Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 14:35, реферат
Большую позитивную роль играет то, что государство является активным участником данного вида страхования, выступая перестраховщиком, гарантом страховых сделок, а также оказывая материальную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде компенсации из федерального бюджета 50% их затрат на выплату страхового взноса. Однако организация страхования урожая имеет ряд существенных недостатков: слишком большое количество рисков, разнокачественных по своему происхождению и страхуемых по одному договору страхования, длительный срок страхования. При страховании урожая сельскохозяйственных культур значения страховых взносов достигают 30% общих затрат на производство продукции, что обусловливает крайне низкий потребительский спрос на данный вид страховых услуг.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Виды сельскохозяйственного страхования…………………………………...4
2. Современное состояние сельскохозяйственного страхования…………..….9
3. Проблемы сельскохозяйственного страхования……………………………11
Заключение………………………………………………………………………14
Библиографический список…………………………………………………….16
Еще более сложная ситуация со страховыми выплатами складывается по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. По России в целом, и по ее регионам ежегодно на страховые выплаты уходит до 75% собираемых страховых взносов. Так, Средняя урожайность зерновых культур в России возрастала с 2006 по 2008 г. (с 18,9 до 23,8 центнеров с гектара). В 2009 и 2010 гг. урожайность снижалась последовательнона 5% и 19%. В 2011 г. произошел рост на 22%. Максимальная урожайность в период с
2006 по 2011 гг. наблюдалась в 2008 г., минимальная – в 2009 г.6 То есть за последние годы урожайность была достаточно высокой, а это означает, что ущерб от недобора урожая должен был быть незначителен, а выплаты - минимальны.
В целом ситуации на рынке сельскохозяйственного страхования позволяет утверждать, что:
- рост объемов
- ввиду отсутствия
реального механизма страховой
защиты сельскохозяйственного
Существует много факторов, влияющих на стоимость страхования сельхозкультур. Во-первых, размер предприятий значительно увеличился за последние годы, поскольку фермеры пытались достичь рентабельности производства за счет увеличения объемов производства. К тому же, благодаря улучшению сортов растений и технологий их выращивания, урожайность сельхозкультур повысилась в настоящее время. Соответственно, стоимость риска на единицу площади и продукции значительно увеличилась.
С учетом вышеуказанных причин, цена, которую фермеры платят за единицу застрахованной площади под культурами, значительно увеличилась, однако фермеры стали страховать большие объемы производства и, соответственно, страховые суммы также выросли
3. Проблемы
сельскохозяйственного
Сельскохозяйственное страхование является высоко рисковым видом страхования, поскольку напрямую зависит от погодно-климатических условий. Каждый год сельское хозяйство терпит убытки в результате стихийных бедствий, особый вред приносят регулярно повторяющиеся засухи, ущерб бывает, огромен и может поставить хозяйства на грань банкротства, поэтому так важно повышать роль страхования в сельском хозяйстве.
Особое место в сельскохозяйственном страховании занимает страхование урожая сельскохозяйственных культур. В этом направлении за последние десять лет был принят ряд нормативных актов, регулирующих систему сельскохозяйственного страхования.
В частности, в 2004 г. в соответствии с приложением №21 к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 г.» осуществлялось финансирование расходов за счет средств федерального бюджета на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Субсидии за счет средств федерального бюджета предоставлялись в виде компенсации 50 % уплаченного страхового взноса по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур через органы исполнительной власти субъектов РФ. Величина этих субсидий незначительна и составила в 2003 г. 2,9 % от всей суммы средств финансовой поддержки сельского хозяйства.7
Динамика расходов на компенсацию страхового взноса из федерального бюджета положительная. Однако финансирование расходов на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур в 2005-2006 гг. осуществлялось в объемах, не оказывающих существенного влияния на их финансово-экономическое состояние (удельный вес убыточных предприятий все еще велик и составил в 2006 г. 39,7 %).
Финансирование расходов на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей при страховании урожая сельскохозяйственных культур в 2005-2006 гг. происходит неравномерно в разрезе субъектов Российской Федерации. С государственной поддержкой было застраховано только 20 % посевных площадей.
При этом, если в Сибирском федеральном округе в указанном виде страхования приняли участие 39 % сельхозтоваропроизводителей, в Приволжском - 33 %, то в Центральном, Дальневосточном и Уральском - менее 5 %. В Алтайском крае 80 % хозяйств застраховали свой урожай, тогда как в 27 субъектах Российской Федерации ни один сельхозтоваропроизводитель не застраховал свой урожай.
Зависимость сельскохозяйственных организаций от страховой компании, которая выплатила за них взносы, приводит к тому, что в большинстве проверяемых Счетной палатой договоров страхования нарушаются условия, связанные с выплатой страховых возмещений в ущерб сельскохозяйственным организациям. При этом размер страхового возмещения необоснованно занижается из-за нарушения технологий выращивания культур без документального его подтверждения.
Причину небольшого числа сельскохозяйственных предприятий, принимающих участие в страховании урожая, видят в несопоставимости сумм страховых взносов и страхового возмещения. По данным Минсельхоза страхование сельскохозяйственных культур в России убыточно (56,4 % в 2006 г.), и поэтому невыгодно страховым организациям.
Проведенный анализ динамики урожайности сельскохозяйственных культур в последнее десятилетие позволяет сделать следующие выводы:
- Сохраняются значительные колебания уровня урожайности сельскохозяйственных культур.
- Отклонение от среднегодового уровня урожайности по России в отдельные годы в сторону повышения или понижения затрагивает практически все субъекты федерации.
Мировой опыт свидетельствует о необходимости внедрения технологий, обеспечивающих гарантированный уровень урожая и, соответственно, снижение рисков его страхования.
