Реформа социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:44, реферат

Краткое описание

В комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает реформа социального страхования. Необходимость ее проведения вызвана рядом причин, среди которых главная - переход к рыночной экономике. Он характеризуется, в частности, тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются возможности граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных, появляются значительные по численности маргинальные слои.

Вложенные файлы: 1 файл

Реформа.docx

— 29.52 Кб (Скачать файл)

Все это позволяет  говорить о существовании конфликта между трудом и государством. В настоящее время он не только не слабеет, а напротив, усугубляется. Его разрешение предполагает верную оценку роли государства в жизни современного общества. В условиях становления рынка и смешанной экономики выполняемые государством распорядительные функции на одних направлениях должны «сжиматься», на других же, напротив, усиливаться. Так, наряду с сохранением в жестко ограниченных рамках функций контроля и принуждения, теперь необходимо выдвинуть на первый план функции защиты прав человека, экономических свобод личности и помощи социально незащищенным категориям населения. При этом и в функциях, по которым на первый взгляд намечается «отход» государства, его роль не умаляется. Более того, она становится в определенном смысле даже более значительной, что воплощается в эффективном и всесторонне обоснованном нормотворчестве. Оно теперь призвано развивать различные общественные институты, опирающиеся на саморегулирование, взаимопомощь и солидную поддержку тех или иных социальных групп трудящихся: на товарищества социального страхования, организации по защите от профессиональных рисков, земские организации и другие местные, трудовые и региональные органы самоуправления, взаимопомощи и солидарности.

Выше проводились  некоторые сравнения состояния  дел в рассматриваемой области  в России и в западных странах  с развитой рыночной экономикой, и  это небесполезно для определения  курса и конкретных мер социальной политики. Вместе с тем было бы ошибочно полагать, что она должна строиться  по аналогии с имеющимся зарубежным опытом. Такая ориентация неприемлема  не только в связи с серьезными различиями в реальном социально-экономическом положении, но и потому, что недопустимо игнорировать исторически сложившуюся специфику нашей страны. Социальная политика России должна опираться на национальные понятия о социальной защите (общинность, соборность, ответственность за свою семью, помощь ближнему). Это нисколько не мешает тому, чтобы принять и ратифицировать базовые Конвенции МОТ, относящиеся к данной сфере.

Социальная политика российского государства должна быть пронизана идеями равенства, всеобщности  охвата и доступности для всех слоев населения национальных систем образования, здравоохранения, социального  страхования. Идеи солидарности в обществе должны реализовываться в финансовой поддержке пенсионеров, инвалидов, имеющих низкие доходы семей с  детьми, тех, кто не по своей вине утратил трудоспособность и не в  состоянии в достаточной степени  позаботиться о себе. Именно такая политика отвечает сути социального государства. Что касается трудоспособного населения, то государство должно проявлять свою заботу о нем в формах, которые бы обеспечивали личную ответственность каждого, не ставя в характерное для тоталитарных государств унизительное положение получателей помощи.

Таким образом, социальная политика государства призвана дополнять принцип индивидуальной ответственности принципом солидарности. В частности, федеральные и региональные органы власти должны направлять свои усилия на поддержку социальных групп, способных создавать необходимые структуры социального страхования, взаимопомощи и защиты. Эти группы могут быть представлены профессиональными структурами, местными общинами, кооперативами, религиозными организациями, общественными объединениями или другими, конкретно для этой цели созданными, организациями.

Политику государства  по развитию социального страхования  следует рассматривать в едином контексте с его экономической  и финансовой политикой. Требуются  скоординированные и целенаправленные действия по повышению общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание  ускорения экономического роста  с эффективно действующей системой мер по налогообложению доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в «корзину физиологического минимума» (либо с субсидиями на их покупку). Эти меры входят в круг важнейших стратегических задач  обеспечения экономической и  социальной стабильности в обществе. Надо также подчеркнуть их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки  для расширения базы налогов и  взносов в фонды социального  страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. В  то же время социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения  между наемными работниками и  работодателями, достигаемые в существенной мере с помощью системы социального  страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать в  качестве еще одного, третьего, производственного  фактора. Развитые системы социального  страхования способны оказывать  положительное влияние на состояние  экономики и социальное положение  трудящихся посредством рационального  перераспределения доходов, активного  стимулирования сбережений населения, увеличения его покупательной способности.

