Особенности государственного социального страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Организация социального страхования базируется на следующих предпосылках:
личной ответственности- работники сами участвуют в финансировании своего страховании, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа;
солидарности - работодатели, наемные работники и государство принимают финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;
организационного самоуправления - руководство органами социального страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей;
всеобщности- социальное страхование распространяется на широкие круги нуждающихся в нем.

Содержание

Введение
1. Понятие, cоциально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России
2. Зарубежный опыт организации социального страхования
3.Система государственного социального страхования в России
3.1 Единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
3.2 Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации
3.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
3.4 Особенности обязательного медицинского страхования
4. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая академия при Правительстве РФ.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Что касается доли отчислений самих трудящихся по отношению к их заработной плате, то она составляла в последние годы в Италии - свыше 8%, Греции - 9%, Бельгии - 12%, Франции - 14%, ФРГ - 17,3% и в Нидерландах - около 27%. Таким образом, в развитых странах распределение долей финансирования систем социального страхования складывается по-разному, поскольку оно формировалось под влиянием конкретной практики, национальной традиций и соотношения общественных сил. При этом очевидно и бесспорно одно: величина страховых взносов и пропорции распределения страховой нагрузки между работодателями, работниками и государством являются ключевыми вопросами организации национальных систем обязательного социального страхования.

3 . Система  социального страхования

 

Финансовую базу социальных гарантий общества составляет национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе его распределения при формировании фондов выступают:

" специальные налоги и сборы, которые устанавливаются законодательной властью;

" средства из государственного бюджета;

" займы;

" средства от инвестирования временно свободных денежных активов в другие сферы экономики.

 В настоящее  время в России создана определенная  модель формирования и использования  внебюджетных социальных фондов. Эти фонды находятся в собственности  государства, но являются автономными. Каждый фонд имеет строго целевое назначение, которое отражается в названии фонда.

Действующая в настоящий момент система социального страхования далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков:

" обязательное участие застрахованных минимизировано;

" при высоком уровне страховой нагрузки (около 40% фонда оплаты труда) размер страховых выплат невелик и не увязан ни с объемом внесенных средств, ни с уровнем страховых рисков;

" существующее правовое положение внебюджетных фондов практически ограничивает их роль функцией "сбора-распределения средств";

" все фонды являются государственными учреждениями, в управлении которыми не предусмотрено паритетное участие всех субъектов обязательного страхования, что не гарантирует, в частности, защиту аккумулированных ими средств от нецелевого использования (например, изъятия государством на другие нужды);

" отсутствует четкая граница между системами социального страхования и социального обеспечения. В частности, все фонды выполняют в настоящий момент обе функции параллельно.

 Формирование  современной системы социального  страхования в России включает  создание государственных внебюджетных  фондов страхования от важнейших  социальных рисков. Они обеспечивают  защиту конституционных социальных  прав граждан и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

 

Отрасли и элементы системы социального страхования. Таб.1

Отрасль /элемент Государственное социальное страхование Обязательное страхование от несчастных случаев Обязательное медицинское страхование (ОМС) Обязательное пенсионное страхование

Страхуемые социальные риски Временная нетрудоспособность, смерть Нетрудоспособность и смерть от производственных травм и профзаболеваний Расходы на медицинское обслуживание Постоянная нетрудоспособность, смерть

Страховщики  Фонд социального страхования РФ (ФСС) Фонд социального страхования РФ (ФСС) Федеральный и территориальный фонды ОМС (ФОМС), страховые медицинские организации (СМО) Пенсионный фонд РФ (ПФ)

Страхователи Юридические лица, граждане, использующие наемный труд Юридические лица, граждане, использующие наемный труд Все хозяйствующие субъекты , местные органы исполнительной власти Все хозяйствующие субъекты

Застрахованные Наемные работники, их дети, некоторые категории неработающих Наемные работники Все население Работающее население

 

В зависимости от природы социальных рисков социальное страхование подразделяется на отдельные направления. Риск временной нетрудоспособности является предметом медицинского страхования, которое обеспечивает выплату пособий , восполняющих потерянный во время болезни трудовой доход и оплату медицинских услуг. В Российской Федерации в силу исторических предпосылок покрытие этого риска выступает предметом двух отдельных отраслей: государственного социального страхования (в части выплаты социальных пособий) и обязательного медицинского страхования (в части оплаты расходов на лечение).

