Имущественное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование имущественного страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность страхования;
Рассмотреть сущность имущественного страхования и системы страховой ответственности;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….....3
1. Сущность страхования……………………………………………………………….. ..5
1.1 Понятие страхования ………………………………………………………………5
1.2 Страховые правоотношения, участники страховых правоотношений ………….9
2 Понятие и правовая природа имущественного страхования ……………………….13
2.1 Сущность имущественного страхования ………………………………………..13
2.2 Системы страховой ответственности ……………………………………………17
3 Условия имущественного страхования. Виды имущественного страхования …….22
3.1 Условия имущественного страхования …………………………………………22
3.1 Виды имущественного страхования …………………………………………….25
Заключение ……………………………………………………………………………..36
Список использованных источников литературы ……………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по гражданскому праву.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)
  • Огонь, молния, буря, вихрь и другие стихийные бедствия, крушение или столкновение судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, или удар их о неподвижные или плавучие предметы, посадка судна на мель, провал мостов, взрыв, повреждение судна льдом, подмочка забортной водой;
  • Пропажа судна или самолета без вести;
  • Несчастные случаи при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;
  • Общая авария;
  • Все необходимые и целесообразные произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Особенностью страхования на условиях "Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения" является то, что, несмотря на идентичность рисков, предусмотренных условиями "С ответственностью за частную аварию", в этом случае возмещаются убытки только от полной гибели всего или части груза, а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случаях крушения или столкновения, пожара или взрыва на судне, самолете или другом перевозочном средстве.

Специфическим при страховании грузов является страхование (при всех трех условиях) убытков, расходов и взносов от общей аварии (англ.: general average). Этот специфический термин, применяемый при морской перевозке грузов, означает общую опасность, которая угрожает судну, грузу и фрахту одновременно. 

В этом случае экипаж судна может осуществить действия, направленные на общее спасание судна и груза и приводящие к ущербу для отдельных лиц - владельцев груза. Например, на борту возник пожар. Чтобы предотвратить распространение огня, часть груза может быть выброшена за борт и/или залита водой. В этом случае ущерб и расходы от общей аварии раскладываются на владельцев грузов, судна и фрахта пропорционально их стоимости. Производится расчет убытков, т.н. диспаша.

При поставке на условиях CIF или CIP , если в контракте не оговорено иное, продавец осуществляет страхование на условиях минимального покрытия рисков. Этого зачастую бывает достаточно при поставке товаров, которые вряд ли могут быть повреждены в процессе транспортировки, например, кокс, металл в чушках, нефть, скрап и т.п. Однако при транспортировке, например, ценного оборудования, приборов желательно страхование на условиях "От всех рисков". Поэтому при заключении контракта стороны должны выбрать вариант страхования, адекватный товару, способу его упаковки и транспортировки.

По согласованию сторон также могут быть застрахованы риски, которые обычно являются исключением. Например, по отдельному договору страхуются военные риски, волнения и другие.

Груз принимается на страхование в сумме, заявленной страхователем, но не свыше стоимости, указанной в перевозочных документах. Страховая ответственность возникает с момента , когда груз взят со склада в пункте отправления, сохраняется все время в пути, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный пункт назначения, указанный в страховом свидетельстве (полисе). Ущерб возмещается в соответствии с принципами пропорциональной (долевой) ответственности, т.е. исходя из стоимости погибшего (пропавшего) и степени повреждения сохранившегося груза.

Страхование от убытков вследствие перерывов в производстве.

Страхование от ущерба, вызываемого остановкой производства вследствие воздействия различных факторов, проводится во многих зарубежных странах. Страхование на случай вынужденного простоя выступает по своему содержанию как дополнение к страхованию основных и оборотных фондов, поскольку перерыв в производстве вызывается их гибелью или повреждением. Поэтому правомерно, что и состав страхователей, и перечень страховых событий, от которых проводится страхование, могут быть одинаковыми. Однако это не означает автоматического возмещения стоимости основных и оборотных фондов. Это означает лишь, что страхование потерь от вынужденного простоя может сопровождать имущественное страхование.