Существующие и по сей день программы повышения плодородия почв с набором различных мероприятий, но без дифференцированного размещения культур в соответствии с экологическими условиями, оказываются весьма дорогостоящими. И не существует абстрактного плодородия почв, так как необходимо наличие конкретных элементов питания для растения на определенной стадии его жизни.
Парадокс технической отсталости АПК при наличии мощной сельскохозяйственной науки в стране и многих ее достижениях объясняется крайне слабой интеграцией научно-исследовательской деятельности. Научные разработки не доходят до товаропроизводителей и пока в должной мере не востребованы ими, а государство не находит механизма поощрения их внедрения и страхования всех рисков.
В результате уровень урожайности отдельных сельскохозяйственных культур значительно ниже, чем в других странах, сделавших упор на современные высокоинтенсивные технологии.
Необходимо заметить, что в нашей стране существует много проблем связанных со страхованием сельского хозяйства. К ним относится и малая поддержка государства, и низкий научно-технический прогресс в этой области, и высокая стоимость страхования, и, естественно, неравномерность застрахованных площадей по регионам. Данные проблемы может решить только законодательная власть, издав необходимые законы и указы.
Заключение
Страхование, являясь одним из основных методов управления рисками, позволяет трансформировать риск получения значительного ущерба в необходимость нести относительно незначительные издержки в виде страховых взносов. Специфика страхования рисков в сельском хозяйстве состоит в том, что в этой отрасли процесс производства в значительной мере связан с природными рисками, обусловленными переплетением экономических процессов с естественными.
Государственная поддержка развития страхования в сельском хозяйстве является более эффективным направлением стабилизации доходов сельскохозяйственных производителей, чем финансовая помощь, оказываемая товаропроизводителям в отдельные неблагоприятные годы в виде дополнительных кредитов, субсидий, зачетов и списаний долга, отсрочек по платежам и прямых денежных компенсаций.
Страховой рынок в России находится в стадии становления. Масштаб страховых услуг на рынке сельскохозяйственного страхования незначителен в связи с ограниченностью предложения, а также отсутствием у сельскохозяйственных предприятий достаточных финансовых средств для уплаты страховых взносов.
К основным недостаткам существующей методики страхования относятся: длительный срок страхования, определяющий совокупность страхуемых рисков и влияющий на размер страховых тарифов; специфика объекта страхования (урожай), определяющая порядок абсолютной величины страхового взноса; отсутствие дифференцированного подхода при страховании рисков в различных условиях хозяйствования. При страховании урожая сельскохозяйственных культур значения страховых взносов достигают 30% общих затрат на производство продукции, что обусловливает крайне низкий потребительский спрос на данный вид страховых услуг.
Развитие страхования производственных рисков в сельском хозяйстве следует вести по следующим основным направлениям:
- совершенствование законодательной базы по страхованию; расширение ассортимента страховых услуг и спектра страхуемых рисков на рынке сельскохозяйственного страхования;
- создание и реализация специальных государственных программ (на федеральном, региональном уровнях) по поддержке и развитию страхования в сельском хозяйстве;
- повышение уровня квалификации и переподготовка управленческих кадров (руководителей предприятий, специалистов по управлению риском);
- разработка и совершенствование методической базы страхования с учетом особенностей аграрного производства.
Рекомендуется сократить совокупность страхуемых рисков по одному договору страхования, что повысит точность актуарных расчетов и обоснованность применения тарифных ставок, расширить ассортимент предлагаемых страховых услуг, сократить срок страхования. Все это необходимо делать, так, как страхование сельского хозяйства играет важную роль для развития экономики страны в целом. Ведь здесь играет роль не человеческий фактор, а природный. Тот фактор, который практически невозможно предотвратить. Поэтому сельхоз предприятиям необходимо страховать свое имущество, чтобы избежать больших потерь при происшествии чрезвычайной ситуации.
Библиографический список
1. Постановление об организации страхового дела в РФ: Федеральный закон РФ от 27.11.1992 г., № 4015-1.
2. Постановление от 1 ноября 2001 г. № 758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 28.02.2002 № 137).
3. Курносов А.П., Камалян А.К., Назаренко К.Н. Проблемы страхования рисков в сельском хозяйстве. Реформы в России: состояние и тенденции развития. Мат. межвуз. науч. - практ. конф. - Воронеж: ВФ МГЭИ, 2001 г.
4. Никитин А.В, Страховое дело в вопросах и ответах: Учебное пособие - Ростов на Дону: «Феникс», 2003 г., 576 с.
5. Никитенко Л.К., Страховое дело, - М., 2002 г., 368 c.
6. Рейтман Л.И., учебник «страховое дело», Банковский и биржевой научно-консультационный центр, Москва, 2001г., 524 с.
7. Семенова Т.В., Сельскохозяйственное страхование на современном этапе, - М., 2007 г., 347 с.
8. Журнал «Страховое дело», 10 октября 2007 г., 35-46 с.
9. http//strahrus.ru/strax\
1 Постановление Совмина СССР от 14.04.1977 N 291
Об утверждении Общего положения о межхозяйственном предприятии (организации) в сельском хозяйстве
2 Рекомендации по оплате труда и материальному стимулированию колхозников, рабочих совхозов и других сельскохозяйственных предприятий; письмо министерства сельского хозяйства РФ.
3 Правила добровольного страхования имущества сельскохозяйственных предприятий и арендаторов. Утверждено МинФином РФ
4 Отчет Счетной палаты РФ № 4 (112), 2007 г.
5
Отчет о ходе уборки урожая, http://www.gks.ru/bgd/free/
6 Согласно отчету федеральной службы государственной статистики. marketing.rbc.ru. урожайность зерновых культур.
7 Отчет Счетной палаты РФ № 6 (114), 2007 г.
Информация о работе Сельскохозяйственное страхование и его виды