Социально-экономическая сущность обязательного медицинского страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 04:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - раскрыть социально-экономическую сущность обязательного медицинского страхования и проанализировать последние изменения в законодательстве, регулирующем систему обязательного медицинского страхования.
Задачи:
-рассмотрение значения страховой медицины, принципы ее организации в Российской Федерации;
- анализ функционирования и развития ОМС;
-проведение анализа расходов и доходов фонда ОМС;
- учет последних изменений в правовой основе ОМС;

Содержание

Введение 3
1 Историческая периодизация развития страхования в России 5
2 Социально-экономическое содержание обязательного медицинского страхования 8
Заключение 21
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТР. РАБ (Автосохраненный).docx

— 43.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Страховое право

по теме: Социально-экономическая сущность обязательного медицинского страхования

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

Направление: национальная экономика_

Профиль: ЦДО

Группа  ЭПБп-08СР

Ф.И.О Криворотова Я.В.

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

1

Историческая периодизация развития страхования в России

5

2

Социально-экономическое  содержание обязательного медицинского страхования

8

 

Заключение

21

 

Список использованных источников

22

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной работы обусловлена тем, что страховая медицина является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Цель контрольной работы - раскрыть социально-экономическую сущность обязательного медицинского страхования и проанализировать последние изменения в законодательстве, регулирующем систему обязательного медицинского страхования.

Задачи:

-рассмотрение значения  страховой медицины, принципы ее  организации в Российской Федерации;

- анализ функционирования  и развития ОМС;

-проведение анализа расходов  и доходов фонда ОМС;

- учет последних изменений  в правовой основе ОМС;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ СТРАХОВАНИЯ

Страхование в России имеет  глубокие корни. Так, первым по времени  было морское страхование. Екатерина II, озабоченная развитием русской  морской торговли, издала в 1781 г. Устав  купеческого водоходства, заключавший  в себе постановление о морском  страховании. Страхование от огня началось в России также во времена Екатерины II (Россия считается родиной страхования  от огневых рисков). За короткое время  в России возникли новые страховые  общества (в 1867 г. — «Русское», в 1870 г. — «Коммерческое», «Варшавское», «Русский Ллойд», в 1872 г. — «Северное», «Якорь», «Волга»). В общем количестве в 19 веке в России в акционерных страховых  обществах было застраховано имущества  от огня на 282 млн руб. В 1913 г. страхование  от огня производили 13 акционерных  страховых обществ. Перестрахованием занимались «Общество русского перестрахования» и общество «Помощь». Большинство  акционерных обществ по страхованию  имущества производили также  страхование жизни, от несчастных случаев  и др.

В городах также были организованы общества взаимного страхования  от огня, в 1890 г. создан Пензенский союз обществ взаимного страхования  от огня, преобразованный в 1905 г. в  Российский союз с правлением в Петербурге. Деятельность большинства этих обществ  ограничивалась одним городом. Во главе  обществ были крупные домовладельцы. Существовали также общества взаимного  страхования промышленников и землевладельцев.

В 1864 г. было утверждено Положение  о взаимном земском страховании, в котором сказано, что каждое губернское земство должно было вести  операции по страхованию только в  своей губернии. Ведало этим Губернское земское собрание. Оно назначало  тарифы страховых взносов (платежей, премий), нормы обеспечения; составляло инструкции по страхованию для земских  управ, волостных правлений и  агентов; распоряжалось страховыми средствами; рассматривало отчеты губернских земских управ и т.д. Крупнейшее страховое общество «Россия» в 1881 г. производило страхование жизни, капиталов, коллективное и индивидуальное страхование и др. В 1888 г. страховое общество «Помощь» производило страхование от несчастных случаев, краж со взломом и т.п.

В 1903 г. 141 крупнейшая фирма  центрального промышленного района создала в Москве Российский взаимный страховой союз, осуществлявший страхование  от огня движимого и недвижимого  имущества. К 1913 I. его активы составили 5,2 млн руб.

Личное страхование в  России в основном охватывало состоятельное  население. Его осуществляли 20 организаций, среди которых были специальные  по страхованию жизни («Жизнь», «Заботливость», «Генеральное »). Страхование на случай смерти и на дожитие охватывало только 400 тыс. чел., а от несчастных случаев  — еще меньше.

