Рынки страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 09:08, курс лекций

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Страхование представляет собой экономические отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Содержание

1. Общая характеристика страхового рынка
2. Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка
3.Страховые компании, как часть экономической системы
4. Содержание и функции государственного страхового надзора
5. Лицензирование и налогообложение страховой деятельности
6. Перспективы развития страхового рынка России
7. Тенденции и перспективы развития мирового страхового хозяйства (на примере ряда стран)
8. Проблемы взаимодействия российских и иностранных страховщиков

Вложенные файлы: 1 файл

семинар 2.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Т а б ли ц а 5

Крупнейшие перестраховочные компании мира на начало 2003 г., по размеру собранных перестраховочных премий ( млн. долл.)

Наименование

компании

Страна

Размер собранных

премий

Мюнхенское перестраховочное общество (Munich Re Group)

Германия

24 924

Швейцарское перестраховочное общество (Swiss Re Group)

Швейцария

21 600

Беркширская перестраховочная группа (Berkshire Hathaway Re Group)

США

13 083

Ганноверская перестраховочная группа (Hannover Re Group)

Германия

8 526


 

Ежегодно страховые организации аккумулируют в виде страховых платежей 7-12% ВВП своих стран.

Наибольший объем страховых  премий в 2003 г. был собран в США (более 1 055 498 млн. долл.), за ними следует Япония и Великобритания (табл. 6). В России за тот же период было собрано премий в размере порядка 14 млрд. долл.

Т а б л и ц а 6

Объем собранных страховых премий по странам мира, за 2003 г. (в млн. долл.)

Страна

Страхование жизни

Прочие виды страхования

Всего

1

2

3

4

США

480 919

574 579

1 055 498

Япония

381 335

97 53

478 865

Великобритания

154 842

91 891

246 733

Германия

76 738

94 073

170 811


 

1

2

3

4

Франция

105 436

58 244

163 679

Италия

71 694

40 066

111 761

Южная Корея

41 998

17 76

59 758

Канада

22 841

36 303

59 144

Нидерланды

25 371

24 895

50 266

Испания

20 042

26 972

47 014


 

Объем страховых премий в пересчете  на душу населения для стран ЕС, США и Японии составляет от 1,5 до 4 тыс. долл., в то время как для  России только 31 долл.

Вопросы развития страхового рынка  Российской Федерации приобретают  особую остроту в связи с вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.

8. Проблемы взаимодействия российских  и иностранных страховщиков

 

Деятельность иностранных страховых  компаний нельзя оценивать только с  положительной или только с отрицательной  точки зрения. Необходимо объективно воспринимать как плюсы от присутствия  на национальном рынке компаний-нерезидентов, так и определенные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия с зарубежными коллегами.

Современная система доступа иностранных  страховых организаций на российский страховой рынок начала формироваться  с 1994 г. Года — после принятия Соглашения по экономическому сотрудничеству и партнерству между странами ЕС и Российской Федерацией, которое предусматривало отмену ограничения в 49% для участия иностранных инвесторов в капитале российских страховых организаций.

После принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 10.12.2003 г. № 172-ФЗ произошел ряд изменений в отношении к иностранным участникам рынка страхования в России

 

Ограничения в отношении деятельности иногородних страховщиков на российском рынке.

Ограничения для «иностранцев»

Поправки к Закону

«О страховании»

Страховщики с долей зарубежных страховщиков в собственном уставном капитале более 49% не могут предлагать страхование жизни, обязательное страхование, страхование имущества, государственных и муниципальных учреждений

Снять данные ограничения с дочерних предприятий СК, зарегистрированных в ЕС

Доля иностранных участников в  совокупном уставном капитале компаний отрасли не должна превышать 15%

Увеличить квоту с 15 до 25%

Деятельность иностранных дочерних страховщиков, перестраховщиками которых  выступают их головные компании, жестко ограничена

Изменений нет

Иностранные страховые компании могут  создавать в РФ только дочерние предприятия  путем инвестирования в уставный капитал

Изменений нет


Законом увеличивается до 25% квота  участия иностранного капитала в  уставных капиталах страховых организаций (ранее она составляла 15%), рассчитываемая как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному страховому капиталу страховых организаций.

В отношении страховых организаций  — членов Европейских сообществ, являющихся сторонами Соглашения о  партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, от 24.06.1994 г., полностью снимаются ограничения по осуществлению страхования жизни, обязательного страхования, обязательного государственного страхования, имущественного страхования, связанного с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхования имущественных интересов и муниципальных организаций.

Кроме того, закон в отношении указанных страховых организаций снимает ограничение, которое ранее предусматривало обязательную оплату иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей) в уставных капиталах страховых организаций исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.

Закон также снимает существовавшее ранее ограничение на выполнение иностранными гражданами функций единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации  с иностранными инвестициями.

Государственное регулирование  любого сектора экономики необходимо и рынок страховых услуг не исключение. Вопрос заключается в том, в каких пределах необходимо вмешательство государства в функционирование страхового рынка. На протяжении всей истории развития страхования в России политика правительства была направлена на ограждение национальных страховых компаний от иностранной конкуренции. Это было оправдано, поскольку прямого запрета на деятельность иностранных страховщиков не было (кроме периода социалистического развития страны), вводились лишь ограничения, вызванные разумным беспокойством за состояние и дальнейшее развитие страхового рынка, а национальные страховые компании были еще слишком слабы, чтобы составить серьезную конкуренцию зарубежным страховщикам. Таким образом, деятельность иностранных страховых компаний послужила фактором развития нормативно-правовой базы страхового рынка, а следовательно, и фактором развития страхового рынка в целом.

