Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 18:41, контрольная работа
Рыночные преобразования в экономике России вызвали коренное изменение роли и места страхования в системе мер, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов, населения и российского государства в целом. Развитие отечественного страхового рынка стало одной из важных задач экономического реформирования страны. Ее решение способно во многом обеспечить непрерывность общественного воспроизводства.
ЗАДАНИЕ 1
Введение
Рыночные преобразования в экономике России вызвали коренное изменение роли и места страхования в системе мер, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов, населения и российского государства в целом. Развитие отечественного страхового рынка стало одной из важных задач экономического реформирования страны. Ее решение способно во многом обеспечить непрерывность общественного воспроизводства.
Система воздействия на страховой рынок со стороны государства в России до сих пор окончательно не сформировалась. Неустойчивость этой системы вызвана не только внутренними факторами его развития, но и является прямым следствием макроэкономических процессов, наблюдаемых в реформирующейся экономике страны.
Актуальность темы предопределена также незавершенностью разработки теоретической основы страхования вообще и выявления его особенностей в России, в частности.
Важно подчеркнуть особый характер внешней сферы развития российского рынка страховых услуг. В условиях переходного периода полного осознания необходимости страхования у российского населения еще нет. Оно носит фрагментарный характер. Общественная потребность в этом виде услуг значительна, но организационно она лишь начинает формироваться. Очевидно в этом одна из причин односторонности, а следовательно, и шаткости государственной политики в области страхования.
Вместе с тем, многие аспекты рынка страховых услуг и его государственного регулирования в теоретическом и методологическом плане исследованы недостаточно. Многообразие различных аспектов страхования, актуальность поиска новых подходов к решению проблемы эффективности государственного регулирования рынка страховых услуг обуславливает важность проведения дальнейших научных исследований в этом направлении.
На протяжении всего исторического пути развития человеческое общество в каждой сфере своей деятельности сталкивается с разногласиями между природой и человеком, а также между отдельными субъектами общественных отношений. Эти разногласия предопределяют появление неблагоприятных событий - рисков, среди которых выделяют стихийные бедствия и несчастные случаи.
Отношения, которые складываются в обществе по этому поводу, имеют объективный характер и в своей совокупности формируют содержание экономической категории "страховая защита".
Специфика этой категории обусловленная такими признаками: случайностью риска; необычностью причиненного вреда; возможностью выражения вреда в натуральной или денежной форме; необходимостью предупреждения, преодоление следствий нежелательного события и возмещения причиненных ею убытков. Сущность страховой защиты состоит в накоплении и расходовании денежных и других ресурсов для осуществления мероприятий из предупреждения, преодоление или уменьшение отрицательного влияния рисков и возмещение связанных с ними потерь.
Для того чтобы система мероприятий по предупреждению, преодолению и возмещению потерь была реально возможной, необходимо часть валового продукта направлять на создание страхового фонда общества.
К фонду страховой защиты принадлежат централизованные натуральные и денежные резервы государства, децентрализованные фонды в части, которая используется на покрытие вреда, причиненного стихийными и другими непредусмотренными событиями, - самострахование, а также фонды, создаваемые методом страхования. в границах этих форм страховой защиты может существовать много видов фондов целевого назначения.
Размер и структура фондов, используемых с целью страховой защиты юридических и физических лиц, зависят от многих факторов. Прежде всего это - теоретические концепции формирования фонда, состояние развития экономики, соотношение между формами собственности, методы привлечения средств для реализации социальных программ, традиции населения, международные отношения и т.п..
Почти каждое министерство или ведомство на случай непредусмотренных обстоятельств имело в своем распоряжении фонды финансовой поддержки подчиненных им государственных предприятий. За счет ведомственных фондов могла предоставляться финансовая помощь на пополнение недостатка оборотных средств, которое возникало, как правило, из не зависимых от заемщика причин. Часто помощь предоставлялась на безвозвратных основах. Тем не менее предоставление такой помощи не регулировалось четкими нормами. Поэтому нередко средство шли на покрытие и таких убытков, которые предопределялось бесхозяйственностью в производственных формированиях, ошибочными решениями высших организаций.
На предприятиях целесообразно иметь фонд риска. Важно, чтобы средства, предназначенные для страховой защиты, постоянно находились в ликвидной форме.
Таким образом, необходимо отметить, что исследование факторов, которые влияют на конъюнктуру платежеспособного спроса на страхование в нашей стране, является ключевым условием для нахождения удовлетворительного ответа на вопрос о перспективах страхового бизнеса в России.
«Страховой и фондовый рынок в современных условиях - это две теснейшим образом взаимно переплетенные системы. Масштабы денежных потоков среднего зарубежного страховщика на фондовом рынке часто бывают сопоставимы с объемом его операций с клиентами по прямому страхованию и превышают размеры перестраховочных операций. Статистика говорит о том, что без доходов от участия в операциях с ценными благами при сложившихся ценах и убыточности большинство западных страховщиков просто не смогли бы выполнять обязательства перед клиентами.
Казалось бы, страховой и фондовый рынки - это непосредственные конкуренты за, в сущности, ограниченные средства инвесторов, в том числе такие стратегические источники, как временно свободные средства институциональных инвесторов или пресловутые "чулочные" сбережения населения. Каким же образом эти "конкуренты" оказались в положении, когда один не только не мешает развитию другого, но и, напротив, оказывает на него самое благоприятное влияние? Ответ на этот вопрос лежит в общей сущности финансового перераспределения, которое проходит как с помощью страхования, так и через инструменты фондового рынка.
