Судебная и правовая статистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение, и рассмотрение такого важного раздела статистики, как статистика правоохранительных органов, в частности будет рассмотрено их историческое развитие. Также будут упомянуты персоналии, внесшие вклад в развитие отрасли, например, отец русской судебной статистики- Александр Николаевич Радищев и его идеи, касательно реформирования системы отчетности вышеупомянутых органов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История статистики правоохранительных органов. 4
§1 Зарождение статистики 4
§2 Дореволюционный этап статистики правоохранительных органов. 4
§3 Советская правовая статистика 9
Глава 2. Современная статистическая отчетность правоохранительных органов и ее правовая база. 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Судебная статистика.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

В 1960 году, дабы исправить такое положение была проведена реформа форм отчетности, которая теперь должна была собираться в МВД союзной республики и передаваться в прокуратуру республики. Однако и здесь были некоторые недочеты, в частности в связи с тем, что некоторые дела возбуждались непосредственно органами прокуратуры, они не находили отражения в данных предоставляемых МВД, также разным ведомствам была поручена ведения разных видов отчетности, в связи с чем, невозможно было сопоставить их. Впрочем, эта ошибка была вскоре исправлена Инструкцией о едином учете преступлений 1960 года ( 30 декабря 1965 года она была исправлена и переиздана). Согласно новой инструкции ведение первичного учета ложилось на лиц, производящих расследование.

 Следующей  вехой развития статистики правоохранительных органов стало перераспределение ответственности за ведение статистики на Госкомстате СССР, работа, которого осуществлялась в Отделе моральной статистики численностью 5 человек. С этого момента данные статистики по состоянию преступности и судимости анализируются и публикуются два раза в год.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современная статистическая отчетность правоохранительных органов  и ее правовая база.

Статистическая  отчетность органов МВД, прокуратуры  и органов юстиции представляет собой систему взаимосвязанных показателей, которые дают целостную картину деятельности этих органов, подробно освещают все стадии уголовного и гражданского процессов.

Приказом судебного  Департамента от 10 июня 2010 года РФ «Об утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости» введены следующие отчеты:

    1. оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (форма 1-А);
    2. отчет о численности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы (форма 1-УИС);
    3. отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы (форма 2-УИС);
    4. отчет о нанесенном материальном ущербе и изъятии материальных ценностей (по оконченным уголовным делам и материалам) (форма 5-2).

Самой содержательной по объему сведений является «Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений» (форма 1-А). Этот отчет телеграфный месячный, его представляют МВД, ГУВД, УВДТ в ГИЦ МВД России к 4—5-му числу месяца после отчетного периода.

Значительный  интерес представляет отчет о нанесенном материальном ущербе и изъятии материальных ценностей (по оконченным уголовным делам и материалам) — форма 5-2. Его представляют те же инстанции телеграфно ежемесячно. Отчет состоит из трех разделов. В первом отражаются сведения о нанесенном материальном ущербе и его возмещении по отдельным имущественным преступлениям; во втором — сведения о сумме сокрытого дохода и неуплаченного налога ив третьем — об изъятии материальных ценностей — общая сумма изъятых материальных ценностей, в том числе имущества, денег наличных, иностранной валюты, драгоценных металлов, драгоценных камней, наркотических средств и психотропных веществ и др.

Ряд отчетов  сохранил прежнее наименование. Так, отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (форма 2-Е) отражает не только общее число заявлений и сообщений о преступлениях, но и виды преступлений применительно к главам УК РФ. По отчету можно установить, какие меры по заявлениям о преступлениях были приняты, а также в какие сроки.

Отчет состоит  из двух разделов. В первом разделе  отражается работа прокуратуры по рассмотрению заявлений о преступлениях, во втором — аналогичная работа органов внутренних дел. Подписывают отчет прокурор и начальник органа внутренних дел.

