СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................3
1. Статистическое наблюдение
1.1. Сущность статистического
наблюдения...................................4
1.2 Программно-методологическое
обеспечение статистического наблюдения..........................................................................................5
1.3. Виды и способы статистического
наблюдения.........................................................................................8
1.4. Основные организационные
формы статистического наблюдения......................................................................................10
Заключение......................................................................................13
Список использованной
литературы...........................................14
ВВЕДЕНИЕ
С незапамятных времен
человечество осуществляло учет
многих сопутствующих его жизнедеятельности
явлений и предметов и связанные
с ним вычисления. Люди получали
разносторонние, хотя и различающиеся
полнотой на различных этапах
общественного развития, данные, учитывавшиеся
повседневно в процессе принятия
хозяйственных решений, а в
обобщенном виде и на государственном
уровне- при определении русла экономической
и социальной политики и характера внешнеполитической
деятельности.
Руководствуясь соображениями
зависимости благосостояния нации
от величины создаваемого полезного
продукта, интересов стратегической
безопасности государств и народов-
от численности взрослого мужского
населения, доходов казны- от размера
налогооблагаемых ресурсов и т. д., издавна
отчетливо осознавалась и реализовывалась
в форме различных учетных
акций.С учетом достижений экономической
науки стал возможен расчет показателей,
обобщенно характеризующих результаты
воспроизводственного процесса на уровне
общества: совокупного общественного
продукта, национального дохода, валового
национального продукта.
Всю перечисленную
информацию в постоянно возрастающих
объемах предоставляет обществу
статистика, являющаяся необходимо
принадлежностью государственного
аппарата. Статистические данные, таким
образом, способны сказать языком
статистических показателей о
многом в весьма яркой и
убедительной форме.
1. Статистическое наблюдение.
1.1. Сущность статистического
наблюдения.
Начальным этапом всякого
статистического исследования служит
планомерный, научно организованный
сбор данных о явлениях и
процессах общественной жизни,
называемый статистическим наблюдением.
Значение этого этапа исследования
определяется тем, что использование
лишь вполне объективной и
достаточно полной, полученной в
результате статистического наблюдения,
на последующих этапах в состоянии
обеспечить научно обоснованные
выводы о характере и закономерностях
развития изучаемого объекта.
Статистическое наблюдение
осуществляется путем оценки
и регистрации признаков единиц
изучаемой совокупности в соответствующих
учетных документах. Полученные
таким образом данные представляют
собой факты, так или иначе
характеризующие явления общественной
жизни. Использование аргументации,
основанной на фактах, не противоречит
применению теоретического анализа,
поскольку всякая теория в конечном
счете основывается на фактическом материале.
Доказательная способность фактов еще
больше возрастает в результате статистической
обработки, обеспечивающей их систематизацию,
представление в сжатом виде.
Статистическое наблюдение
следует отличать от других
форм наблюдений, осуществляемых
в повседневной жизни, основанных
на чувственном восприятии. Статистическим
можно назвать лишь такое наблюдение,
которое обеспечивает регистрацию
устанавливаемых фактов в учетных
документах для последующего
их обобщения. Конкретными примерами
статистического наблюдения служит
систематическое собирание сведений,
например на машиностроительных предприятиях
о количестве произведенных машин и узлов,
издержках производства, прибыли и т. д.
Статистическое наблюдение
должно удовлетворять довольно
жестким требованиям:
Наблюдаемые явления
должны иметь определенное народнохозяйственное
значение, научную либо практическую
ценность, выражать определенные
социально-экономические типы явлений.
Статистическое наблюдение
должно обеспечить сбор массовых
данных, в которых отражается
вся совокупность фактов, относящихся
к рассматриваемому вопросу, поскольку
общественные явления находятся
в постоянном изменении, развитии, имеют
различные качественные состояния. Неполные
данные, недостаточно разносторонне характеризующие
процесс, приводят к тому, что из их анализа
делаются ошибочные выводы.
Многообразие причин
и факторов, определяющих развитие
социальных и экономических явлений,
предопределяет ориентацию статистического
наблюдения наряду со сбором
данных, непосредственно характеризующих
изучаемый объект, на учет фактов
и событий, под влиянием которых
осуществляется изменение его
состояний.