К 1913 г. русские страховые  общества владели уже значительными  капиталами (активы составили 374 млн  руб.) и играли большую роль в экономической  жизни страны.

Постановлением ЦИК и  СНК от 18 сентября 1925 г. утверждено «Положение о государственном страховании  в СССР», где было записано, что  страхование во всех его видах  является государственной монополией СССР. Главным управлением государственного страхования в СССР (совместно  с его органами в республиках, краях, областях, городах и районах) был Госстрах. До 1958 г. система Госстраха была жестко централизованной в масштабе СССР. Затем часть системы Госстраха передается в ведение министерств финансов союзных республик.

С 1967 по 1991 г. система Госстраха  была уже союзно-республиканской. Она  возглавлялась Правлением Госстраха  СССР, которое подчинялось Минфину  СССР. Страхование имело во многом формальный характер. В сознании советских  людей страхование не фигурировало как обязательный компонент организации  жизни. Сам жизненный уклад был  таков, что гражданам даже не приходило  в голову страховать имущество или  жизнь, страховаться от несчастных случаев  или стихийных бедствий. Многие просто ничего не знали об этом виде деятельности. Профессию страховых агентов нельзя было назвать прибыльной, они не были солидными партнерами на финансовом рынке.

Кооперативное страхование  в основном проводилось по тарифам  Госстраха.

В 1947 г. из состава Госстраха  СССР выделилось Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах) как  самостоятельная хозрасчетная организация.

Значительную роль в развитии страхового дела сыграло постановление  Совета Министров СССР от 30 августа 1984 г. «О мерах по дальнейшему развитию Государственного страхования и  повышению качества работы страховых  органов». Ситуация резко изменилась в связи с легализацией предпринимательства  в России, когда коммерческие, финансовые и хозяйственные риски сделались  повседневной реальностью для десятков тысяч бизнесменов. Реальностью  стала и практика страхования  таких рисков.

Принятый Верховным Советом  Российской Федерации Закон РФ «О страховании» (подписан Президентом  РФ 27 ноября 1992 г. № 4015-1 и введен в  действие 12 января 1993 г.) определил общие  понятия страхования и страховой  деятельности, их существенные признаки, дал определения объектов страхования, страховщика, страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя и страховых  посредников, установил значения терминов «страховая сумма», «страховой взнос», «страховая выплата», «страховой тариф» и др. Закон установил общие  законодательные требования к договору страхования, обеспечению финансовой устойчивости страховщиков, государственному надзору за страховой деятельностью, порядку лицензирования страховой  деятельности, страхованию иностранных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц  на территории Российской Федерации. В  Законе также затронуты вопросы  разрешения споров и международных  договоров.

Современная редакция данного  Закона от 25.12.2012 года дала новое название: Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и внесла некоторые изменения, которые будут рассмотрены позже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

 

Согласно Федеральному Закону от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском  страховании в Российской Федерации» (с последними изменениями и дополнениями), обязательное медицинское страхование  – это вид обязательного социального  страхования, представляющий собой  систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на обеспечение при  наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному  лицу медицинской  помощи за счет средств  обязательного медицинского страхования  в пределах территориальной программы  обязательного медицинского страхования, а в установленных ФЗ случаях  – в пределах базовой программы  обязательного медицинского страхования.

Под базовой программой понимается часть программы государственных  гарантий оказания бесплатной медицинской  помощи, на основе которой формируются  территориальные программы обязательного  медицинского страхования.

Согласно п.2, ст.3 Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 ФЗ, существует две формы  страхования: обязательное страхование и добровольное страхование. В области медицины, помимо обязательного медицинского страхования, также существует добровольное медицинское страхование. Данный вид  страхования менее распространен  и на практике применяется нечасто, однако по оценкам пользователей является более качественным и гарантированным.

Медицинское страхование  служит для охраны здоровья населения  и отдельно взятого человека.

С экономической точки  зрения медицинское страхование  представляет собой механизм полной или частичной компенсации застрахованному  расходов и потерь, связанных с наступлением болезни или несчастного случая.

