Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:33, контрольная работа
Целью контрольной работы является анализ процесса урбанизации в России на современном этапе. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Рассмотреть основные особенности процесса урбанизации;
Изучить роль городов в процессе урбанизации;
Проанализировать основные тенденции урбанизации в ХХ веке;
Охарактеризовать особенности процесса урбанизации в России;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………….…..…2
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРБАНИЗАЦИИ
1.1 Урбанизация: исходные понятия и определения……........4
1.2 Роль городов в процессе урбанизации………………………..7
1.3 Тенденции урбанизации в XX веке………………….…………11
Глава 2. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА УРБАНИЗАЦИИ В РОССИИ НА
СОВРЕМЕННОМ этапе
Этапы процесса урбанизации в России….…………………. 14
Экологические и социально-экономические проблемы крупных городов Российской Федерации…….17
Уровни и темпы урбанизации в России……………………...21
Перспективы развития урбанизации в России…………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…......30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННой литературы и источников ………32
Перспективы пространственного развития урбанизации в России связаны с процессами расселения. Решающую роль в социально-экономическом развитии страны в переходный период призваны сыграть крупные центры, располагающие разносторонним потенциалом, определяющим их лучшие по сравнению с другими городами стартовые возможности в новых условиях. Эту роль успешно демонстрирует Москва. В то же время увеличившийся отрыв Москвы от других центров опасен, он чреват нарастанием напряженности между центром и периферией. Лидер должен не только идти впереди, но и обеспечивать движение вперед ведомых.
Санкт-Петербург в соответствии с традицией должен быть не вторым городом России, а ее второй столицей. По культурно-историческому потенциалу он не уступает Москве. Соизмеримы и научно-технический, а также образовательный потенциалы. Как промышленный центр Петербург лидирует в ряде отраслей индустрии, сосредоточивает многие головные предприятия, его проектные и научно-исследовательские институты обслуживают обширнейшие районы севера и востока. Его никак нельзя называть просто областным городом и даже столицей северо-запада – сфера его влияния намного шире.
На следующей ступени иерархии располагаются региональные центры и субцентры. За десятилетия интенсивного развития города-лидеры нарастили свою экономическую базу, развили производственные, научные, образовательные, управленческие, культурные функции, сформировали сочетания отраслей и видов деятельности, обеспечивающих прогресс, прорыв на новые уровни развития. Еще больше возрастает роль сибирской столицы Новосибирска Усиление связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Японией и Китаем, сможет благоприятно сказаться на ускоренном и более масштабном развитии городов-лидеров Дальнего Востока. Региональные центры образуют своего рода сердцевину опорного каркаса расселения, которую условно можно назвать суперкаркасом расселения. Кроме того, заметную роль в качестве точек роста сыграют наукограды.
В соответствии с географической логикой развития территориальной структуры хозяйства и расселения, с настойчиво повторяющимися предложениями о сооружении новых трансроссийских магистралей нужно признать не только целесообразным, но и необходимым формирование новых осей развития. Эти оси явятся продолжением транспортных общеевропейских коридоров, которые в недалеком будущем определят транспортный каркас Европы.
Надо полагать, что произойдет формирование и последовательное усиление контактных зон, призванных развивать взаимодействие районов России между собой и включение страны в мирохозяйственные связи.
Растущее значение
приобретает формирующаяся Пред
Сибирские ученые (экономисты и географы) полагают, что «в перспективе на рубеже XX и XXI веков в результате промышленного развития Сибири и приобретения ею новой роли в мировой экономической системе произойдут не просто развитие производительных сил Сибири, но и принципиальные изменения их размещения и территориальной организации. Если XX век стал веком формирования южного широтного экономического пояса вдоль Транссиба, то XXI век станет периодом образования нового широтного экономического пояса, который будет простираться в пределах Ближнего Севера от Урала до Тихого океана вдоль новой железнодорожной магистрали, объединяющей Севсиб и БАМ».10
Нарастающее значение должны приобрести Приморские контактные зоны. Приморская (Владивосток, Находка, Восточный, Зарубино, Посьет с усилением роли портово-промышленного узла Ванино – Совгавань), Балтийская (северное и южное побережье Финского залива, объединяемые Санкт-Петербургом), Северная (особое значение Мурманского портово-промышленного района), Черноморская (Анапа – Геленджик – Новороссийск – Туапсе – Сочи) и Прикаспийская (ее перспективы связаны с прохождением трансконтинентального транспортного коридора Север – Юг).
Предгорная контактная зона на стыке гор и равнин на Северном Кавказе уже проявилась в высшей степени отчетливо как полоса концентрации населения и хозяйства. Здесь расположены все столицы национальных республик, курортные районы, центры горнодобывающей промышленности, развито многоотраслевое сельское хозяйство.
В целях компенсации утраты портов в бывших союзных республиках – соседях России целесообразно сооружение портов на российских участках балтийского и черноморского побережий. Запроектированы и уже сооружаются порты в Усть-Луге, Приморске, в бухте Батарейной на побережье Финского залива (Высоцк). Предполагается расширить Новороссийск и построить порты на Азовском море (западнее Таганрога и на Таманском полуострове). К существующим портам в Южном Приморье может добавиться порт в устье реки Туманной. Несомненна целесообразность формирования мощного портово-промышленного комплекса и на стыке БАМа с тихоокеанским побережьем (Советская Гавань – Ванино).
