Статистическое изучение деятельности Негосударственных Пенсионных Фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является предложения основных направлений для повышения эффективности управления средствами пенсионных накоплений НПФ.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
•изучить характеристику и сущность негосударственных пенсионных фондов;
•рассмотреть порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий;
•проанализировать статистические данные доходности негосударственных пенсионных фондов;
•провести анализ источников формирования пенсионных накоплений и системы управления ими на примере НПФ «Промагрофонд»;
•исследовать доходности деятельности НПФ «Промагрофонд»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 6
1.1. История и предпосылки развития негосударственных пенсионных фондов России 6
1.2. Характеристика и сущность негосударственных пенсионных фондов 16
1.3. Порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий 23
Глава 2: СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДОХОДНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ 29
2.1. Статистические данные пенсионной системы России 29
2.2. Статистические показатели деятельности системы негосударственных пенсионных фондов 30
2.3. Статистические данные деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению 32
2.4. Статистические данные деятельности НПФ по обязательному пенсионному страхованию 34
2.5. Статистические данные деятельности НПФ по реализации Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» 37
Глава 3: АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННЫМИ НАКОПЛЕНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ НПФ "ПРОМАГРОФОНД" 39
3.1. Краткая характеристика НПФ «Промагрофонд» 39
3.2. Анализ источников формирования пенсионных накоплений и системы управления ими на примере НПФ «Промагрофонд» 41
3.3.Статистические исследование доходности деятельности НПФ «Промагрофонд» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65

Вложенные файлы: 1 файл

Павлова изм.docx

— 906.57 Кб (Скачать файл)

Отметим, что проблема вкладчиков НПФ сейчас, когда система государственных  пенсий может стать несостоятельной, особенно актуальна. Поэтому следует  принимать целенаправленные шаги для  ее скорейшего разрешения. Эти меры должны оградить сегодняшних частных  вкладчиков и участников НПФ –  будущих пенсионеров – от мошенничества  и краха надежд. При этом значение имеют не только вопросы оптимального инвестирования активов НПФ в целях обеспечения максимальной надежности и доходности вложений, но и жесткое государственное регулирование при обеспечении прозрачности в отношении финансовой отчетности фонда.

1.2. Характеристика  и сущность негосударственных  пенсионных фондов

Самостоятельным аспектом функционирования негосударственных пенсионных фондов (НПФ) является их инвестиционная деятельность, позволяющая осуществлять возложенную  на них социальную задачу по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному  пенсионному страхованию. Инвестиционная деятельность представляется одним  из важнейших направлений деятельности фондов. По мнению председателя правления профессиональной лиги НПФ И. Горюнова, «она позволяет решать двуединую задачу: сохранять от обесценивания и увеличивать размеры накоплений в пользу участников и обеспечивать национальной экономике дополнительный долгосрочный финансовый ресурс»[10,с.41]. Поэтому функционирование негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования в условиях рыночных отношений предполагает вовлечение негосударственных пенсионных фондов в сферу финансового рынка страны и взаимодействие НПФ с другими субъектами этого рынка.

Фактически развитие рынка пенсионных услуг органически переплетается  с функционированием важнейших  сегментов национального финансового  рынка, что обусловливает наличие  неизбежного риска, возникающего в  процессе инвестирования пенсионных накоплений в различные финансовые инструменты. В связи с этим главными требованиями, предъявляемыми к негосударственным  пенсионным фондам и связанными с  соблюдением интересов их вкладчиков и участников, являются сохранность, возвратность инвестированных пенсионных ресурсов и их преумножение в размерах, по крайней мере, не ниже уровня инфляции в стране.

В соответствии с основной целью  деятельности негосударственного пенсионного  фонда – выполнение взятых на себя обязательств по выплате пенсий согласно заключенным договорам с вкладчиками  по негосударственному пенсионному  обеспечению и с застрахованными  лицами по обязательному пенсионному  страхованию – перед ним стоит  задача инвестирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений и получение  дохода в размере, достаточном для  установленных или планируемых  выплат.

Размещение пенсионных ресурсов выступает  средством их защиты от инфляции. Поэтому  принципиальное значение приобретают  результаты инвестирования и достижение необходимого уровня доходности с учетом уровня инфляции. Именно на это направлена инвестиционная политика каждого конкретного  фонда.

Основные принципы инвестиционной политики НПФ исходят из необходимости  оптимизации инвестиционного портфеля при соблюдении требований надежности и платежеспособности фонда.

