Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 21:27, реферат
Механизмы социального страхования позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту в случаях наступления соответствующих рисков.
Введение………………………...……………………………………………3
1. Значение и содержание государственного социального
страхования в рыночных условиях………………………………………..4
2. Формы социального страхования в Российской Федерации…………………………………………………………………….....5
3. Система социальной защиты в странах Европейского союза………………………..…………………………………………………….8
Заключение………………………………………………….………………...11
Список литературы……………………………………….......……………..12
- другие поступления, не противоречащие
законодательству Российской
Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом. В настоящее время они составляют:
- в Фонд социального
- в Фонд обязательного
- в Пенсионный фонд - 20%.[17, с. 136]
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ. [27, с. 314]
Можно сделать вывод, что государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
3. Система социальной защиты в странах Европейского союза
Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении.
Современная система государственной социальной защиты населения в странах ЕС включает две организационные формы:
- Социальное страхование
-Социальное обеспечение, финансируемое за счет средств государственного бюджета.
В Великобритании, Швеции и Финляндии все застрахованные имеют право на две пенсии:
-базовую (национальную минимальную) пенсию, устанавливаемую в фиксированной сумме независимо от стажа и заработка застрахованного
-страховую (профессиональную) пенсию, размер которой устанавливается в пропорции к заработку и зависит от стажа трудовой деятельности
В большинстве стран существуют гарантии пенсионного обеспечения независимо от участия в страховании.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сочетает в себе выплаты и медицинского, и пенсионного страхования. Если несчастный случай приводит к временной нетрудоспособности, то урегулирование аналогично методике медицинского страхования. Если ущерб более серьезен и пострадавшему устанавливается инвалидность, то в силу вступают долгосрочные пенсионные выплаты.
В Бельгии, Дании, Нидерландах и Португалии к работе в данной страховой отрасли подключены частные страховщики, в Испании – общества взаимного страхования, а в Германии – профессиональные союзы. [28, с. 137]
Налогообложение выплат по несчастным случаям различно по странам. В Германии, Великобритании, Нидерландах, Португалии и Италии они свободны от налогов, в других странах ограничились предоставлением налоговых льгот.
Страхование от безработицы сводится к следующим мерам:
- оплата программы переобучения и повышения квалификации;
- субсидирование «обучающей» работы;
-предоставление налоговых льгот и субсидий работодателям, нанимающим длительно безработных или низкоквалифицированных работников;
- расширение участия работодателей в компенсации заработка уволенных работников;
-продолжение выплаты пособий в течение первых месяцев нового трудоустройства.
В Финляндии и Бельгии увеличены сроки «ожидания» назначения пособий. В Дании и Великобритании сокращен период выплаты компенсаций. Только в Австрии, Португалии и Германии пособия по безработице не подлежат налогообложению.
Модели финансирования медицинского страхования за рубежом следующие: в Великобритании, Ирландии, Дании, скандинавских странах – преимущественно государственная система. В Германии, Австрии, Франции - смешанная система.
Медицинская помощь британскому населению оказывается на основе государственной системы здравоохранения. В службе общественного здравоохранения Великобритании существуют направления общественного здоровья, общей и госпитальной практики. Основным источником финансирования системы здравоохранения в Великобритании являются общие налоговые поступления в бюджет. Часть финансирования медицинских расходов (до 14%) осуществляется за счет взносов по частному медицинскому страхованию граждан.
В Германии социальное страхование осуществляется с 1883 года. Обязательному страхованию подлежат все работнику по найму, получающие доход менее определенной суммы (двух средних зарплат в стране). Система ОМС включает диагностику и профилактику заболеваний, лечение в амбулаторных и стационарных условиях, обеспечение лекарствами и вспомогательными средствами, выплату пособий по временной нетрудоспособности, на прерывание беременности, по материнству, в связи со смертью. Совокупная величина страхового взноса составляет от 10,5 до 13% от фонда оплаты труда. [11, с. 164] В Германии 7% общих расходов на здравоохранение покрывается за счет частного медицинского страхования.