Медицинское страхование  – форма социальной защиты интересов  населения в охране здоровья. Под  медицинским страхованием понимают страхование на случай потери здоровья от любой причины, в том числе  в связи с несчастным случаем  или в связи с болезнью. Объектом его является страховой риск по покрытию затрат на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая. При платной медицине оно выступает, как инструмент покрытия расходов на медицинскую помощь. При бесплатной – как дополнительный источник финансирования медицинских затрат. При потере здоровья граждане имеют право получить денежное пособие за период нетрудоспособности в размерах, устанавливаемых в  зависимости от стажа работы. Если нетрудоспособность продолжается 4 и  более месяцев, застрахованный переводится  на пенсию по инвалидности. При медицинском  страховании интересом застрахованного  выступает возможность компенсации  затрат на медицинское обслуживание за счет средств страховщика.

 

В нашей стране медицинское  страхование позволяет обеспечивать всем гражданам РФ равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи, предоставляемой  за счет средств обязательного медицинского страхования в объёме и на условиях,  соответствующих программам обязательного  медицинского страхования.

ОМС имеет государственный  характер и является всеобщим в обеспечении  граждан медицинской помощью  по программе обязательного медицинского страхования. Программа обязательного  медицинского страхования (страховой  медицины) предусматривает минимально необходимый перечень медицинских  услуг, который гарантирует каждому  человеку, имеющему страховой полис, право на пользование медицинскими услугами («Скорая помощь», поликлиника, помощь на дому, больница). Базовая программа страховой медицины не содержит, однако, требований по уходу за больными (улучшенное питание, новое медицинское оборудование, отдельная палата и т.п.), соблюдению улучшенного качества лечения и ответственности медицинского персонала за выполнение своих профессиональных обязанностей. Программой не предусматривается также проведение профилактических и других мероприятий, которые финансируются сейчас из фондов здравоохранения.

Одной из основных причин введения ОМС явилась необходимость улучшения  системы здравоохранения, так как  выделяемые ранее средства из госбюджета не доходили до поликлиник и больниц, распыляясь на нужды, далекие от потребностей медицины. Второй причиной стала насущная необходимость повышения качества медицинского обслуживания. Третья причина  состояла по существу в «крепостной» привязанности жителей к своим  районным, сельским и городским поликлиникам по месту жительства. Внедрение ОМС  в нашей стране дает возможность  выбора не только поликлиники, но и  лечащего врача. По данным только одной  страховой компании, 10% пациентов  предпочли сменить лечебное учреждение, к которому они были прикреплены. Страховые компании являются важным фактором поднятия качества медицинского обслуживания.

Обязательное медицинское  страхование финансируется исключительно из средств бюджетов всех уровней и страховых взносов предприятий, учреждений и организаций. Всем известно, что во многих районных поликлиниках бесплатную услугу получить довольно сложно. Вот за плату — пожалуйста. Причем ее оказывают те же самые врачи на том же самом оборудовании. Это является нарушением закона, который разрешает медицинским учреждениям оказывать платные услуги населению, но без ущерба для программ обязательного медицинского страхования. Что это за программа обязательного медицинского страхования? За последние годы юридически ничто не изменилось. Если кто-то из нас вдруг захочет полечиться в отдельной палате с персональной сиделкой и питанием на заказ или исследовать на дорогостоящем оборудовании свой организм без всяких на то показаний, то ему необходимо платить.

ОМС – это государственная  система социальной защиты интересов граждан в охране здоровья. Основная цель ОМС – обеспечить гражданину при возникновении ситуации, требующей медицинской помощи, ее получение за счет финансовых средств, аккумулированных в фондах (территориальных и федеральном) обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства системы  ОМС формируются из поступлений  страховых взносов от работодателей, а также платежей из бюджета на неработающее население.

ОМС обеспечивает всем гражданам  РФ, независимо от пола, возраста, места  проживания и социального статуса  равные возможности в получении  медицинской помощи, предоставляемой  за счет финансовых средств ОМС в  объеме и на условиях, соответствующих  программам обязательного медицинского страхования (ОМС).

Территориальная программа  ОМС – это документ, определяющий гарантированный объем оказания гражданам бесплатной медицинской  помощи за счет средств обязательного  медицинского страхования.

Информация о работе Социально-экономическая сущность обязательного медицинского страхования