Существенной особенностью страхования от простоя производства является то, что размер ущерба во многом зависит от срока перерыва в работе. Поэтому в договоре страхования определяется продолжительность ответственности страховщика, т.е. периода времени, в течение которого он обязан возместить убытки от простоя. Наиболее часто встречающийся в мировой практике срок такой ответственности - до 1 года. Это, как правило, максимальный срок. Страхователь может уменьшить этот срок, одновременно уменьшив размер страховых платежей.

Условия страхования убытков от простоя, как правило, предусматривают также установление определенной границы, начиная с которой возникает ответственность страховщика. Такой границей может быть:

  • франшиза в денежном выражении, широко применяемая в имущественном страховании;
  • время простоя, в течение которого страхователь получает право на получение страхового возмещения, например, при длительности простоя свыше 5 суток.

Ущерб, подлежащий возмещению, складывается из трех составных частей:

  • расходов, связанных с остановкой производства и произведенных за время этой остановки;
  • недополученной прибыли;
  • дополнительных затрат, осуществленных с целью сокращения ущерба.

Поскольку вторая часть является преобладающей, нередко говорят о страховании упущенной прибыли (выгоды)17.

К расходам, произведенным за время остановки производства, относятся те текущие затраты страхования, которые страхователь вынужден осуществлять независимо от того, продолжается производственный процесс или он остановлен. При определении размера таких расходов важно отделить затраты, которые предприятие несет при остановке производства, от общих издержек. Прибыль, не полученная за время остановки производства, может рассчитываться путем умножения объема продукции, не полученной за время простоя, на норму прибыли за единицу продукции. 

Размер дополнительных затрат, связанных с сокращением убытков от простоя, следует определять на основе учетных документов. Они могут быть связаны с введением дополнительных смен, сверхурочных работ, срочным ремонтом, использованием менее экономичных машин и процессов, передачей части работ другим предприятиям, приобретением полуфабрикатов, арендой заменяющих машин, получением электроснабжения из других источников и т.д. При этом необходимым условием возмещения таких затрат является то, чтобы их размер не превышал возможной без осуществления этих расходов суммы ущерба по двум другим статьям.

В целях обеспечения заинтересованности страхователей в недопущении простоя и принятии мер по сокращению убытков следовало бы возмещать не весь понесенный страхователем ущерб, оставляя часть его на ответственность страхователей (до 20%).

Наряду с общими исключениями ответственности страховщика (умысел страхователя, военные действия и т.д.) в данном страховании исключается из возмещения дополнительный ущерб, вызванный остановкой производства:

  • из-за изменения первоначального проекта восстанавливаемого объекта;
  • реконструкции поврежденного объекта;
  • планового ремонта;
  • запрещения властями проведения восстановительных работ;
  • недостатка у страхователя материальных, трудовых и финансовых ресурсов для устранения простоя.

Ставки платежей устанавливаются в процентах от стоимости выпускаемой валовой продукции. Возможна дифференциация страхового тарифа в зависимости от индивидуальных условий производства у страхователя.

Страхование коммерческих рисков.

Объектом страхования в этом случае выступает коммерческая деятельность страхователя, предусматривающая инвестирование денежных и других ресурсов в какой-либо вид производства, работ или услуг и получение от этих вложений через определенный срок дохода. Данное страхование является одним из самых сложных видов страхования. 

Ответственность страховой организации по страхованию коммерческих рисков заключается в возмещении страхователю потерь, возникших вследствие неблагоприятного, непредсказуемого изменения конъюнктуры рынка и ухудшения других условий для осуществления коммерческой (инвестиционной) деятельности.

Возможны два варианта установления страховой суммы. Первый вариант - страховая сумма устанавливается в пределах капитальных вложений в страхуемые операции. Второй вариант - страховая сумма включает не только капитальные затраты, но и определенную (нормативную) прибыль, которая ожидается от затрат. Страховое возмещение определяется в виде разницы между страховой суммой и фактическими финансовыми результатами от застрахованной коммерческой деятельности. Срок действия договора страхования в данном случае будет определяться нормативным сроком окупаемости капитальных затрат.

