Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:13, дипломная работа
За последние годы страховой рынок в России прошел путь от «серой» и непрозрачной сферы деятельности до важнейшего сегмента экономики, о необходимости развития которого заговорили на самом высоком уровне, так как посредством страхования человек реализует одну из важнейших своих потребностей - потребность в безопасности. Благодаря страхованию снижается степень такой зависимости, когда человеческие ошибки или злой умысел, а порой и стихийные бедствия могут поставить отдельную жизнь, семью, бизнес на грань катастрофы.
Обязательные виды страхования являются основным локомотивом развития российского страхового рынка. Например, введение обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) – это на сегодняшний день наиболее удачный пример реализации обязательного страхования.По мере работы рынка, закон об ОСАГО уточнялся множество раз, механизмы страхованиясовершенствовались с каждым годом. ОСАГО сыграло важнейшую роль в формировании розничного сегмента страхования, в котором на долю ОСАГО в 2012 году пришлось 27% от общего объема розничных премий, по сравнению с 24% от общего объема розничных премий в 2009 году. В корпоративном страховании на долю обязательных видов пришлось 7% от объема премий по сравнению с 5% в 2007 году.
В настоящий момент в России являются обязательными (или вмененными) несколько видов страхования (исключая ОМС). Их перечень приведен ниже:
Страхованиегражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов
Пятилетняя история принятия закона об ОПО – показатель слабости страхового и силы промышленного лобби. Лишь две крупные аварии, произошедшие одна за другой, сделали этот законопроект интересным для государства, что в конечном итоге решило его судьбу (табл.4).Успешная реализация закона об ОПО увеличивает социальную стабильность, и способствует повышению промышленной безопасности, а так же высвобождает государственные ресурсы, направляемые ранее на преодоление последствий крупных техногенных аварий.
Таблица 4
История принятия нового закона об ОПО
Дата |
Событие | |
1997 год |
Приняты законы «О промышленной безопасности особо опасных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений», предполагающие страхование гражданскойответственности собственников ОПО. | |
Ноябрь 2005 года |
Проект закона об ОПО внесен в Государственную думу группой депутатов во главе с Александром Ковалем. | |
Декабрь 2005 года |
Законопроект об ОПО принят Государственной думой в первом чтении. Изначально в число застрахованных не входят работники страхователя. | |
2006-2009 годы |
Рассмотрение законопроекта об ОПО во втором чтении постоянно откладывается. | |
Август 2009 года |
После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС премьер-министр Владимир Путин направил в Минфин, Минэкономразвития и МЧС резолюцию с указанием ускорить принятие закона об ОПО. | |
Май 2010 года |
Авария на шахте «Распадская». Премьер-министр Владимир Путин еще раз призвал ускорить доработку законопроекта. | |
16 июля 2010 года |
Законопроект об ОПО принят Государственной думой во втором и третьем чтении. В число застрахованных вошли также работники страхователя, что существенно расширило сферу действия этого закона. | |
27 июля 2010 года |
Законопроект об ОПО подписан Президентом РФ. | |
С 1 января 2012 года |
Закон о ОС ОПО вступил в силу. |
С учетом тарифов, утвержденных Правительством 1 октября 2011 года, объем рынка ОПО в 2012 году вырос в 10 раз и составляет 23,5 млрд. рублей. Прирост взносов в корпоративном страховании за счет кросс - продаж составляет еще порядка 5 млрд. рублей (рис.17) [24].
Рис.17. Взносы по страхованию ОПО (млрд. рублей)
Введение ОС ОПО направлено на повышение уровня социальной стабильности и информационной прозрачности в сфере безопасности опасных объектов. По мнению «Эксперта РА», заметный рост уровня промышленной безопасности под действием закона об ОПО возможен лишь начиная с 2014 года.
Существенное повышение тарифов и суммы возмещения позволит предприятиям в достаточной мере компенсировать убытки, понесенные вследствие аварий или техногенных катастроф, а также защитить интересы работников опасных предприятий при наступлении страхового случая на производстве.
