Развитие пенсионного и социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:05, реферат

Краткое описание

Этой теме была посвящена конференция «круглого стола», состоявшаяся 16 октября 2009 года в столице Республики Казахстан Астане. Конференция была организована Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и АО «Государственный фонд социального страхования» совместно с Международной ассоциацией пенсионных и социальных фондов.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие пенсионного и социального страхования Тема 6.docx

— 561.65 Кб (Скачать файл)

Развитие пенсионного и социального страхования 

Этой теме была посвящена конференция «круглого стола», состоявшаяся 16 октября 2009 года в столице Республики Казахстан Астане. Конференция была организована Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и АО «Государственный фонд социального страхования» совместно с Международной ассоциацией пенсионных и социальных фондов. В ее работе приняли участие представители Министерства труда и социальной защиты населения, Национального банка, Государственного центра по выплате пенсий Республики Казахстан, Пенсионного фонда России, Социального фонда Кыргызской Республики, Национальной кассы социального страхования Республики Молдова, Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов, Международной ассоциации социального обеспечения, Международной организации труда, а также депутаты, руководители, социальных организаций страны, ученые-экономисты. Среди выступивших с докладами были А.М. Курманов, Президент АО «Государственный фонд социального страхования», и А.К. Соловьев, начальник Департамента актуарных расчетов и стратегического планирования Пенсионного фонда России. 

Развитие системы обязательного социального страхования

Республики Казахстан 

А.М. Курманов, Президент АО «Государственный фонд социального страхования»  

Казахстан с момента обретения независимости прошел сложный путь становления правовой базы, экономики, социума во всех направлениях. Достижениями республики, во многом благодаря взвешенной политике Главы государства Н.Назарбаева, сегодня являются имидж Казахстана на мировой арене с устойчивым ростом экономики и ростом качества жизни населения. В результате в Казахстане создана жизнеспособная модель социальной защиты населения, одной из составляющей которой является система обязательного социального страхования.

Комплексная система социального страхования впервые была создана в Германии в 80-х годах XIX-столетия. Ее примеру последовали другие  Европейские страны (таб.1).

Таблица 1

Сложная система социального страхования – пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев - были направлены на обеспечение  лояльности наемных работников, стабильности политического режима, предупреждении социальных потрясений.

Следует отметить, что социальное страхование остается одним из важнейших сегментов социальной защиты, позволяющих расширить возможности социального обеспечения  при наступлении основных социальных рисков. Анализ мировой практики систем социальной защиты свидетельствует о наличии смешанной системы государственного социального страхования (схема 1). 

 

Схема 1

На основе международного опыта организации социального страхования в сочетании с интересами субъектов правоотношений – личной ответственности работников и работодателей, их солидарной взаимопомощи - в Казахстане в 2001 году была разработана Концепция социальной защиты населения. Особенностью казахстанской модели социальной защиты, адекватной рыночной экономике, является сочетание базового государственного социального обеспечения, обязательного социального страхования, накопительного пенсионного обеспечения и социальной помощи.

С учетом международного опыта с января 2005 года в стране действует система обязательного социального страхования, которая обеспечивает дополнительную защиту работающих граждан при наступлении социальных рисков. Плательщиками обязательных социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования (далее – ГФСС, или Фонд) являются работодатели и самостоятельно занятые лица. Объектом исчисления обязательных социальных отчислений являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов за выполненные работы, оказанные услуги, а для самостоятельно занятого лица являются получаемые ими доходы. Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, единственным учредителем и участником которого является государство.

Фонд ведет бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность раздельно по собственным средствам и активам Фонда. Необходимыми и значимыми задачами Фонда являются мероприятия по обеспечению прозрачности деятельности Фонда, проведение внешнего аудита годовой финансовой отчетности согласно действующему законодательству заинтересованным государственным органам. Определенным образом усиливает позиции Фонда и внедрение системы менеджмента качества ИСО 9001-2000.

Со дня введения системы обязательного социального страхования (СОСС) наблюдается динамика роста как количества участников СОСС, так и сумм поступлений социальных отчислений (график 1), поскольку повышается информированность населения и юридических лиц о преимуществах системы обязательного социального страхования в социальном обеспечении населения республики.                                                                                                                                                            

 График 1  

Следует отметить, что с начала введения СОСС за 2005-2008 гг., на рост поступлений в Фонд повлиял накопленный рост количества участников СОСС, который составил 38,8 %, тогда как рост численности наемных работников, потенциальных участников СОСС, за которых должны быть перечислены социальные отчисления в Фонд, за указанный период составил 11,9%., а рост занятого населения составил 8,3 % (диаграмма 1).

Диаграмма 1

 

В тоже время на увеличение объемов поступлений сумм социальных отчислений повлияло постепенное повышение размеров ставки социальных отчислений от объекта исчисления (схема 2).

Схема 2

Еще одной из причин увеличения поступлений социальных отчислений  является повышение уровня минимальной заработной платы (МЗП),устанавливаемого Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на соответствующий финансовый год», поскольку определен минимальный и максимальный уровень объекта социальных отчислений (от 1 до 10 МЗП) (график 2).

График 2

Анализ структуры количества участников СОСС свидетельствует, что около 80% из них имеют заработную плату в пределах от 1 до 5 МЗП. Таким образом, следует отметить, что системой обязательного социального страхования в основном  охвачено работающее население со средними доходами по республике. При этом 54% участников СОСС составляют лица со стажем участия более 24-х месяцев.

Следует отметить, что размеры социальных выплат из Фонда при наступлении социальных рисков определяются исходя из среднемесячного дохода за 24 месяца до наступления социального риска. При этом среднемесячный доход определяется на основании фактически поступивших сумм социальных отчислений в Фонд по участнику СОСС. К указанному среднемесячному доходу применяются различные коэффициенты в зависимости от социального риска.

