Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 00:22, реферат
Цель реферата: Изучить активную и пассивную политику занятости населения в Российской Федерации.
Задачи реферата:
- изучить понятие государственной политики занятости населения;
- дать определения активной и пассивной политики занятости;
- рассмотреть меры активной и пассивной политики занятости реализуемые в Российской федерации;
Введение 2
Понятие государственной политики занятости 3
Понятия активной и пассивной политики занятости 5
1. Меры активной политики занятости реализуемые в Российской Федерации 6
2. Меры пассивной политики занятости реализуемые в Российской Федерации 11
Статистические данные о занятости населения в Российской Федерации и Омской области 13
1. Занятость населения в Российской Федерации 13
2. Занятость населения в Омской области 15
Заключение 19
Список использованной литературы
Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в федеральную часть фонда занятости, категории работодателей и работников, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утверждаются федеральными законами по представлению Правительства РФ.
Деление средств фонда на централизованную и территориальную составляющие позволяет решать как федеральные, так и региональные проблемы занятости населения.
1.4. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения
Согласно статье 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:
- соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
- оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;
- создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;
- разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
- соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
- трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
2. Меры пассивной политики занятости реализуемые в Российской Федерации:
Согласно статье 28 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" Государство гарантирует безработным:
- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
- время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.
Статья 30 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определяет следующий порядок определения размеров пособия по безработице:
1. Пособие по безработице
2. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.
3. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
1. Занятость населения в Российской Федерации8
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю августа 2010 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2010г. составила 76,5 млн. человек, или около 54% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 71,2 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,2 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
По сравнению с июлем 2010г. численность занятого населения увеличилась на 374 тыс.человек, или на 0,5%, численность безработных сократилась на 109 тыс.человек, или на 2,0%.
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в августе 2010г. составил 6,9%.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в августе 2010г. составил 63,9%.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,1 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце августа 2010г. в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 1705 тыс. человек.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2010г. составила 34%, среди безработных женщин - 38%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.
Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в августе 2010г. составила 45,1%, доля городских жителей - 65,0%.
Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В августе 2010г. это превышение составляло 1,6 раза.
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в августе 2010г. составил 34,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных одну треть, в том числе в возрасте 15-19 лет - 8,4%, 20-24 лет - 23,0%. По сравнению с июлем численность безработных в возрасте 15-19 лет сократилась на 56,5 тыс.человек (или на 11,3%), в возрасте 20-24 лет - на 63,3 тыс.человек (или на 5,0%), 25-29 лет - на 83,1 тыс.человек (или на 10,3%). Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (31,5%) и 20-24 лет (14,6%).
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в августе 2010г. составил 17,1%, в том числе среди городского населения - 16,1%, среди сельского населения - 19,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,5 раза, сельского населения - 2,3 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 32,7% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,3% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в августе 2010г. составила, соответственно, 33,2% и 27,2%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 29,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2010г. их численность составила 1,5 млн. человек и сократилась по сравнению с июлем на 0,2 млн. человек или на 12,2%. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (23% - за счет молодежи до 20 лет, 47% - от 20 до 24 лет, 13% - 25-29 лет).
В августе 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 21,9%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 25,2%.
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
2. Занятость населения в Омской области9
По данным Главного управления государственной службы занятости населения Омской области, по состоянию на 1 июля 2010 года численность безработных граждан, зарегистрированных в бюджетных учреждениях службы занятости населения Омской области (далее – центры занятости), составила 17,1 тыс. человек, что на 17,8 процента ниже показателя на 1 июля 2009 года (20,7 тыс. человек). Численность граждан, трудоустроенных по направлению центров занятости, в январе – июне 2010 года на 24,9 процента превысила аналогичный показатель за январь – июнь 2009 года и составила 33,2 тыс. человек.
По состоянию на 1 июля 2010 года коэффициент напряженности на рынке труда составил 1,4 человека из числа незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в центрах занятости, в расчете на одну вакансию.
Уровень зарегистрированной безработицы по Омской области по состоянию на 1 июля 2010 года составил 1,6 процента, что значительно ниже средних показателей по Российской Федерации (на 1 июля 2010 года – 2,5 процента) и по Сибирскому федеральному округу (на 1 июля 2010 года – 2,6 процента).
В пятерку районов с наименьшим уровнем
зарегистрированной безработицы вошли Омский (0,9 процента), Исилькульский
(1,7 процента), Таврический (1,8 процента),
Большереченский (2,1 процента), Черлакский
(2,2 процента) районы.
В пятерку районов с наиболее высоким уровнем зарегистрированной безработицы вошли Колосовский (4,9 процента), Крутинский (5,0 процента), Усть-Ишимский (5,4 процента), Называевский (5,6 процента), Седельниковский (6,6 процента) районы.
Рассмотрим объемы государственных услуг в сфере содействия занятости населения Омской области, предоставляемых Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области и центрами занятости широкому кругу различных категорий граждан.
За период с января по июнь 2010 года в Омской области за государственной услугой по содействию в поиске подходящей работы из числа незанятого населения обратилось 44,5 тыс. человек.
Службой занятости организуются ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. В рамках предоставления государственной услуги по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест в I полугодии 2010 года проведено 219 ярмарок, в которых приняли участие 15,7 тыс. человек.
Важной составляющей деятельности по обеспечению занятости является профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения. Государственной услугой по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения за январь – июнь 2010 года было охвачено 43,8 тыс. человек, что на 6,7 процента больше, чем за аналогичный период 2009 года (41,1 тыс. человек).
Численность получателей государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан в I полугодии 2010 года превысила показатель за аналогичный период 2009 года на 18,0 процента и составила 5,3 тыс. человек (в январе – июне 2009 года – 4,5 тыс. человек).
Государственной услугой по социальной адаптации безработных граждан за I полугодие 2010 года было охвачено 4,3 тыс. человек, что на 29,2 процента выше показателя за аналогичный период 2009 года (3,3 тыс. человек).