Стратегия и тактика предстоящих  реформ. Программа действий, направленных на совершенствование системы социального страхования, основывается на том, что в современных условиях в России необходимо сформировать рыночную модель этой системы, в законодательном плане четко определить и, соответственно, разграничить ответственность - прежде всего финансовую - между работодателями, работниками и государством.

Оправданно, по моему  убеждению, назвать в качестве первоочередных следующие меры государственной социальной политики по реформированию системы социального страхования.

1. Разработка  методологии формирования и функционирования  системы социального страхования.  За основу здесь надо принять  теорию социальных и профессиональных  рисков, методы актуарных расчетов.

2. Расширение  и углубление сферы действия  социального страхования, включая  не только компенсацию утраты  доходов в форме выплат, но  и, причем прежде всего, предоставление застрахованным профилактических услуг и разработку реабилитационных мероприятий.

3. Воссоздание  обязательного социального страхования  от несчастных случаев на производстве И профессиональных заболеваний. Система социальной защиты от профессиональных рисков (рисков утраты трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) сейчас крайне несовершенна. В значительной мере это связано с ее не страховым характером и законодательно закрепленным порядком, по которому предприятие непосредственно возмещает ущерб пострадавшим.

4. Уточнение функций  фондов социального страхования  и обязательного медицинского  страхования. В данной связи  надо отметить необходимость  введения обязательных платежей  из заработной платы (доходов)  лиц, застрахованных по случаю  временной нетрудоспособности, на  паритетных началах с работодателями, а также частичной оплаты этими  лицами медицинских услуг. Такие  нововведения будут стимулировать  заботу работников о своем  здоровье. Еще замечу, что «Фонд  социального страхования» хорошо  бы переименовать: этим термином, воспринимаемым буквально, охватывается  вся система социального страхования,  а не только та ее область,  что фактически «подведомственна»  фонду.

5. Формирование  Федеральной целевой программы  по социальному страхованию на 1996--1997 г. и организационно-правовое  обеспечение ее выполнения.

6. Разработка и принятие еще в 1995 г. Основ законодательства Российской Федерации о системе социального страхования, в которых обосновывались бы размеры страховых взносов по всем видам социального страхования (пенсионного, медицинского, по болезни, безработице) на ближайшие пять лет при справедливом распределении финансового бремени между работодателями, работниками и государством, что способствует достижению социального согласия и его дальнейшему поддержанию.

7. Включение в проект Основ законодательства РФ о системе социального страхования положения о создании автономной системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и страховании льготных пенсий за работу во вредных условиях труда.

8. Включение в  проект Основ законодательства  РФ о системе социального страхования  и в Генеральное соглашение  на 1996 г. мер по усилению «прозрачности»  и самоуправляемости фондов социального  страхования, - путем передачи функций  контроля за оперативным управлением всеми видами социального страхования основным субъектам: страхователям (полномочным объединениям предпринимателей) и застрахованным (наиболее представительным профсоюзам).

9. Разработка, при  подготовке проекта Генерального  соглашения на 1996 г., концепции и  пакета законодательных актов  (с участием представителей предпринимателей  и трудящихся) по проведению реформы  льготного пенсионного обеспечения.

Конечно, в условиях коренной ломки экономической модели хозяйствования реформу системы  социального страхования проводить  трудно вдвойне. Сложившиеся в сознании населения стереотипы по поводу социального  страхования как не требующего усилий самих трудящихся объекта забот  государства и профсоюзов затрудняют выработку новых подходов и, тем  более, их реализацию. Требуется широкая разъяснительная работа в обществе (с охватом и управленческого аппарата всех уровней), показывающая природу и формы социального страхования, мобилизующая на повышение ответственности работников, на осознание того факта, что успешное осуществление всех социально-экономических реформ возможно лишь при достижении общественного согласия по уровню и способам социальной защиты работников и членов их семей.

Отвечающее современным  условиям России социальное страхование  должно стать одним из важнейших  механизмов развития и регулирования  социальных процессов, предназначенным  не только для компенсации издержек перехода к рыночной экономике, но и  для ее укрепления, придания ей социально ориентированного характера.


Информация о работе Реформа социального страхования