Для обеспечения достоверности
статистических данных на стадии
статистического наблюдения необходима
тщательная проверка качества
собираемых фактов. Строгая достоверность
его данных- одна их важнейших характеристик
статистического наблюдения. Дефекты
статистической информации, выражающиеся
в ее недостоверности, не могут быть устранены
в процессе дальнейшей обработки, поэтому
их появление затрудняет принятие научно
обоснованных решений и сбалансированность
экономики.Статистическое наблюдение
должно проводиться на научной основе
по заранее разработанным системе, плану
и правилам (программе), обеспечивающим
строго научное решение всех программно-методологических
и организационных вопросов.
1.2. Программно-методологическое
обеспечение статистического наблюдения
Подготовка к статистическому
наблюдению, обеспечивающая успех
дела, предполагает необходимость
своевременного решения ряда
методологических вопросов, связанных
с определением задач, цели, объекта,
единицы наблюдения, разработкой
программы и инструментария, определением
способа сбора статистических
данных.
Задачи статистического
наблюдения непосредственно вытекают
из задач статистического исследования
и состоят, в частности, в получении
массовых данных непосредственно о
состоянии изучаемого объекта, в
учете состояния явлений, оказывающих
влияние на объект, изучении данных
о процессе развития явлений. Цели наблюдения
определяются прежде всего нуждами информационного
обеспечения для экономического и социального
развития общества. Поставленные перед
государственной статистикой цели уточняются
и конкретизируются ее руководящими органами,
в результате чего определяются направления
и масштаб работы.
В зависимости от
цели решается вопрос об объекте
статистического наблюдения, т.е.
что именно следует наблюдать.
Под объектом понимается совокупность
вещественных предметов, предприятий,
трудовых коллективов, лиц и
т.д., посредством которых осуществляются
явления и процессы, подлежащие
статистическому исследованию. Объектами
наблюдения в зависимости от
целей могут выступать, в частности,
массы единиц производственного
оборудования, продукции, товарно материальных
ценностей, населенных пунктов, районов,
предприятий, организаций и учреждений
различных отраслей народного хозяйства,
население и отдельные его категории и
т.д. Установление объекта статистического
наблюдения связано с определением его
границ на основе соответствующего критерия,
выраженного некоторым характерным ограничительным
признаком, называемым цензом. Выбор ценза
оказывает существенное влияние на формирование
однородных совокупностей, обеспечивает
невозможность смешения различных объектов
либо недоучета некоторой части объекта.
Сущность объекта статистического
наблюдения уясняется полнее при
рассмотрении единиц, из которых он
состоит: Единицами наблюдения служат
первичные элементы объекта статистического
наблюдения, являющиеся носителями регистрируемых
признаков.
От единицы наблюдения
следует отличать отчетную единицу.
Отчетной единицей служит такая
единица статистического наблюдения,
от которой в установленном
порядке получают информацию, подлежащую
регистрации. В ряде случаев
оба понятия совпадают, но нередко
они имеют и вполне самостоятельное
значение.
Учесть все множество
признаков, характеризующих объект
наблюдения, оказывается невозможным
и нецелесообразным, поэтому при
разработке плана статистического
наблюдения следует тщательно
и квалифицированно решать вопрос
о составе признаков, подлежащих
регистрации в соответствии с
поставленной целью. Перечень
признаков, формулируемых в виде
вопросов, обращаемых к единицам
совокупности, на которые должно
дать ответ статистическое исследование,
представляет собой программу
статистического наблюдения.
Чтобы получить исчерпывающую
характеристику изучаемого явления,
в составе программы должен
быть учтен весь круг его
существенных признаков. Однако
проблематичность практического
осуществления этого принципа
обусловливает необходимость включения
в программу лишь наиболее
существенных признаков, выражающих
социально-экономические типы явления,
его важнейшие черты, свойства
и взаимосвязи. Объем программы
регламентируется величиной ресурсов,
имеющихся в распоряжении статистических
органов, сроками получения результатов,
требованиями к степени детализации
разработок и т.д.
Содержание программы
определяется характером и свойствами
изучаемого объекта, целями и
задачами исследования.