Из динамики социальных выплат из Фонда следует, что за 2005-2009 годы растет как количество получателей, так и сумма социальных выплат. Так, за 9 месяцев 2009 года 359 600 участникам СОСС назначены социальные выплаты на общую сумму 33,5 млрд.тенге (график 3).

График 3

В структуре социальных выплат из Фонда за 2005-2009 гг.  основную долю составляют социальные выплаты в поддержку материнства и детства, введенные с 1 января 2008 года в рамках Послания главы государства народу Казахстана 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» (диаграмма 2).

Диаграмма 2

 

Два вида социальных выплат из Фонда – по утрате трудоспособности и потере кормильца являются долгосрочными, поскольку социальные выплаты при утрате трудоспособности могут выплачиваться до пенсионного возраста, а по потере кормильца иждивенцам до исполнения ими совершеннолетия.

Участник СОСС при наступлении социальных рисков по утрате трудоспособности и потере кормильца имеет возможность получить социальную поддержку из трех источников (схема 3).

Схема 3

 

Таким образом, первый уровень социальной выплаты обеспечивается за счет государственного бюджета, второй уровень – за счет средств Фонда на основании поступивших социальных отчислений на конкретного работника, перечисленных его работодателем, и третий уровень – за счет частных страховых компаний при наличии заключенного с ними Договора гражданско-правовой ответственности работодателя.

Размер социальной выплаты по утрате трудоспособности из Фонда зависит от степени утраты трудоспособности, отраженной в медицинском заключении. Размер социальной выплаты по потере кормильца из Фонда зависит от количества иждевенцев участника СОСС.

Учитывая то, что социальные выплаты по утрате трудоспособности и потери кормильца из Фонда являются долгосрочными выплатами с учетом роста экономики, в частности таких параметров, как среднемесячная заработная плата и инфляция следует ежегодно повышать назначенные долгосрочные социальные выплаты из Фонда. За 2005-2008 годы решение о повышении размеров социальных выплат на 15% было принято только в 2007 году. За 2005-2008 годы накопленный рост минимальной заработной платы, к которому привязан размер минимального и максимального объекта социальных отчислений вырос почти на 40 % (диаграмма 3).

Диаграмма 3

Сохранение данной ситуации приведет к тому, что будущие социальные выплаты текущим получателям по утрате трудоспособности и потере кормильца будут неадекватны, то есть коэффициенты замещений дохода участника СОСС будут ежегодно снижаться,  неравенство в отношении размеров социальных выплат между текущими и новыми получателями будет возрастать. Тем самым, государственная цель обеспечения адекватности замещения долгосрочно потерянного дохода в результате наступления социальных рисков требует принятия конкретных мер.

Законодательство Республики Казахстан предусматривает ежегодное увеличение государственных социальных пособий (выплачиваемых за счет государственного бюджета) в соответствии  с изменением уровня прожиточного минимума и месячного расчетного показателя. Если адекватным образом  увеличивать размеры социальных выплат из Фонда, то для соблюдения его финансовой устойчивости будут необходимы соответствующие источники финансирования - увеличение ставки социальных отчислений или высокая инвестиционная доходность активов Фонда.

Постоянное улучшение социального статуса казахстанцев, всех слоев и социальных групп казахстанского общества находится на первом плане государственной политики. В рамках Послания главы государства народу Казахстана 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию» с 1 января 2009 года до 1 января 2011 года увеличен максимальный период социальных выплат по потере работы с 4-х до 6-ти месяцев.

Участник СОСС при потере работы имеет возможность получить социальную поддержку следующим образом (схема 4).

Схема 4

 

Социальные отчисления, поступающие в Фонд в неполном объеме и несвоевременно, приводят к снижению дохода получателя при наступлении риска соответственно к назначению низких размеров социальных выплат. Как следствие, ослабевает защита конкретного гражданина и его семьи, что отражается на снижении коэффициента замещения утерянного дохода. В связи с чем социальной ответственностью бизнеса будет являться своевременная и в полном объеме уплата социальных отчислений за своих работников.

Следует отметить, что в мировой практике страховая нагрузка по отношению к заработной плате экономически активного населения распределяется между работодателем и работником и составляет в странах ЕС порядка 50 % от заработной платы, а в Казахстане – только 14 процентов (таблица 2).

Таблица 2

Таким образом, в целях повышения уровня социальной защищенности необходимо в дальнейшем рассмотрение введения обязательного социального страхования и за счет самого работника, предусмотренного Концепцией социальной защиты населения РК в целях введения дополнительных видов социальных рисков в рамках Конвенции МОТ № 102 «О минимальных размерах социального обеспечения.

Важным аспектом стратегического анализа являются потребители системы обязательного социального страхования – население, на благосостояние которого и ориентированы цели создания и развития системы обязательного социального страхования. В систему обязательного социального страхования вовлечено работающее население, социальные риски могут наступить у каждого из них. Поэтому общественность должна обладать достоверной информацией об устойчивости деятельности Фонда, о проблемах в системе обязательного социального страхования и путях их решения.

Реализация целевого видения дальнейшего развития Фонда требует осуществления совокупности сбалансированных мероприятий для достижения государственных целей по обязательному социальному страхованию. Таким образом, Фонд стремится обеспечивать полноценное управление ресурсами системы обязательного социального страхования в целях обеспечения его устойчивости и удовлетворенности населения при наступлении социальных рисков (схема 5).

Схема 5

 

Анализ деятельности Фонда показал, что социальное страхование не является универсальным механизмом социальной за щиты на все времена. Оно зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения – эти и ряд других проблем в дальнейшем могут потребовать модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхования.

Информация о работе Развитие пенсионного и социального страхования