Создание высокоразвитой негосударственной  пенсионной системы как средства снижения уровня социальной напряженности  и поддержания уверенности граждан  в будущем невозможно без участия  государства с системой гарантий в рамках регулирования инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Подобная система призвана защищать сохранность пенсионных резервов, способствовать их увеличению и тем  самым обеспечивать соблюдение интересов  граждан – участников негосударственного пенсионного обеспечения и застрахованных лиц по обязательному пенсионному  страхованию.

Актуальная система инвестирования средств пенсионных накоплений и  резервов состоит из трех основных институтов: регулятора, пенсионных фондов и управляющих компаний. Задачи и  методы, используемые для их решения всеми участниками процесса инвестирования, должны отвечать основной цели – эффективному вложению пенсионных средств с доходностью, превышающей будущую инфляцию, чтобы к моменту выплат пенсии вкладчику они по крайней мере не обесценились.

Основным объектом государственного регулирования в сфере инвестиционной деятельности является порядок размещения пенсионных ресурсов. При этом основополагающим законодательным актом выступает  Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Законом установлены порядок  инвестирования средств НПФ-ов, процедура хранения сертификатов ценных бумаг, их учета и контроля инвестиционной деятельности фонда, в том числе через управляющие компании, осуществляемые специализированным депозитарием на основе договора с фондом. Предусмотрен порядок распределения дохода от размещения пенсионных ресурсов, которые направляются на пополнение пенсионных резервов и пенсионных накоплений, а также на покрытие расходов (не более 15 % суммы дохода, полученного в течение года), связанных с обеспечением деятельности фонда. Кроме того, в Законе конкретизирован порядок размещения инвестиций через управляющие компании. На последние возлагается ответственность за обеспечение возврата средств в соответствии с договорами доверительного управления[11, с.23].

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. № 1432, а  затем и постановление Правительства  Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. № 63 «Об утверждении правил размещения пенсионных резервов негосударственных  пенсионных фондов и контроля за их размещением», «Требования к составу  и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов», утвержденные приказом Инспекции негосударственных  пенсионных фондов от 10 января 2002 г. № 1 определили общие требования к размещению пенсионных резервов, в соответствии с которыми каждым фондом разрабатываются инвестиционная политика и стратегия, планы размещения инвестиций. Постановлением № 63 определены направления и условия размещения пенсионных резервов. В частности, предусмотрено, что фонды могут размещать пенсионные резервы самостоятельно:

1. В федеральные ценные бумаги;

2. В государственные ценные бумаги  субъектов Российской Федерации;

3. В муниципальные ценные бумаги;

4. В банковские вклады (депозиты);

5. В недвижимое имущество.

Особо оговорено, что объем пенсионных резервов фонда, размещаемых в ценные бумаги, не имеющие признаваемой котировки, не должен превышать 20% всех пенсионных резервов фонда.

«Требования к составу и структуре  пенсионных резервов негосударственных  пенсионных фондов» также вводят ограничения инвестиционной деятельности. В частности, определено, что вложения средств пенсионных резервов в инвестиционные проекты предприятий и организаций  допускается только в случае их реализации путем эмиссии ценных бумаг в  соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Установленные требования к составу  пенсионных резервов[12, с.68]:

1. Стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не  может превышать 20% стоимости  всех размещенных пенсионных  резервов;

2. Стоимость пенсионных резервов, размещенных в эмиссионные ценные  бумаги, не имеющие признаваемых  котировок, не должна превышать  20% стоимости размещенных пенсионных  резервов;

3. Общая стоимость пенсионных  резервов, размещенных в ценные  бумаги, выпущенные учредителями  и вкладчиками фонда, не должна  превышать 30% стоимости размещенных  пенсионных резервов;

4. В федеральные государственные  ценные бумаги может быть вложено  не более 50% пенсионных резервов;

5. В ценные бумаги субъектов  Российской Федерации и муниципальные  ценные бумаги – не более  50%;

6. В акции и облигации российских  предприятий – не более 50%;

7. В векселя – не более  50%;

8. В банковские вклады и недвижимость  – не более 50%.

Одновременно установлено, что  для фонда при общей сумме  размещения пенсионных резервов не более 5 млн. руб. не накладываются процентные ограничения при размещении пенсионных резервов в федеральные ценные бумаги и депозиты банков, показатель деятельности которых соответствуют нормативам, определенным в Законе «О Центральном  банке Российской Федерации».