Анализируя деятельность иностранных  страховых компаний на российском рынке  страховых услуг, можно выделить множество положительных последствий, наиболее значительными из которых являются следующие:

1. Улучшение обслуживания в сфере  страхования. Иностранные страховщики  способствуют усилению конкуренции,  что приводит к расширению  структуры и повышению качества страховых услуг, снижению издержек на их предоставление и повышению их эффективности.

2. Передача новых технологий  и ноу-хау. Иностранные страховщики  организуют свою деятельность  в соответствии с национальным  законодательством, создавая совместные предприятия или филиалы и отделения. Привлекаемый местный персонал должен иметь хорошее образование и, приобретя опыт работы в организации с иностранным участием, при смене места работы будет распространять более совершенные навыки среди национальных страховых компаний.

3. Аккумуляция национальных сбережений. Присутствие на рынке более  эффективных страховщиков должно  повысить норму сбережений и  обеспечить новые каналы, через  которые эти сбережения могут  инвестироваться.

4. Приток нового капитала. Иностранный страховщик, покупая существующую компанию или основывая новую, должен будет ввозить капитал не только в целях приобретения офисных помещений и оборудования, но и для того, чтобы обеспечить требуемый законодательством размер уставного капитала, тем самым способствуя повышению капитализации и емкости национальной страховой отрасли.

5. Распределение рисков. Иностранные  страховщики при наличии разрешения, как правило, перестраховывают  риски за границей. В итоге,  если происходит страховой случай, например, с судном или самолетом, а риск был перестрахован, потерю будет оплачивать иностранный перестраховщик, а результатом урегулирования претензии станет приток капитала.

6. Совершенствование регулирования  страховой сферы. Эффективность  функционирования рынка в интересах страховщиков и страхователей непосредственно связана с ясной и отлаженной системой регулирования. Присутствие на рынке иностранных страховщиков увеличивает потребность в эффективном регулировании и способствует распространению международного опыта регулирования.

В то же время целый ряд аспектов деятельности иностранных страховщиков и их влияние на развитие страхового рынка вызывает обоснованное беспокойство.

1. Доминирование иностранных страховщиков  на внутреннем рынке. Иностранные  компании как более крупные и мощные организации могут препятствовать укреплению российских страховщиков или пытаться вытеснить их с рынка. В значительной степени это зависит от принятого в стране режима для иностранных страховщиков.

2. Возможность  развития страхового сектора с помощью национальных страховщиков. Этот аргумент имел бы существенное значение в том случае, когда национальная система регулирования страхового дела гарантировала бы наиболее эффективное функционирование внутреннего рынка и обеспечивала необходимый набор страховых услуг. Такая ситуация явно не характерна для российского страхового рынка. Однако даже при этом условии запрет или серьезные ограничения на деятельность иностранных страховщиков вряд ли оправданы. Если внутренний рынок работает эффективно, конкуренция не будет служить угрозой национальным страховщикам. Если страхование космических рисков, а также военно-промышленного комплекса должно проводиться национальными страховыми компаниями, поскольку приходится работать со сведениями, составляющими государственную тайну. Подобные беспокойства имеют под собой реальную основу. Однако это недостаточный аргумент в пользу общего ограничения операций иностранных страховщиков.

4. Возможность  оттока капитала в результате  деятельности иностранных страховщиков. Процесс развития бизнеса иностранных компаний приведет к притоку капитала. Действия инвестора на рынке неизбежно будут связаны со сложной структурой платежей. В пределах внутреннего рынка будет осуществляться сбор премий, страховые выплаты, арендная плата, заработная плата и плата другим поставщикам услуг. Вне России будут осуществляться платежи западным перестраховщикам (где это разрешено), переводы прибыли и дивидендов в родительские компании. В случае ущерба риск возникновения которого был перестрахован за границей, страховая выплата станет притоком капитала. В совокупности все эти платежи, осуществляемые в разное время, могут дать чистый приток или отток капитала в течение года, но это не означает выкачивания ресурсов из национальной экономики в долгосрочном плане.

Очевидно, что задачи развития и становления  национальной системы страхования  выходят на первый план, и необходимо глубокое изучение страхового рынка  страны, чтобы наметить пути совершенствования  его в современных условиях, основными  среди которых являются:

- стабилизация  финансового положения хозяйств  субъектов и населения — потенциальных  страхователей;

- формирование  устойчивых и надежных страховых  компаний;

- активизация  роли государства и его органов  в укреплении и развитии страхового рынка;

- формирование  государственных приоритетов в  развитии страхования;

- развитие  законодательной базы страхования,  учитывая современную ситуацию  на страховом рынке;

- использование  современных методов и средств  управления страховыми компаниями, соответствующих принципам их рыночного функционированиярынок не обеспечивает необходимого набора услуг, участие иностранных страховщиков может только ускорить формирование развитого страхового сектора в стране.

3. Важность  сохранения национального контроля  над страховой системой. По соображениям национальной безопасности некоторые важные объекты должны быть застрахованы только российскими страховщиками. Причина этого связана с возможной дестабилизацией рынка страхования в результате изъятия иностранного капитала в случае конфликта или необходимостью предотвратить концентрацию страхования важных национальных объектов в руках нескольких иностранных страховых компаний, а также это относится к стратегическим видам страхования —, концепции, маркетинга в управлении страховыми компаниями для более полного удовлетворения населения в страховой защите;

- формирование  региональной составляющей страхового  рынка.

Информация о работе Рынки страхования