Реанимация Северного морского пути, в чем заинтересованы не только Россия, но и страны Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Япония, разворачивание добычи полезных ископаемых на месторождениях материкового шельфа и прибрежной части евразийского материка, целесообразность создания новых выходов из Сибири на мировые транспортные пути через север – все это выдвигает задачу сооружения новых портов на берегах морей Северного Ледовитого океана. В качестве наиболее подходящих мест проектировщики называют бухту Индигу (восточнее Чешской губы), губу Бельковскую (западное побережье Югорского полуострова) – район Диксона.
Еще одним типом контактных зон является новое российское приграничье – на рубежах со странами Балтии, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном. С российской стороны оно образовано районами, до недавних пор находившимися «в глубине России». Часть из них – Псковская, Новгородская, Смоленская, Брянская и Курская области, северокавказские республики – недостаточно развиты. Для того чтобы приграничные зоны смогли стать поясом интеграции, потребуются более совершенная инфраструктура и развитая сеть городов, способных выступить в роли интеграционных узлов.
Сближение больших городов указывает на те части России, которые вследствие совокупности благоприятных причин выделялись высокими темпами и результатами развития. Проявлению саморазвития территориальной структуры хозяйства и расселения следует содействовать целенаправленными мерами на основе специально разрабатываемых программ. В свое время была выдвинута идея формирования «колонизационных баз». Эта идея остается плодотворной и в начале XXI века. Развивая ее, можно ориентировочно наметить три основные опорные базы – Центральную, Волго-Уральскую и Южно-Сибирскую, и три дополнительные – Северо-Кавказскую, Прибайкальскую и Приамурско-Приморскую. В них концентрируется преобладающая часть городов – точек роста.
Роль, которую предстоит сыграть городам, требует осознания их места и значения в жизни общества, в общественном прогрессе, в рационализации территориального устройства России. До сих пор такого осознания ни в об-ществе, ни во властных структурах не достигнуто.11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Урбанизация – это исторический процесс повышения роли городов в развитии общества. Будучи весьма многообразным, имея социально-экономические, демографические, политические, этнокультурные и географические составляющие, этот процесс отражает изменения в территориальной организации жизни общества, его производительных сил, расселения. В более узком понимании урбанизация – рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения.
Город непосредственно выступает как территориальная концентрация множества разнородных форм деятельности. Города являются фокусами урбанизационного процесса. Города – точки роста общества. В них возникает эффект соединения множества различных форм воспроизводственной деятельности. Город – это форма и результат урбанизации.
На ХХ в. пришелся период наиболее интенсивного развития процесса урбанизации: рост городов в мире стремительно увеличивался в связи с увеличением численности населения. На сегодняшний момент в городах проживает 3,3 млрд. человек, что составляет 42 % жителей планеты.
Темпы урбанизации в России были наиболее выражены в 1920-1980-е гг. В настоящее время в городах проживает почти 104 млн. человек, что составляет 74 % от населения страны. Сегодня в России 1098 городов, из них 13 городов-миллионеров.
Урбанизация в России оказала огромное влияние на расселение населения (резкое сокращение удельного веса сельского населения в пользу городского), социально-профессиональную структуру, образ и уровень жизни и др.
Современные процессы урбанизации и размещение населения вызывают много сложных проблем, наиболее важные из которых социально-экономические и экологические. От решения этих проблем во многом зависит качество жизни горожан.
Перспективы процесса урбанизации в России связаны со сближением крупных городов и формированием контактных зон (Приморской, Балтийской, Северной, Черноморской, Прикаспийской) для усиления взаимодействия между различными экономическими районами страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННой литературы и источников:
1
Электронный ресурс: http://kontrakty.ua/article/
2 Максаковский, В. П. Географическая картина мира. Книга 1/ В.П. Максаковский. – М.: Дрофа, 2008. – с.106
3 Пивоваров, Ю. Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Л Пивоваров. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 232 с.
4 Максаковский, В. П. Географическая картина мира. Книга 1/ В.П. Максаковский. – М. : Дрофа, 2008
5 Перцик, Е. Н. Города мира: география мировой урбанизации / Е. Н. Перцик. – М. : Международные отношения, 1999. – с.103
6 Гладкий, Ю. Н. Социально-экономическая географии России / Ю. Н. Гладкий, В. А. Доброскок, С. П. Семенов. – М. : УИЦ Гардарики, 2001. –751с.
7 Лаппо, Г. М. География городов / Г. М. Лаппо. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
8 Владимиров, В. В. Градостроительство России XXI века. /В.В.Владимиров/ – М.: Стройиздат, 2001. – с.33
9 Карташова, К. К. Жизнедеятельность населения в условиях урбанизации: Урбанизация и социум / К. К. Карташова // Экология урбанизированных территорий. – 2006. – №1.– с.25
10 Бандман, М. К. Нижнее Приангарье: Логика разработки и основные положения концепции программы освоения региона / М. К. Бандман. – Новосибирск : Из-во ИЭиОПП СО РАН, 1996
11 Хорев, Б. С. Урбанизация и демографические процессы: Финансы и статистика / Б. С. Хорев. – М. : УИЦ Гардарики, 1982 г.