Отчет о следственной работе (форма 1-Е) характеризует работу следователей органов внутренних дел и прокуратуры, дознавателей (милиции, ИУ, госпожнадзора), в том числе и протокольные производства. Сводный отчет по форме 1-Е включает более 800 взаимосвязанных показателей, имеющих важное научно-практическое значение в деле совершенствования работы следственных аппаратов.

Все статистические данные, указываются за период, в  течение которого приняты решения по делу или материалу.

В полном объеме всеми органами прокуратуры и  внутренних дел, начиная с районного  звена, отчет представляется два  раза в год: за первое полугодие и  за год.

Основным звеном судебной системы является районный суд, с которого и начинается формирование судебной статистической отчетности. Именно по этой причине отчетность районного суда — самая подробная по сравнению с отчетностью кассационной и надзорной инстанций.

Прокуроры же составляют свой отчет по специальной форме (по форме П) согласно приказу Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 2 июня 2010 года.

Районные суды представляют статистические отчеты в отделы юстиции исполнительных органов власти области (республики, края, области) по следующим основным формам:

форма № 1 — отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел;

форма № 1-АП — отчет о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях;

форма № 2 — отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел;

форма №4— отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений.

Эти отчеты содержат такие показатели, по которым можно  судить не только о количестве и характере судебных дел, рассмотренных судами, но и об оперативности правосудия, профилактической работе судей, суммах материального ущерба от преступлений и т.д.

Формы отчетности едины для судов различных  категорий. Это обстоятельство обеспечивает единообразный подход к учету  тех или иных социально-правовых фактов, объектов статистического наблюдения судов, что является важнейшим условием для статистического анализа.

Областные (краевые, городские, автономных областей, окружные) суды также составляют статистические отчеты, в частности, по следующим формам:

  1. форма № 1 и форма № 2 — отчеты, аналогичные отчетам по этим формам районных судов, т.е. отчеты о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции;
  2. форма №6 — отчет о работе по рассмотрению уголовных кассационных дел;
  3. форма № 7 — отчет о работе по рассмотрению гражданских кассационных дел;
  4. форма № 8 — отчет о работе по рассмотрению уголовных надзорных дел;
  5. форма №9 — отчет о работе по рассмотрению гражданских надзорных дел.

Название статистических отчетов раскрывает их содержание.

Но формам отчетов  № 6—9 можно судить в определенной степени о качестве работы районных судов, так как их показатели содержат сведения об отмене, изменении решений и приговоров, вынесенных районными судами.

Верховный Суд  РФ составляет отчеты по аналогичным формам, что и нижестоящие суды, с той лишь разницей, что отчеты по формам № 8 и № 9 составляются раздельно о работе: а) пленума, б) президиума, в) судебных коллегий Верховного Суда РФ.

По итогам обработки  статистических карточек на подсудимых в министерствах (отделах) юстиции субъектов Федерации составляются следующие формы отчетности:

  1. форма № 10 — отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания (по приговорам и определениям, вступившим в законную силу);
  2. форма № 11 — отчет о месте, времени совершения преступления и составе осужденных;
  3. форма № 12 — отчет об осужденных несовершеннолетних;
  4. форма № 10-а — приложение к отчетам № 10—12, где содержатся сведения о числе осужденных по каждой статье УК РФ.

 

С 26 января 2006 года в РФ вступил в силу совместный приказ силовых ведомств «О едином учете преступлений». Этот документ подписали первые лица всех силовых служб России – МВД, Генпрокуратуры, ФСБ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Министерства юстиции, МЧС. Новшества, вводимые приказом, в основном касаются организации работы сотрудников органов внутренних дел, а также ведения служебной документации, в том числе в области первичного учета происшествий. Приказ вводит положение, согласно которому обо всех совершенных преступлениях можно теперь заявлять не только в милицию и прокуратуру, но и в Минюст, ФСБ, Госнаркоконтроль, и вообще любую «силовую структуру».

