Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:50, реферат
Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств является наиболее известным видом страхования гражданской ответственности, начавшим бурно развиваться в 20-е годы нашего столетия, когда стала возрастать интенсивность автомобильного движения и увеличился риск дорожно-транспортных происшествий. В большинстве развитых стран оно проводится в настоящее время в обязательной форме, которая во многих европейских государствах (Финляндии, Норвегии, Дании, Великобритании, Германии и др.) была введена еще до Второй мировой войны.
Введение 3
1. Гражданская ответственность автовладельцев. Порядок и условия добровольного страхования 5
2. Место страхования автогражанской ответственности среди других видов автострахования 8
3. Социально-экономическое значение страхования автогражданской ответственности 13
4. Предложения по совершенствованию системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Библиография 24
Суммы ущерба от повреждения или гибели имущества, увечья при ДТП часть весьма значительны, поскольку необходимо компенсировать пострадавшим не только утраченный заработок, но и расходы на лечение. А, учитывая, что нередко виновный может быть неплатежеспособным, оплачивать предстоящие расходы вынужден будет сам пострадавший. Если сам пострадавший в результате ДТП стал инвалидом и не может зарабатывать, то виновник аварии может ухудшить его материальное положение на всю оставшуюся жизнь. Еще более тяжелая ситуация может сложиться, когда в результате ДТП погиб человек и вся семья осталась без кормильца. Государственная пенсия в этом случае не способна существенно поддержать материальное положение пострадавших, а взыскать необходимые средства с виновного, как правило, очень трудно, а порой и невозможно.
При ДТП материальные потери несут не только потерпевшие, но и сам виновник происшествия и члены их семей, так как по решению суда на протяжении многих лет с них могут взыскиваться довольно крупные суммы.
В настоящее время в большинстве случаев не имеют страховой защиты материальные интересы государственных, муниципальных, общественных и других организациях, которым также причиняется материальный ущерб владельцами автотранспортных средств. Эти организации часто несут потери, которые они вынуждены списывать как убытки.
Таким образом, введение страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств отвечает интересам как общества в целом, так и населения. Это позволит за счет ежегодных страховых взносов владельцев средств транспорта создать страховой фонд, который будет находиться в распоряжении страховщиков, из которого будет возмещаться ущерб, нанесенный третьим лицам при эксплуатации транспортных средств их владельцами. В случае ДТП не владелец автомобиля - виновник происшествия возмещает ущерб, а страховщик.
Таким
образом, страхование автогражданской
ответственности имеет
Обязательное
страхование автогражданской ответственности
является очень многогранным механизмом,
затрагивающим интересы большого числа
сторон. Во-первых, это потенциальные
пострадавшие в ДТП. Сейчас они не имеют
никаких гарантий возмещения причиненного
вреда. Судебные процедуры очень длительно
трудны, а исполнение судебных решений
зачастую становится неразрешимой проблемой.
Эта группа лиц наиболее заинтересована
во введении обязательного страхования,
и она не гак мала, как может показаться
на первый взгляд. Ежегодно на дорогах
России гибнет порядка 33 тысяч человек,
а более 200 тысяч получают в результате
ДТП повреждения здоровья разной тяжести.
Ежегодный имущественный ущерб от ДТП
составляет порядка 150 млрд. руб. (по данным
за 1999 год.). Потенциально к данной группе
может быть отнесен каждый гражданин.
Вторую группу заинтересованных составляют
сами владельцы автотранспорта. В отличие
от большинства стран наличие автотранспорта
в России еще не свидетельствует о принадлежности
владельца к обеспеченным слоям общества.
В том числе и поэтому страхование автогражданской
ответственности в качестве услуги не
имеет значительного спроса. Данный факт,
совмещенный с отсутствием страховой
культуры, позволяет сделать вывод, что
подавляющим числом автовладельцев обязательное
страхование будет восприниматься как
еще один "побор". Штрафы и иные санкции
при отсутствии обязательного страхования
усилят негативное отношение к нему со
стороны рассматриваемой группы лиц. Значительный
интерес в вопросах обязательного страхования
автогражданской ответственности принадлежит
государству Не имея возможности обеспечить
в полной мере исполнение судебных решений
по возмещению вреда, причиненного гражданам
и юридическим лицам в ДТП, оно заинтересовано
во введении такого обязательного страхования.
Такая мера снизит давление и на систему
социального обеспечения, уменьшит расходы
о ряду бюджетных статей. С другой стороны,
принимая во внимание тяжелое материальное
положение большей части населения и предприятий,
введение дополнительного обязательного
платежа является явно не популярной мерой.
К сожалению, до настоящего времени
в понимании государственной власти дополнительные
обременения, связанные с обязательным
страхованием, перевешивают его положительный
социальный эффект. Безусловно. для преодоления
этого заблуждений требуется проведение
серьезной разъяснительной работы с самых
разных слоях общества
Федеральный
закон “Об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств“ вступает в действие
с 1 июля 2003 года. Обязательное страхование
ответственности автовладельцев — непременный
атрибут цивилизованной страны - станет
нормой и для нашего общества. Принятие
закона назрело давно и можно только приветствовать
тот факт, что дело сдвинулось с мертвой
точки. Введение обязательного страхования
наконец-то наведет порядок в той области
человеческих взаимоотношений, где ответственность
за свои действия сейчас не несет практически
никто. Цель закона - создать юридические
основы для реальной защиты прав пострадавших
от дорожно-транспортных происшествий
на возмещение вреда, причиненного их
жизни, здоровью или имуществу при использовании
транспортных средств иными лицами. Это
значит, что вскоре на местах аварий вместо
"разборок" мы сможем наблюдать картину,
знакомую пока лишь по западным фильмам:
водители, мирно обменивающиеся визитками
страховщиков. Именно они, а не участники
аварии будут рассчитываться за последствия
ДТП.