Особенностью рассматриваемого вида страхования является то, что выплата (или невыплата) возмещения происходит по окончании срока страхования, когда выявляются окончательные результаты коммерческих операций.

При заключении договора страхования коммерческих рисков страхователь должен дать возможно полную информацию о предстоящей коммерческой деятельности, ожидаемых от нее доходах и расходах, обо всех других обстоятельствах, которые позволяют судить о степени риска.

Исключениями для ответственности страховщика являются:

  • отдельные виды деятельности (например, торгово- посредническая, азартные игры, тотализаторы и т.п.);
  • войны и военные действия;
  • решения государственных органов и политические перевороты;
  • изменения курса валюты и др.

Страхование следует проводить с установлением франшизы и максимальной суммы возмещения (например, 80% ущерба). Тарифы данного страхования коррелируют со ставками страхования кредитов, поскольку в обоих случаях они находятся под сильным воздействием рыночного механизма.

Страхование рисков новой техники и технологии.

Страхование данных рисков можно разделить на 2 направления:

  • страхование самой техники, установок, технологических линий и т.п. на случай их выхода из строя, нарушения работы, гибели, т.е. защита прямых убытков.
  • страхование от непредвиденных, неблагоприятных последствий, вызванных внедрением технических и технологических новинок. Здесь имеют место опосредованные (косвенные) убытки в виде дополнительных расходов и неполученной прибыли.

Страхование новой техники и технологии проводится от рисков, связанных с их использованием. К таким рискам относятся: ошибки в конструкции машин и разработке технологии, в подборе материалов или в их изготовлении; скрытые дефекты, которые не могли быть выявлены при испытаниях; отказ измерительных, регулирующих или предохранительных приборов; повышение напряжения и давления; короткое замыкание; ошибки при обслуживании техники и технологической линии, небрежность, злой умысел отдельных лиц и другие причины.

Особенность данного страхования заключается в возмещении потерь, возникших вследствие случайной ошибки или непреднамеренных действий лиц, которые имели необходимую профессиональную подготовку для работы с новой техникой и технологией. Если же к управлению были допущены неподготовленные люди, то возникновение убытков нельзя считать непредвиденным.

Страхование не предусматривает покрытия убытков вследствие пожаров, взрывов и других рисков, страхуемых в имущественном страховании. Применяется франшиза.

Разновидностью страхования технических рисков является страхование всех монтажных рисков (EAR). В основу этого вида страхования положена идея обеспечения страхового покрытия всех рисков, которые возникают при монтаже машин, механизмов, а также при возведении стальных конструкций. Страхователями по данному виду страхования могут быть все стороны, для которых в связи с монтажом объектов возникает риск, например:

  • изготовитель или поставщик монтажного объекта, если монтажные работы осуществляются им самим или под его ответственность;
  • фирмы, которым поручено производство монтажа;
  • покупатель монтажного объекта;
  • кредитор.

По данному виду страхования страхуются монтаж и пробный пуск всех видов машин, механизмов и конструкций, например, турбин, генераторов, паровых котлов, компрессоров, двигателей внутреннего сгорания, электродвигателей, трансформаторов, выпрямителей, коммутационных устройств; станков, насосов, подъемников, кранов, транспортеров, канатных дорог; печатных, бумагоделательных машин, текстильных станков, воздушных линий, трубопроводов, цехов, емкостей, сосудов, стальных мостов, силовых установок и фабрик, заводов, в состав которых входят такие объекты, как электростанции, сталеплавильные заводы, химические установки, доменные печи, бумажные заводы, текстильные фабрики, а также установки для производства других потребительских товаров. Страхование всех монтажных рисков обеспечивает весьма полное страховое покрытие, построенное по методу исключения.

Информация о работе Имущественное страхование