Риск постоянной утраты трудоспособности - предмет пенсионного страхования. Риск потери работы и невозможности трудоустройства регулируется посредством страхования от безработицы. Последствия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний покрываются обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд социального страхования занимается осуществлением собственно государственного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. (ФСС).Пенсионный фонд занимается пенсионным страхованием, фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) - медицинским страхованием. Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

страховые взносы:

дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

штрафные санкции и пени;

денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Проблемы включения в бюджетную систему бюджетов государственных внебюджетных фондов

  противоречие между основами формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов и их исполнения принципам совокупного покрытия расходов бюджета доходами и поступлениями из источников финансирования дефицита бюджета

  разделение доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в разных главах Бюджетного кодекса Российской Федерации

  Применение бюджетной классификации доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов не дает возможности без дополнительной группировки провести анализ отдельных видов социального страхования

  увеличение доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в доходах бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, увеличение состава доходов и расходов в бюджетах фондов, выходящих за рамки отдельных видов социального страхования

 

3.1 Единый  социальный налог (взнос) зачисляемый  в государственные внебюджетные  фонды

 

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст.234) единый социальный налог (ЕСН) непосредственно предназначен для мобилизации средств в целях реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

ЕСН был введен в действие с 01.01.2001 г, заменив собой совокупность уплачиваемых ранее взносов в социальные внебюджетные фонды. В состав ЕСН не были включены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые должны были уплачиваться в соответствии со специальным законодательством, регулирующим этот вид страхования, независимо от уплаты ЕСН.

С введением ЕСН перестала существовать категория налогоплательщиков - наемные работники.

 

 

Таб.3. Ставки единого социального налога для работодателей

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года  Федеральный бюджет ФСС Фонды ОМС

ФФОМС ТФОМС Итого

ДО 280 000 20,0% 2,9 % 1,1 % 2,0 % 26,0

ОТ 280 001 РУБ. ДО 600 000 РУБ. 56 000 РУБ.+7,9% С СУММЫ, ПРЕВЫЩАЮЩЕЙ 280 000 руб. 8120+1,0% с суммы, превышающей 280 000 руб. ФФОМС - 3080+0,6% с суммы свыше 280 000

ТФОМС - 5600руб.+0,5 % с сыммы свыше 280000 руб.

 

72800 + 10 % с  суммы превышающей 280 000 руб.

свыше 600 0000 руб. 81 280 + 2,0 % с суммы превышающей 600 000 руб. 11320 руб. 5000 руб. 7 200 руб.

104800 + 2 ,0% с суммы свыше 600 000 руб.

 

Пример

ООО "Космос" осуществляет два вида деятельности. Один из видов деятельности находится на ЕНВД (96,67%), другой - на общем режиме налогообложения (3,33%).

При этом выплаты в пользу директора в I квартале 2005 г. составили 300 000 руб., в том числе в части, относящейся к деятельности, облагаемой ЕНВД, - 290 000 руб., в части, относящейся к общему режиму налогообложения, - 10 000 руб.

Базой для исчисления страховых пенсионных взносов является общая сумма выплат в пользу работника, то есть 300 000 руб., что свидетельствует о возникновении обязанности по применению регрессивного тарифа.

То есть на выплаты в пользу директора общество обязано начислить и перечислить в бюджет Пенсионного фонда:

 

(28 000 + 3,9% ? 20 000) + (11 200 + 1,6% ? 20 000) = 40 300 руб.

 

Рассчитаем сумму ЕСН, подлежащую перечислению в федеральный бюджет:

 

10 000 ? 20% = 2000 руб.

 

Сумма налогового вычета составит:

 

40 300 ? 3,33% (доля общего режима налогообложения из всей деятельности) = 1343 руб.