С 26 января 2006 г. правоохранительные органы обязаны строить отношения с гражданами следующим образом: «Незамедлительно принять заявление, выдать пострадавшему специально разработанный для этих целей корешок-уведомление о принятии заявления с указанием даты и времени, а также данных о лице, это сделавшем. Затем следует приступить к проверке сообщения. Отказ в принятии заявления, а также отказ в выдаче уведомления недопустимы». В случае обнаружения правонарушений со стороны правоохранительных органов наказание кроме непосредственно нарушителя понесёт и его начальник. Кроме того, появится «карточка потерпевшего» – в неё будут вноситься сведения о потерпевшем и обо всех движениях его уголовного дела».

Действие приказа  также распространяется на федеральные  суды общей юрисдикции, в том числе военные, на мировых судей, территориальные органы судебного департамента. В общее правовое поле учёта преступлений вошли также органы Федеральной службы судебных приставов. Таким образом, субъектами регистрации преступлений становятся все органы и должностные лица, которым УПК РФ предоставлено право возбуждать уголовное дело и проводить предварительное следствие и дознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в данной работе мы в достаточно полно рассмотрели все поставленные перед нами вопросы. В первой главе мы рассмотрели развитие системы отчетности правоохранительных органов, при этом разделив историю развития на три этапа 1) ранний этап статистики 2) дореволюционный этап (статистика в Российской Империи) 3) Статистика правоохранительных органов в Советском Союзе. При этом мы рассмотрели, какие именно органы отвечали за организацию сбора и анализа статистической информации, а также в какой форме эта информация собиралась. Также в работе были упомянуты некоторые доктрины развития данного вида статистики, а именно доктрина Александра Николаевича Радищева.

   Во второй  части работы мы рассмотрели  непосредственно виды отчетности  судов, прокуратуры, следствия и прочих правоохранительных органов современной России, а также рассмотрели кратко каждый из основных форм отчетности и обозначили его функции. Также в работе упомянуты нормативно- правовые акты, регулирующие данный вид деятельности.

В заключение, также хочется заметить, что от развития системы статистического наблюдения правоохранительных органов зависит, то насколько качественно и точно будет оценена реальная обстановка дел в стране, исходя из которой будут создаваться новые законопроекты, да и вообще вся политика государства в данной сфере. Так что переоценить значимость данных статистики ведущейся правоохранительными органами крайне трудно.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Большой юридический словарь Академик.ру // 2010.  http://jurisprudence.academic.ru/5003/правоохранительные_органы
  2. М.Н. Гернет “Моральная статистика”. М., 1922. С.35.
  3. Л.К. Савюк “Правовая статистика: учебник”. М. 2002 г.
  4. ”Радищев А. Н. О законоположении// Неизданная записка с предисловием А. З. Попельницкого// Голос минувшего. 1916. №12 с.82
  5. Радищев А.Н. “Избранные философские и общественно- политические произведения”. М., 1952. С.461.
  6. “Российское законодательство Х-ХХ веков.” Т. 8. Судебная реформа. М., 1991. С.30.
  7. Правовая база Консультант плюс// Закон о Прокуратуре http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121232
  8. Правовая база Консультант плюс// приказ  Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 2 июня 2010 года.
  9. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=504710;fld=134;dst=100010;rnd=0.5551331797495698
  10. Правовая база Консультант плюс// Приказ судебного Департамента от 10 июня 2010 года РФ «Об утверждении табеля форм статистической отчетности о деятельности судов общей юрисдикции и судимости»

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=135926

  1. Правовая база Консультант плюс// приказ о едином учете преступлений

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=57951

1 Большой юридический словарь Академик.ру // 2010.

2 Радищев А. Н. О законоположении// Неизданная записка с предисловием А. З. Попельницкого// Голос минувшего. 1916. №12 с.82

3 Радищев А.н. Избранные философские и общественно- политические произведения. М., 1952. С.461.

4 Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 8. Судебная реформа. М., 1991. С.30.

5 М.Н. Гернет “Моральная статистика”. М., 1922. С.35.

 


Информация о работе Судебная и правовая статистика