Оценка введения обязательного страхования владельцев автотранспортных средств в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:32, реферат

Краткое описание

В период слома старой экономической системы и формирования новых рыночных отношений, существовавшая система государственного страхования практически распалась.
С начала 90-х гг. в Российской Федерации страхование стало возрождаться. Появилось множество компаний, предоставляющих страховые услуги. Для регулирования их деятельности в нашей стране было принято много нормативных актов. Основными среди них являются: «Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик», затем Закон «О страховании», второй части Гражданского кодекса РФ, закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и завершил процесс Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Содержание

Введение
1. Договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств …………………………………………………..
1.1. Общие положения ……………………………………………
1.2. Порядок заключения договора ……………………………...
1.3. Права и обязанности сторон ………………………………..
1.4. Прекращение договора и признание договора недействительным ………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………..
Библиографический список ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

страхование.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Следующим спорным вопросом является возможность досрочного прекращения договора обязательного страхования с возвратом не использованной части страховой премии по заявлению страхователя. В Правилах нет пункта расторжения договора по простому желанию страхователя, но есть пункт «и», который говорит об иных случаях, предусмотренные законодательством РФ. В соответствии со ст. 958 ГК РФ страхователь вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала. Именно вышеупомянутую статью ГК РФ и можно подвести под п. «и» Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором говорится, что расторжение договора возможно "и в иных случаях". При этом страхователю должна быть возвращена сумма неиспользованной страховой премии (п. 34 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Это же подтвердил руководитель актуарного центра Российского союза автостраховщиков (РСА) Владимир Измайлов. Но страховые компании трактует не совсем четкие положения Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в свою пользу, говоря о том, что в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств нет пункта предусматривающего расторжение договора обязательного страхования по инициативе страхователя.

Для урегулирования вышеописанных проблем, необходимо внесение изменений и дополнений по спорным вопросам и приведение Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в соответствие с нормами ГК РФ.

В случае, если договор страхования гражданской ответственности досрочно прекратил свое действие, обязательства страховщика перед потерпевшими третьими лицами по выплате страхового возмещения в отношении страховых событий, которые произошли в течении действия, сохраняется в течение двух лет. 

Обязательства сторон, в случае расторжения договора страхования, считаются прекращенными, с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из заключенного соглашения.

Договор страхования может быть признан недействительным с момента его заключения по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Также договор признается недействительным, если он ставит страхователя в худшее положение (ст. 22 ГК РФ), по сравнению с тем, которое предусмотрено законодательством РФ.  

При признании договора страхования недействительным каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по договору(п. 3 ст. 169 ГК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог, хотелось бы отметить, что на наш взгляд страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является, социально значимой сферой, важной для государства. Эта важность заключается в том, что в связи с увеличивающимся с каждым годом числом транспортных средств и, как следствие, увеличением числа дорожно-транспортных происшествий, количество пострадавших в них растет.

Материальные требования к владельцу транспортного средства, который причинил вред, могут быть значительным, а материальное положение причинителя вреда не всегда позволяет возместить причиненные убытки в полном объеме. Отсюда – пострадавший не всегда получает полное возмещение  причиненного ему вреда. Виновное лицо, часто само оказывается в затруднительном материальном положении при выплате материального возмещения. Страхование гражданской ответственности позволяет избежать подобных проблем, а обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, позволяет в принудительном порядке обеспечить и защитить интересы, как виновника, так и потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии.

В связи с развитием страхования в России, Правительством РФ была принята Концепция развития страхования в Российской Федерации.

Основными задачами по развитию страхования в России концепция указала:

- формирование законодательной базы рынка страховых услуг

- развитие обязательного и добровольного видов страхования

- создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью

- стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни

- поэтапная интеграция национальной системы страхования  с международным страховым рынком.

С «01» июля 2003 г. в РФ вступил в силу Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Конечно, Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» остались довольны не все, так как выявился ряд проблем, с которыми пришлось столкнуться потерпевшим и страхователям. За год применения Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» выявился ряд проблем, которые необходимо решать. Часть проблем можно решить, опираясь на опыт зарубежных государств, другие проблемы требуют выработки новых решений с учетом Российского менталитета.

Говоря о пробелах в законодательном регулировании обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств необходимо еще раз вспомнить о том, что не выработаны четкие критерии определения причиненного вреда имуществу потерпевшего при проведении независимой оценки стоимости восстановительного ремонта, так разные эксперты могут дать совершенно разные заключения по стоимости восстановительного ремонта. В подобных ситуациях не редко возникают споры между потерпевшим и страховщиком. Для избежания подобных ситуаций необходимо установить четкие критерии определения причиненного вреда потерпевшему.

Так же урегулирования требует вопрос о расторжении договора обязательного страхования гражданской ответственности и возврата страховой премии. При заключении договора страхования так же могут возникнуть проблемы, например, связанные с определением территории преимущественного использования транспортного средства.

На наш взгляд многие проблемы возникают из-за того, что данный институт является новым для Российского законодательства. Но так или иначе пока еще рано говорить о том, удался закон или нет, так как, чтобы сделать подобный вывод необходимо более длительных срок применения.

Не смотря на все существующие проблемы и недовольство со стороны некоторых страхователей, Закон «Об обязательном страховании гражданкой ответственности владельцев транспортных средств» является неотъемлемой частью развитого государства, в котором большое внимание уделяется защите прав и интересов граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.      Алексеев С.С. Проблемы теории права М. 1972 том 1

2.      Теория и практика страхования. Учебное пособие. - М.: Анкил, 2003. - 704 с

3.      Астрахан Е.И. Страхование гражданской ответственности // Право и жизнь 1924 № 2-3

4.      Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Страховое дело. - М.: "Феникс", 2003. - 604 с.

5.      Брагинский М.И., Витрянский В.В.  Договорное право М. 1999

6.      Брагинский М.И. Договор страхования М. 2000

7.      Страхование /под ред. Т.А.Федоровой. - М.: "Экономистъ", 2003. - 875 с

8.      Воблый К.Г. Основы экономии страхования  М.:1995

9.      Жюлио де ля Морандьер Гражданское право Франции М. 1961

10. Иванова Е. Правовое регулирование страхования внедоговорной ответственности //Страховое право 2000 №2

11. Дедиков С.В. Обязательное страхование автогражданской ответственности. Комментарии федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". - СПб. Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. - 436 с. - серия "Научно-практический комментарий

12. Худяков А.И., Худяков А.А. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. - СПб: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. - 380 с.

13. Фогельсон Ю.Б.  Обзорный комментарий к ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // Хозяйство и право №10 2001

14. Типовые (стандартные) правила страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств: Информационный бюллетень Всероссийского Союза Страховщиков № 7(29) 2000

 

 

 



Информация о работе Оценка введения обязательного страхования владельцев автотранспортных средств в России