Государственное социальное страхование Франции введено в 1946 году и в настоящее время обеспечивает медицинской помощью 81% трудящихся. Около 20% стоимости лечения оплачивает сам больной, однако в системе ОМС выделены 20 классов болезней, в оплате лечения которых застрахованный не участвует. Лечение оплачивает больной, а затем ему возмещается часть расходов. В связи с возможностью значительного периода ожидания возмещения около 60% французов страхуется в частных страховых компаниях. В частных французских больницах сосредоточено до 30% коечного фонда. Финансирование системы ОМС во Франции производится за счет взносов работодателей в сумме 12,5% и работников (6,5%). Имеют место государственные дотации для финансирования высокотехнологичных медицинских центров и разработки перспективных методов лечения заболеваний.
Как показывает опыт развитых стран, наличие сбалансированных систем социального страхования и социального обеспечения как базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что построение системы социальной защиты в зарубежных странах в основном основано на принципах, занимающих промежуточное положение между принципом обязательности и добровольности.
Заключение
Высокая эффективность социального страхования объясняется его способностью решать крупные социально-экономические задачи национального масштаба: обеспечивать для работников, попавших в трудную жизненную ситуацию и лишившихся при этом источника дохода, компенсационные выплаты в виде пособий и пенсий, размеры которых, как правило, соизмеримы с заработной платой, а также предоставлять им качественную и всестороннюю медицинскую помощь.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения и представляет собой комплекс мер по компенсации или минимизации последствий изменения материального и (или) социального положения граждан (в том числе по независящим от них обстоятельствам) вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Список литературы:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II, гл. 48). Принят Государственной Думой 22.12.1995 г.
2) Закон РФ от 27.11.1992г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014)
3)Указ Президента Российской
Федерации от 28 сентября 1993г. №1503 «Об
управлении государственным
4)Положение о Фонде
5)Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №165 – ФЗ (ред. от 28.12.2013)
6) Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №167 – ФЗ
7) Бабич А.М., Егоров Е.В. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. - М.: РАГС, 2008.
8) Бугаев Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России. // Финансы. – 2009. - №3. – с. 4-9.
9) Верховцев А.В. Государственное и социальное страхование. - М.: ИНФРА-М, 2006.
10) Гейц И.В. Обязательное социальное страхование. – М.: «Дело и Сервис», 2007.
11) Гейц И.В. Расчеты по средствам социального страхования. – М.: «Дело и Сервис», 2007.
12) Государство благосостояния и его экономические основы / Под ред. Н.П. Кузнецовой и Н.П. Дроздовой. – СПб.: Институт Страхования, 2008.
13) История социальной работы в России. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2008.
14) Иванов Г.К. Система социального страхования: почему и как ее надо реформировать // Человек и труд. – 2009. - № 3. - с. 9-16.
15) Крылов А.А., Перова Т.Т. Российская система социального страхования: особенности функционирования и негативные явления. – М.: МЮИ МВД России, 2009.
16) Корочкина И.Е. Социальный налог и социальное страхование.// Вестник социального государственного страхования. Социальный мир. – 2006. - №3. – с. 6-8.
17) Мартынеко А.В., Поздняков С.В., Стародубов В.И. Основы социального страхования: Учебное пособие. – М.: «Союз», 2009.
18) Починок А.П. Быть или не быть социальному страхованию в России? // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. - 2006. - № 1. – с. 10-13.
19) Роик В.Д. Основы социального страхования. – М.: Анкил, 2009.
20) Роик В. Социальное страхование в России: проблемы и пути их решения // Страховое дело. - 2007.- №1.- с. 3-11.
21) Седова М.Л. Социальное обеспечение. – М.: Изд-во Финансовой Академии, 2008.
22) Социальная работа // Российский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Жукова. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2007.
23) Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. – М.: Экспертное бюро, 2007.
24) Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина.- М.: Издательство «Экзамен», 2006.
25) Семенов Г.К. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика – 2007. - № 10. – с. 5-7.
26) Уколов Е.Ф. Социальная политика государства. - М.: «Луч», 2006.
27) Федорова Т.А., Янова С.Ю. Социальное страхование / Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
28) Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие – М.: Инфра – М, 2006.
29) Янова С.Ю. Социальное страхование: организация и финансовый механизм. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.