой разницу между выручкой от реализации и затратами на реализацию и выполнение услуг. Для анализа прибыли от реализации составим таблицу 6.
Таблица 6. Данные для анализа прибыли от реализации, тыс. руб.
Показатели |
2003 |
2004 |
|
Выручка от реализации |
111659,4 |
117157,5 |
|
Полная себестоимость |
92360,7 |
95140,5 |
|
Прибыль от реализации |
13407 |
22017 |
|
По сравнению с предыдущим годом (2003г.) прибыль от реализации за 2004 год составила 22017 тыс. руб., произошло увеличение прибыли на 8610 тыс. руб. за счёт увеличения выпуска (производства) продукции, от выгодных потребителей, от своевременной поставки продукции, от роста производительности труда, за счёт увеличения выпуска товара.
Прибыль от реализации продукции
в целом по предприятию зависит
от четырех факторов: объёма реализации
продукции; её структуры; себестоимости;
уровня средне реализационных цен. Объём
реализации продукции может оказывать
положительное и отрицательное
влияние на сумму прибыли. Увеличение
объёма продаж рентабельной продукции
приводит к пропорциональному увеличению
прибыли. Если же продукция является
убыточной, то при увеличении объёма
реализации происходит уменьшение суммы
прибыли. Структура товарной продукции
может оказывать как
1. Влияние изменения объема
реализации определим
Чтобы найти влияние только
объема продаж, необходимо плановую прибыль
умножить на процент перевыполнения
(недовыполнения) плана по реализации
продукции в оценке по плановой себестоимости,
или в условно-натуральном
П1 = Прибыль от реализации а, где а - прирост объёма реализации.
По= 13407* (0,5) = -6703,5 тыс. руб.
Па= 13407 * (0,29) = -3888,03 тыс. руб.
П1 =22017 * (0,29) = 6384,93 тыс. руб.
Общее изменение объёма реализации: П.общ.= 6384,93 - 6703,5= 318,57 тыс. руб.- изменение объёма реализации; изменение прироста объёма реализации: -3888,03-(6703,5)= -2815,47тыс.руб.
2. Определим влияние изменения
цен на реализацию. Для этого
сравним объем реализации
П2 = 22017 -13407 = 8610 тыс. руб.
3. Определим влияние структурных
сдвигов в составе выполняемых
услуг. Для этого необходимо
из прибыли фактической в
П3 = 22017 - (22017 • 0,29)= 15632 тыс. руб.
4. Влияние себестоимости
на прибыль. Сравним
П4 = 95140,5 - (95140,5 / 92360,7) = -95139 тыс. руб.
Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:
%РП = (VРПфi) / (VРПплi) * 100 = 157600 / 159000 * 100 = 99,11 %
В данном году выполнение плана по реализации увеличилось и равно 99,11%; это говорит об улучшении качества производства, своевременном выполнении назначенных заказов.
Затем определим сумму
прибыли при фактическом объёме
и структуре реализованной
.
Таблица 7. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции
Показатели |
2003 |
2004 |
|
Объём реализованной продукции |
157600 |
159000 |
|
Уровень средне-реализованных цен |
35000 |
35250 |
|
Условная сумма затрат |
30000 |
37000 |
|
Расчёт произведём методом цепной подстановки:
ПР.о= ( 157600 х 35000) - (157600 х 30000)= 236400 тыс. руб.
ПР усл1= (159000 х 35000) - (157600 х 30000)= 2130093 тыс. руб.
ПРусл.2= ( 159000 х 35250) - (159000 х 30000)= 2436797 тыс. руб.
ПР усл3= (159000 х 35250) - ( 159000 х 37000)= 2612901 тыс. руб.
Общее изменение роста объёма реализованной продукции составляет: 2612901--236400=237650 в том числе за счёт изменения:
уровня средне-реализованных цен: 2130093-236400= -189360
условной суммы затрат: 2436797- 2130093= 306704
Нужно подсчитать также, сколько
прибыли предприятие могло бы
получить при фактическом объёме
реализации, структуре и ценах, но
при плановой себестоимости продукции.
Для этого от фактической суммы
выручки следует вычесть
Расчёт произведём методом цепной подстановки:
ПР.о=(157600 х 35250)- (157600-30000)= 328976 тыс. руб.
ПР.усл1= (159000 х 35250) - (157600-30000)=316700 тыс. руб.
ПР.усл2= (159000-35000) - (157600-30000)= 339087 тыс. руб.