К числу общих требований
к составлению программы относится
недопустимость включения в ее
состав вопросов, на которые затруднительно
получить точные, вполне достоверные
ответы, дающие объективную картину
той или иной ситуации.
При рассмотрении некоторых
наиболее важных признаков в состав
программы принято включать контрольные
вопросы, служащие для согласованности
получаемых сведений. Чтобы усилить
взаимопроверку вопросов и аналитичность
программы наблюдения, взаимосвязанные
вопросы располагаются в определенной
последовательности, иногда в блоках взаимосвязанных
признаков.
Вопросы программы
статистического наблюдения должны
быть сформулированы четко, ясно,
лаконично, не допуская возможности
различных их истолкований. В программе
нередко приводится перечень возможных
вариантов ответов, посредством которых
уточняется смысловое содержание вопросов.
Методологическое обеспечение
статистического наблюдения предполагает,
что одновременно с программой
наблюдения составляется и программа
ее разработки. Задачи исследования
формулируются в перечне обобщающих
статистических показателей. Эти
показатели должны быть получены
в результате обработки собранного
материала, признаков, с которыми
корреспондируется каждый показатель,
и макетов статистических таблиц,
где представлены результаты
обработки первичной информации.
Программа разработки, выявляя недостающую
информацию, позволяет уточнить
программу статистического наблюдения.
Проведение статистического
наблюдения предполагает необходимость
подготовки соответствующего инструментария:
формуляров и инструкции по их заполнению.
Статистический формуляр- это первичный
документ, в котором фиксируются
ответы на вопросы программы по каждой
из единиц совокупности. Формуляр, таким
образом, - это носитель первичной
информации1. Для всех формуляров характерны
некоторые обязательные элементы: содержательная
часть, включающая перечень вопросов программы,
свободная графа либо несколько граф для
записи ответов и шифров (кодов) ответов,
титульная и адресная печати.
Статистические формуляры
в целях обеспечения единства
трактовки их содержательной
части обычно сопровождаются
инструкцией, т.е. письменными
указаниями и разъяснениями к
заполнению бланков статистического
наблюдения. Инструкция разъясняет
цель статистического наблюдения,
характеризует его объект и
единицу, время и продолжительность
наблюдения, порядок оформления
документации, сроки представления
результатов. Однако главное назначение
инструкции состоит в разъяснении
содержания вопросов программы,
как следует давать на них
ответы и заполнять формуляр.
1.3. Виды и способы статистического
наблюдения.
Успех дела сбора
качественных и полных исходных
данных с учетом требования
экономного расходования материальных,
трудовых и финансовых ресурсов
во многом определяется решением
вопроса о выборе вида, способа
и организационной формы статистического
наблюдения.
Виды статистического
наблюдения.
Необходимость выбора
того или иного варианта сбора
статистических данных, в наибольшей
мере соответствующего условиям
решаемой задачи, определяется наличием
нескольких видов наблюдения, различающихся
прежде всего по признаку характера
учета фактов во времени.
Систематическое наблюдение,
осуществляемое непрерывно и
обязательно по мере возникновения
признаков явления, называется
текущим. Текущее наблюдение проводится
на основе первичных документов,
содержащих информацию, необходимую
для достаточно полной характеристики
изучаемого явления.
Статистическое наблюдение,
проводимое через некоторые равные
промежутки времени, называется
периодическим. Примером может
служить перепись населения.
Наблюдение, проводимое
время от времени, без соблюдения
строгой периодичности либо в
разовом порядке, называется единовременным.
Виды статистического
наблюдения дифференцируются с
учетом различия информации по
признаку полноты охвата совокупности.
В связи с этим различают
сплошное и несплошное наблюдения. Сплошным
называют наблюдение, учитывающее все
без исключения единицы изучаемой совокупности.
Несплошное наблюдение заведомо ориентируется
на учет некоторой, как правило, достаточно
массовой части единиц наблюдения, позволяющей
тем не менее получить устойчивые обобщающие
характеристики все статистической совокупности.
В статистической практике применяются
различные виды несплошного наблюдения:
выборочное, способ основного массива,
анкетное и монографическое. Качество
несплошного наблюдения уступает результатам
сплошного, однако в ряде случаев статистическое
наблюдение вообще оказывается возможным
только как несплошное.