Дата |
Событие |
2007-2009 годы |
Минтранс разрабатывает проект закона о страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами. |
Декабрь 2007 года |
Внесены поправки в Воздушный кодекс, предусматривающие введение обязательного страхования ответственности авиаперевозчиков перед пассажирами. Страховая сумма за причинение ущерба жизни – 2 млн. рублей. |
Ноябрь 2009 года |
Трагедия с «Невским экспрессом». Минтранс активизировал работу по подготовке законопроекта об обязательном страховании ответственности перевозчиков. |
Апрель 2010 года |
Минтранс направил в Правительство РФ законопроект об обязательном страховании ответственности перевозчиков. Страховая сумма за причинение ущерба жизни – 2 млн. рублей. |
1 октября 2010 года |
Законопроект одобрен Правительством РФ. По прогнозам Минтранса РФ, первое чтение законопроекта может состояться до конца 2010 года. Предполагается, что в случае его принятия законопроект вступит в силу через 9 месяцев после официального опубликования. |
20 октября 2010 года |
Комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал принятие в первом чтении законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами». |
14 июня 2012 года |
Федеральный закон N 67-фз "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном " подписан президентом РФ. |
с 1 января 2013года |
Закон о ОС ГОП вступил в силу. |
Если ранее ответственность перевозчиков была закреплена в различных нормативных актах («Воздушном кодексе РФ», «Кодексе внутреннего водного транспорта», «Уставе железнодорожного транспорта», «Уставе автомобильного транспорта»), то есть определялась соответствующим видом транспорта, то с 1 января 2013 года в связи с вступлением в силу Федерального закона №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» перевозчики обязаны страховать свою гражданскую ответственность на случай причинения вреда жизни, здоровью пассажиров, их имуществу во время перевозки любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, исключение составляют перевозки, осуществляемые легковыми такси (рис.18).
В целом законопроект во многом сделан по подобию действующего Закона об ОСАГО: предусматривается создание СРО страховщиков, формирование гарантийных фондов. Вместе с тем вводится дополнительная ответственность страховщиков за необоснованный отказ или задержку выплаты.
Рис.18. Структура перевозок пассажиров по видам транспорта
Данный вид страхования, так же как и ОС ОПО имеет перспективы развития и потенциал роста на страховом рынке России.
В настоящий момент ведется активное обсуждение вопросов, связанных с введением новых видов обязательного страхования, включая их предпосылки (табл.6).
Таблица 6
Предпосылки введения новых видов обязательного страхования
Предпосылки |
Новые виды обязательного страхования |
Пожар в клубе «Хромая лошадь» в 2009году |
Противопожарное страхование. |
Засуха 2009-2010 гг. |
Обязательное сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной финансовой поддержкой. |
Пожары лета 2010года |
Обязательного страхования ИФЛ от пожаров. |
Наводнение в Краснодарском крае в июле 2012 года. |
Страхование жилых помещений от стихийных бедствий. |
2013год - Универсиада, 2014год - Олимпиада |
Страхование владельцев / операторов мест массового скопления людей. |
Если в ближайшем будущем вышеперечисленные виды будут введены в действие, то доля обязательного страхового рынка и сборы премий вырастет во много раз,т.к. все эти виды имеют огромные перспективы развития и роста.
Подводя итоги о выше сказанном практически все обязательные виды страхования, вводимые государством, являются перспективными, поскольку государство обязывает страховаться юридических и физических лиц, попадающих под охват законов об обязательном страховании, в противном случае на них налагают штрафы в крупных размерах.
Введение новых обязательных видов страхования – безусловно, позитивный шаг для российского страхового рынка т.к. обязательные виды страхования являются перспективными и имеют потенциал роста, но, по мнению «Эксперт РА» существуют 5 наиболее вероятных угроз, которые могут привести к провалу развития обязательных видов страхования.
Угроза № 1. Необязательность выполнения
При введении обязательных видов страхования не будет предусмотрен механизм контроля наличия полиса и ответственности за его отсутствие => уровень покрытия рисков страхованием окажется минимальным.
Вывод:чтобы избежать реализации угрозы № 1, необходимо предусмотреть эффективные механизмы ответственности и контроля – назначить какую-либо службу или ведомство ответственными за проверку наличия полиса, предусмотреть штраф в случае его отсутствия.
Угроза № 2. Обязательные убытки
Тарифы, фиксированные на законодательном уровне в обязательных видах страхования, окажутсязаниженными => добросовестные игроки не захотят занимать большую долю на рынке, на их место придут финансовые пирамиды => произойдет серия неплатежей и банкротств => вырастет волнанедовольства против обязательных видов страхования и страховых компаний => рынок будет закрыт.
Вывод:чтобы избежать реализации угрозы № 2, необходимо максимально корректно просчитать тарифы в обязательных видах страхования, сделать их гибкими, т. е. предусмотреть возможность изменения в зависимости от средней убыточности. Саморегулируемые организации страховщиков, занимающиеся определенными обязательными видами страхования, должны собирать статистику по выплатам и убыточности и инициировать вопрос о корректировке тарифов, если средняяубыточность по виду за несколько лет превышает допустимые значения.
Угроза № 3. Нестандартное страхование (для страхования крупных рисков)
Будут разработаны такие правила обязательного страхования, которые не будут соответствовать международным стандартам (пример: страхование ответственности по госконтрактам, действующие в настоящее время правила сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой) => существующая страховая емкость не позволит принять все риски => добросовестныеигроки не захотят занимать большую долю на рынке, на их место придут финансовые пирамиды => произойдет серия неплатежей и банкротств => вырастет волна недовольства против обязательных видов страхования и страховых компаний => рынок будет закрыт.