Следует отметить бесспорное стремление государства установить законодательным  путем конкретные правила для  инвестиционной деятельности фондов, призванные максимально обезопасить  пенсионные средства граждан, при этом фондам предоставляются широкие  возможности самостоятельно формировать  свои инвестиционные портфели, соблюдая принципы надежности и доходности. Однако такие нормативные требования, направленные на обеспечение диверсификации инвестирования, средств, при всей их обязательности допускают исключения[13, с.57].

Фондам предоставлено право  обращаться в Инспекцию негосударственных пенсионных фондов за разрешением на особый порядок инвестирования своих пенсионных резервов. Свыше 10% субъектов всего рынка пользовались такими разрешениями. По-видимому, современный уполномоченный федеральный орган, каким является Федеральная служба по финансовым рынкам, должен со своей стороны принять нормативные документы, позволяющие НПФ-ам использовать особый порядок инвестирования средств пенсионных резервов. Особым объектом регулирования является обеспечение гарантий доходности.

В «Требованиях к составу и структуре  пенсионных резервов негосударственных  пенсионных фондов» выделено два  вида вложений по доходности:

1. С установленной (фиксированной)  доходностью;

2. С рыночной доходностью, т.  е. с доходностью, определяемой  конъюнктурой рынка.

Предусматривается, что во вложения с установленной доходностью  должно размещаться не менее 50% стоимости  размещенных пенсионных резервов. С  учетом степени риска объекты  размещения пенсионных резервов подразделяются следующим образом:

1. Безрисковые объекты, для которых риск потери активов не превышает 10%;

2. Объекты вложения минимального  риска, для которых риск потери  активов составляет от 10 до 25%;

3. Объекты вложения повышенного  риска, для которых риск потери  активов составляет от 25 до 50%;

4. Рискованные объекты вложения, для которых риск потери активов  превышает 50%;

5. Недопустимые объекты вложений.

Определение степени риска объектов вложений осуществляется каждым НПФ  самостоятельно и закрепляется в  его плане размещения пенсионных резервов фонда. Установлены ограничения  для вложений с учетом данного  признака:

1. В объекты вложения повышенного  риска и рискованные объекты  вложения – суммарно не более  20% общей стоимости;

2. В рискованные объекты вложения  – не более 10% общей стоимости.

Обеспечение доходности – одна из острых финансовых проблем инвестиционной деятельности фондов. Фактическая полученная доходность большинства фондов обычно бывает ниже среднерыночной, достижимой с учетом всех предписанных ограничений. Это объясняется характером вложений – преобладанием краткосрочных государственных облигаций.

Чтобы добиться доходности, позволяющей  обогнать инфляцию, инвестор вынужден принимать на себя определенные риски. НПФ, заботясь о минимизации близкого и понятного рыночного риска, обычно полностью игнорируют главный  риск инвестиций на длительный срок –  инфляцию. Таким образом, требование каких-то гарантий по доходности противоречит основной цели инвестирования пенсионных средств. По мнению П. Минкиной, «пенсионным  фондам необходимо осознать, что управляющая  компания не банк, а предоставление гарантий по доходности не определяет качество управления»[14, с.69]. Риск даже при эффективном управлении подразумевает возможность потерь на коротких промежутках времени, но обеспечивает дополнительную доходность в долгосрочной перспективе. Главная гарантия, которую может и должен давать управляющий своим клиентам, – обеспечение лучшего профессионального управления для достижения инвестиционных целей, поставленных клиентом.

Пенсионные резервы размещаются  фондами в основном через управляющие  компании. С 2004 г. на финансовом рынке  появился особый тип управления активами – управление средствами пенсионных накоплений. Несмотря на разнообразие финансовых организаций, имеющих лицензии управляющей компании, для каждого  фонда одной из целей их инвестиционной политики является выбор одной или  нескольких управляющих компаний в  целях диверсификации инвестиций. На современном этапе управляющие  компании стремятся привлечь к сотрудничеству негосударственные пенсионные фонды  и занять рыночные позиции, открывающиеся  в связи с проводимой пенсионной реформой.

Самостоятельным направлением инвестиционной деятельности, кроме инвестирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений, следует считать инвестирование имущества, предназначенного для обеспечения  уставной деятельности фондов. Это  особый вид инвестиционной деятельности, который, с одной стороны, касается непосредственно фонда как организации, но прямо не затрагивает интересы его вкладчиков и участников, с другой – поскольку результативность таких финансовых операций связана с финансовой устойчивостью фонда, влияет на эти интересы косвенно. В отличие от инвестиционной деятельности, связанной с размещением пенсионных резервов, подобная инвестиционная деятельность не является объектом государственного регулирования.

Информация о работе Статистическое изучение деятельности Негосударственных Пенсионных Фондов