 

Следовательно, уменьшив величину ЕСН, исчисленную в части федерального бюджета, на сумму налогового вычета, организация получит значение налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. По данному сотруднику это 657 руб. (2000 - 1343).

За семнадцатилетний период функционирования государственных внебюджетных фондов, как экономических, так и социальных, наряду с положительными сторонами выявились и крайне отрицательные , обусловленные двойственным правовым статусом фондов, функционирующих как властные структуры при формировании доходов и распределяющих, в том числе на договорной основе, поступившие средства. Такая ситуация создала условия для злоупотреблений, которые и проявились на практике. Это стало одной из причин переориентации курса на ограничение внебюджетных средств и их консолидацию (объединение) в бюджетной системе. В последние годы стали отчетливо проявляться негативные тенденции, подрывающие устойчивость финансовой базы государственных социальных внебюджетных фондов. Несмотря на номинальный рост доходов фондов, реальная ситуация в сфере формирования финансовой базы ухудшается. Прежде всего это связано со снижением ставок единого социального налога (ЕСН).В материалах Аналитического вестника Совета Федерации в этой связи обращается внимание на обострение проблемы финансового обеспечения государственных внебюджетных фондов. По имеющимся расчетам, снижение максимальной ставки ЕСН с 35,6 до 26 % от размера выплат в пользу работника привело в 2005 году к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти 317 млрд.руб. Часть выпадающих доходов была возмещена из средств Стабилизационного фонда, однако эта мера касается только Пенсионного фонда России и пока только в 2005 году. Остается нерешенным вопрос возмещения выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. В 2005 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования направляются средства федерального бюджета в объеме 3 млрд. рублей на обязательное медицинское страхование детей и 9 млрд. руб. из Пенсионного фонда РФ на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров; Пенсионный Фонд РФ получает трансферт из федерального бюджета в объеме 4, млрд. руб. на финансирование базовой части трудовой пенсии. Принятое решение о повышении базовой части пенсии до 900 руб. увеличивает еще на 100 млрд.руб. дефицит собственных средств Пенсионного Фонда РФ на финансирование базовой части трудовой пенсии в объеме 82 млрд. руб., который в 2005 г. покрывается за счет имевшегося остатка средств фонда (не связанного с формированием накопительной части пенсии), которые к началу 2006 года будут практически израсходованы. Дефицит бюджета Фонда социального страхования РФ покрывается в 2005 году (как и в 2003-2004 г.г.) за счет изменения порядка финансирования страхового возмещения, а также отказа от частичного финансирования содержания детско- юношеских спортивных школ.  Преодоление этих тенденций требует, очевидно, разработки комплекса мер, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие государственных социальных внебюджетных фондов как в краткосрочной , так и долгосрочной перспективе.

 

3.2 Особенности  обязательного пенсионного страхования  в Российской Федерации

 

В законе "Об обязательном пенсионном страховании " № 166-Фз от 15.12.2001 г. Пенсионный фонд рассматривается как один из субъектов обязательного пенсионного страхования, а именно как страховщик.

Под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти , страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховыми рисками признается утрата застрахованным лицом заработка(выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

 Страховыми  случаями признаются : достижение  пенсионного возраста , наступление  инвалидности, потеря кормильца.

 Обязательным  страховым обеспечением по обязательному  пенсионному страхованию являются:

1) страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости ;

2)  страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности ;

3) страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

4) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется для реализации расходных обязательств Российской Федерации, связанных с:

  государственным пенсионным обеспечением,

  обязательным пенсионным страхованием,

  государственной социальной помощью, социальной защитой инвалидов, ветеранов, лиц, подвергшихся воздействую радиационных катастроф, безработных,

  социальной поддержкой других категорий граждан,

  дополнительным пенсионным обеспечением работников летного состава гражданской авиации,

  реализацией Федерального закона от 29 декабря 2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"  и др.

Указанные расходные обязательства относятся к публичным нормативным обязательствам .Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл.24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ.

Информация о работе Особенности государственного социального страхования в России