ПР.усл3= (159000-35000) - (159000-37000)= 356734 тыс. руб.
Общее изменение объема реализации составляет:
ПР.общ. =356734- 328976= 289856 тыс. руб.
В том числе за счёт изменения:
уровня средне-реализованных цен: 316700- 328976= -12276 тыс. руб.
условной суммы затрат: 339087- 316700=22387тыс. руб.
Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли (табл. 8)
Таблица 8. Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации.
Вид продукции |
Объем реализации в условно- |
Структура товарной продукции, % |
Плановая прибыль на 1 туб, тыс. руб. |
Изменение прибыли в среднем на 1 туб, тыс. руб. |
||||
план |
факт |
План |
факт |
Отклонение |
||||
Сметана,жирность 10% Сметана,жирность 15% Сметана, жирность 20% |
57000 27000 19000 |
48500 30500 25600 |
35,85 16,98 11,95 |
30,77 19,35 16,25 |
-5,08 +2,37 +4,30 |
100 130 162,6 |
-5,08 +3,08 +6,99 |
|
Всего |
103000 |
104600 |
86,37 |
70,89 |
-- |
152,6 |
+4,99 |
|
В связи с увеличением удельного веса сметана жирностью 15% и 20% имеет более высокий уровень прибыли на единицу продукции, средняя величина последней повысилась на 3,4 тыс. руб., а сумма прибыли - на 515 тыс. руб. (4,99 тыс. руб.* 103000 туб), что соответствует предыдущим расчетам. Это происходит за счёт более повышенного спроса на данный товар, за счёт вкусовых качеств данного товара, по сравнению с другими.
Рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Рентабельность предприятия может исчисляться по-разному. Показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, применяется для обобщения оценки уровня прибыльности, доходности предприятия.
Рентабельность работ определяется по формуле:
R = (Пр / С) * 100%, где
Пр- прибыль от реализации, тыс.руб;
С - себестоимость работ, тыс. руб.
Рассчитаем методом цепных подстановок:
Ro = 13407 / 92360,7 * 100% = 14,5%
Ry = 22017 / 92360,7 * 100% = 23,8%
R = 22017 / 95140,5 * 100% = 23,14%
Общее изменение рентабельности работ составляет: 23,14%- 14,5%= 8,64%. В том числе за счёт изменения: прибыли от реализации 23,8%- 14,5%=9,3%
Из выше произведённых расчётов можно сказать следующее, что рентабельность увеличилась на 8,64%, за счёт увеличения прибыли от реализации на 9,3%.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: предприятие обладает довольно стабильной финансовой устойчивостью и стабильностью, финансовые результаты его работы довольно удовлетворительные.
Заключение
В этой курсовой работе проведен анализ реализации продукции и расчет влияния факторов на объем товарной продукции. По результатам расчетов можно сказать, что в основном тенденция роста объема реализации положительная. Проведя анализ отгрузки и реализации продукции видно, что за отчетный месяц недопоставки продукции по договорам произошли и составляют 220 тыс. рублей, что составляет 0,9%; это ведёт к росту остатков нереализованной продукции, к увеличению затрат, то есть к хранению товара на складах. План реализации продукции за отчетный период перевыполнен на 1783,5 тыс. руб. Это произошло за счёт снижения остатков нереализованной продукции и за счёт производительности труда. Объём реализованной продукции по сравнению с предыдущим годом (в 2003 году - 153000 кг), составляет 165500 кг продукции, реализация продукции увеличилась на 12500 кг. Прежде всего увеличение произошло за счёт увеличения выпуска товарной продукции на 1500 кг, за счёт усовершенствования товара, увеличения привлекательности упаковки; доступных для большинства потребителей уровня цен. Выполнение плана по реализации увеличилось и равно 99,11%; это говорит об улучшении качества производства, своевременном выполнении назначенных заказов. По сравнению с предыдущим годом (2003г.) прибыль от реализации за 2004 год составила 22017 тыс. руб., произошло увеличение прибыли на 8610 тыс. руб. за счёт увеличения выпуска (производства) продукции, от выгодных потребителей, от своевременной поставки продукции, от роста производительности труда, за счёт увеличения выпуска товара. Таким образом, можно сделать следующие выводы: предприятие обладает довольно стабильной финансовой устойчивостью и стабильностью, финансовые результаты его работы довольно удовлетворительные, реализация продукция коньюктуры рынок.