Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:37, курсовая работа
Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.
Уровень жизни включает: данные об основных показателях денежных доходов, характеризующих объем, состав и основные направления их использования; показатели, отражающие дифференциацию распределения денежных доходов населения (в том числе сферу распространения низких доходов); основные показатели социального обеспечения и социальной помощи; жилищный фонд и жилищные условия населения.
Для достижения цели потребуется повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2007-2009 годы в достижении вышеуказанной цели являются:
содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми;
содействие снижению смертности, в первую очередь от неестественных причин;
укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Таблица. Основными показателями, характеризующими уровень достижения поставленных целей, являются:
ПоказательГодЗначениеЦель 1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуацииЧисло родившихся, чел. на 1000 человек населения2007г. 2008г. 2009г. целевое значение10,5-10,6 10,8 -11,0 11,0 -11,4 17,0Число умерших, чел. на 1000 человек населения2007г. 2008г. 2009г. целевое значение16,3 -15,8 16,3 -15,6 16,4 -15,4 10,0Цель 2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населенияУдельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума (в % от общей численности населения)2007г. 2008г. 2009г. целевое значение14,3% 12,4% 11,2% 8-10%Цель 3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучияОжидаемая продолжительность жизни при рождении, лет2007г. 2008г. 2009г. целевое значение66,1 66,2 66,3 70Средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания, лет2007г. 2008г. 2009г. целевое значение12,5 13,5 14 15Цель 4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидовУдельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан пожилого возраста и инвалидов, %2007г. 2008г. 2009г. целевое значение81% 85% 88% 100%Цель 5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области трудаУровень общей безработицы, в % к экономически активному населению2007г. 2008г. 2009г. целевое значение7,4% 7,3% 7,0% 6-7%
В настоящее время социальная защита населения является одной из немногих отраслей, объемы которой постоянно возрастают, охватывая все большую часть населения, постоянно расширяется круг вопросов, входящих в ее сферу.
В числе приоритетных задач в 2009
году была и остается поддержка людей,
оказавшихся в трудной
Меры, направленные на повышение качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государства.
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под социальным государством понимается государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основан на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. В статье 7 Конституции Российской Федерации указывается также, что в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, статьей 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Для решения поставленных задач необходимо, чтобы главными условиями предоставления социальной помощи населению считалось не только малообеспеченность и наличие трудной жизненной ситуации, с которой заявитель не смог справиться самостоятельно, используя все доступные способы, а также иные обстоятельства, объективно влияющие на оценку гражданами своего положения и уровня жизни.
Целями программы являются:
содействие гражданам, проживающим на территории России, в поддержании уровня жизни, создании условий для выхода из трудной жизненной ситуации;
содействие улучшению условий
жизни пожилых людей и
содействие активному участию ветеранских организаций края в общественной жизни, работе с ветеранами и пенсионерами.
Реализация основной цели Программы достигается решением следующих задач:
предоставление единовременной адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
предоставление единовременной адресной материальной помощи социально незащищённым семьям, проживающим в домах с печным отоплением, требующим ремонта;
оказание дополнительных мер социальной
поддержки для повышения
компенсация расходов на проезд по территории Российской Федерации один раз в год реабилитированным лицам);
создание условий для участия
ветеранских организаций в
Реализация долгосрочной целевой программы позволит экономично распределять денежные средства бюджета с учетом индивидуальной оценки ситуации в каждом случае, что в свою очередь обеспечит доступность государственной поддержки для нуждающихся в ней граждан в необходимой мере и даст равные с остальным населением возможности потребительского выбора.
Конечным результатом
Таким образом, из проведенного анализа,
можно сделать следующие
качество и благосостояние населения как свойства, составляющие среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения, начинает постепенно повышаться благодаря различным социальным программам. Значит, государство заинтересованно в повышении благосостояния населения и улучшения качества его жизни.
по индексу развития человеческого
потенциала Россия по своему рейтингу
отходит все дальше и дальше от
стран с высоким уровнем
государством принимаются
Заключение
Анализ изменений в уровне жизни населения в России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Годы реформирования российской экономики сопровождались обвальным падением уровня жизни и интенсивным социальным расслоением населения , если судить по публикуемым Госкомстатом России официальным показателям реальных денежных доходов и их дифференциации. Общий объем розничного товарооборота и конечного потребления домохозяйств в физическом объеме сократился относительно незначительно, а средняя обеспеченность населения предметами длительного пользования и общей площадью жилищного фонда возросла. Одно это перечисление противоречивых тенденций показывает необходимость построения целостной картины измерения уровня жизни населения, как базы последующих прогнозных разработок.
Методология оценки уровня и качества жизни населения является важным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, который позволяет:
. устанавливать ориентиры
. осуществлять анализ текущего
уровня социально-
. оценивать уровень бедности;
. проводить межрегиональные
Снижение жизненного уровня населения - неизбежное следствие столь масштабных преобразований, глубина падения - процесс регулируемый. Более эффективное государственное управление и регулирование на всех уровнях - федеральном, региональном, местном - и воздействие общества на государственную политику могли бы предотвратить широкое распространение бедности и возникновение негативных тенденций, неблагоприятно влияющих как на возможности экономического роста, так и на развитие общества.
По производственным показателям и по уровню жизни Тюменская область заслуженно занимает одну из лидирующих позиций в стране.
По уровню жизни Тюменская область (включая ХМАО и ЯМАО) находится на втором-третьем месте по уровню жизни в России.
Список использованной литературы
.Булатов А.С. Экономика:
.Бобков В. Уровень
. Васильев, В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации // В.П. Васильев. - М.: ЭКОС, 2007.
.Ржаницына Л.А. Бедность в России: причины, особенности, пути уменьшения // Экономист. - 2009.
.Региональные особенности
. Мироедов, А.А. Качество жизни
в статистических показателях
социально- экономического
. Прохоров, Н.В. Экология человека / Н.В. Прохоров. - М.: ЭКОС, 2007.
.Бобков В. Структура общества // Экономист. 2009.
.Маневич В.Е. Социально-
. Гусаров, В.М. Статистика: учеб. пособие / В.М. Гусаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
. Демографический ежегодник
. Кошелев А.Н. Национальная
.Крыжановская А.Г.
.Тихонова Н. Неравенство как
норма жизни//Литературная
.Выступление Дмитрия
.Байгереев М.В. Анализ
. Злобина, Г.Ю. Качество жизни:
структурные составляющие и
.Кудров В.М. Национальная Экономика России.2007.
.Диденко Н.И. Мировая
экономика: методы анализа
. Социальное положение уровня жизни населения России. 2011. Росстат.
. Регионы России социально экономические показатели. 2011. Росстат.
Информация о работе Уровень жизни населения России и его региональные особенности