В принципе такая общность характерна для всех финансовых рынков как особых механизмов стоимостного распределения, а точнее - перераспределения денежных потоков. При этом они являются в определенном смысле альтернативными возможностями для инвестора, так как нередки случаи, когда фактически одинаковую финансовую услугу можно приобрести и у страховщика, и у брокера, и у финансового консультанта, и в негосударственном пенсионном фонде, и в банке. Таким образом, при одинаковых сущности и содержании операций, различны только формы их предоставления и оформления (маркетинговой "упаковки"). Однако такая альтернативность - это не столько конкуренция, сколько взаимное переплетение разных финансовых структур в пользу друг друга, объединение сетей продаж своих услуг. Ресурсы же, аккумулируемые через страховой или любой другой финансовый рынок, в конечном итоге все равно движутся в одном направлении, а именно в сферу реального производства, так как только там производится совокупный общественный продукт, создается новая стоимость, а все финансовые рынки ее только обслуживают или распределяют. (В развитых странах движение капитала в производственную сферу идет в основном через рынок ценных бумаг, но возможны и другие пути.)
Более того,
многими зарубежными специалистами сейчас
отстаивается идея комплексного финансового
сервиса, предоставляемого клиентам в
рамках крупных финансово-инвестиционно-
К сожалению, в России все эти проблемы пока еще рассматриваются чаще под рубрикой "Зарубежная практика" или, в лучшем случае, "Перспективы развития рынка".
Инвестиционные возможности страховщиков на рынке ценных бумаг используются недостаточно, прежде всего в силу слабости самого фондового рынка. Разработка специальных "страховых" ценных бумаг ведется еще со времен августовского кризиса 1998 года и до сих пор не завершена. Западные комплексные финансово-страховые продукты к нашим условиям адаптируются плохо, а отдельные попытки отечественных страховщиков придумать что-то свое - пока единичные и не делают погоды на рынке. Однако необходимость, по примеру западных коллег, лучшего осознания пользы сотрудничества с другими финансовыми рынками и более широкого его применения в практике страхования сомнения не вызывает.
Все это подтверждает актуальность поднятого нами вопроса. Поэтому далее мы рассмотрим отдельные, наиболее значимые стороны взаимопроникновения страхового и фондового рынка.
В западной практике страховая компания - это финансово мощный субъект экономики, а следовательно серьезный институциональный игрок на рынке ценных бумаг. При этом инвестиции в ценные бумаги осуществляются как за счет средств страховых резервов, так и из собственных средств страховщиков. При этом общий ежегодный объем инвестиций страховщиков в ценные бумаги может даже значительно превышать объем собранной премии.
Особенность роли страховщиков как покупателей на рынке ценных бумаг в том, что будучи, по сути, универсалами, способными по своему финансовому положению вести абсолютно любые инвестиционные операции - от краткосрочных до долгосрочных, от сверхрискованных до безрисковых и т.п., страховые компании па деле оказываются весьма консервативными инвесторами.
Рискованная инвестиционная политика в условиях принятой на Западе прозрачности инвестиций для клиента поставит под угрозу сбыт страховых продуктов. Хотя страховщик -покупатель чужого риска, рисковать сам он не имеет права. Погоня за сверхдоходностью обойдется ему не только в финансовые потери, которые, кстати, при умелом подходе и в нормальной экономической обстановке вовсе не обязательны. Кроме того, расплатой за инвестиционную неразборчивость будет потеря самого главного - доверия клиентов, их уверенности в надежности компании, что в конечном итоге гораздо важнее.
Заключение
Происходящие в России преобразования экономики и политической структуры обостряют многие проблемы. В обществе продолжается более активное расслоение по уровню жизни, обостряются многие социальные проблемы.
Падает уровень жизни многих категорий населения и соответственно увеличивается число людей, которым необходимы различные виды социальной поддержки. Вместе с тем существует устойчивая тенденция сокращения бюджетных ассигнований, направляемых на эти цели.
В нашей стране сложившаяся в советский период система социальной защиты населения при происходящих переменах в России не может отвечать нуждам и потребностям общества, так как она во многом уже исчерпала себя. Уровень совокупного дохода зачастую не достигает прожиточного минимума, снизился уровень охраны труда, медицинского обслуживания, социального страхования. Это привело к ухудшению социальной защищенности всего населения, как работающего, так и неработающего (пенсионеров, инвалидов, домохозяек и т.д.).
Стране необходима комплексная система страхования, которая бы предполагала:
- приоритет развития реальной экономики;
- использование
накоплений населения и
- повышение
уровня жизни населения на
основе роста
- формирование
современной системы наук, образования,
здравоохранения на основе
- максимальное
расширение контактов России
с другими странами при
Предпосылками для дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития. Во-первых, укрепление негосударственного сектора экономики: частный предприниматель (собственник) в силу своей экономической обособленности от государства вынужден страховать свои риски. Во-вторых, источником спроса на страховые услуги является рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования жилищного строительства, а также приватизация государственного жилого фонда. В-третьих, важным источником развития страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования. И наконец, в-четвертых, снятие "железного занавеса" между Россией и странами мира многократно увеличило поездки граждан за рубеж (круизы, туры, шопинг-туры, спортивные выступления, отдых, деловые поездки и т. п.), что в свою очередь требует увеличения и качественного совершенствования страховых услуг, профессиональной подготовки кадров в области страхования.