Страхование предметов искусства и антиквариата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Страхование культурных ценностей - произведений искусства, антиквариата и предметов коллекционирования – это специфический вид страхования по сравнению с автострахованием или каким-либо другим видом страхования. Некоторые страховые компании, несмотря на специфику работы по этому виду страхования, оказывает помощь и консультации по вопросам страхования, экспертизы и оценки предметов искусства и антиквариата.
Кратко страхование культурных ценностей можно описать так:
1) экспертиза,
2) оценка,
3) страховая защита.

Содержание

Часть 1: Современное состояние страхового рынка России...................3
1.1. Краткая характеристика страхового рынка РФ: его участники......3
1.2. Основные показатели состояния страхового рынка России...........6
Часть 2:
2.1. Краткая характеристика страхования предметов искусства и антиквариата..........................................................................................................10
2.2. Состояние развития в РФ страхования профессиональной ответственности …………………………………………………........................12
2.3. Факторы, определяющие принцип страхования, страховую сумму......................................................................................................................16
2.4. Перспективы развития страхования антиквариата в России..........19
Вывод - эссе ……………………………………………………………....23
Список используемой литературы……………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Страхование.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.4. Перспективы развития страхования антиквариата в  России

 

Российский рынок художественных ценностей растет год от года. Приобретение предметов антиквариата становится одним из самых выгодных способов вложения денежных средств - 10-20% годовых. Все больше появляется коллекционеров, увеличивается число частных галерей, корпоративных собраний. Российские граждане с высоким уровнем дохода, желая повысить свой имидж, все чаще интересуются предметами искусства с целью их приобретения. Соответственно, и вниманием страховщиков этот сектор также не обойден.

Если раньше основными клиентом одной-двух страховых компаний, занимающихся страхованием культурных ценностей, были музеи, вывозившие свои экспозиции за рубеж, то теперь на арену страхования могли бы эффектно выйти частные коллекционеры и, а также побороть мифические страхи перед потерей конфиденциальности сделок,  
Не решен был до недавних пор вопрос оценки и атрибутирования коллекционных предметов. Некоторые эксперты утверждают, что более 70% антиквариата, находящегося сегодня в частных руках, является подделкой. Одни владельцы не подозревают об этом и продолжают гордиться своими "раритетами", другие - просто не хотят разочарований. Слой "продвинутых" коллекционеров, которые решили для себя указанные проблемы и застраховались, пока исключительно скромен и составляет от 5 до 10%. Так на что же может рассчитывать владелец антикварных ценностей, решивший защитить себя финансово на случай непредвиденных обстоятельств. 
       Предлагаемые страховые программы предусматривают полную и всестороннюю защиту предметов искусства практически по всем видам рисков: на случай повреждения и утраты в результате пожара, удара молнии, взрыва газа, действия воды, стихийных бедствий, кражи со взломом и противоправных действий третьих лиц. [3] 

От этих рисков можно застраховать различные произведения искусства: картины, гравюры, гобелены, старинные ковры, скульптуры и предметы из мрамора и бронзы, антикварную мебель, редкие книги, старинное серебро, фарфор, подшивки журналов и газет, фотографии и многие другие ценные предметы. При этом если поврежден или утрачен один из парных предметов (один из двух каминных подсвечников), то оплачивается стоимость обоих

 Экспонаты выездной  экспозиции страхуются, что называется, от гвоздя до гвоздя - на период  упаковки, транспортировки, распаковки, экспонирования, обратной упаковки. Такого вида полисы называются "поплавочными".  
     Однако, если коллекционная вещь подвергалась реставрации, восстановлению, внесению каких-либо иных изменений, то убытки, которые повлекли эти манипуляции, оплачены не будут,. Не покрываются также убытки в результате естественного износа предмета или прогрессирования в нем ранее имевшихся дефектов. Не стоит рассчитывать на страховое возмещение владельцу антиквариата в случае его конфискации, экспроприации, ареста, задержания и изъятия, а также предъявления к нему претензий со стороны третьих лиц, которые оспаривают право собственности на данные произведения искусства".

Стоимость страхования колеблется в пределах от 0,25 до 2% от стоимости вещи в год. Но если страховщик квалифицирует условия хранения страхуемых предметов как недостаточно удовлетворительные, то тариф может оказаться и выше - до 4%.

Уже сегодня, благодаря инициативам крупных страховщиков и при участии зарубежных андеррайтеров, созданы условия, когда наши коллекционеры, при желании, могут не выезжая из страны осуществить комплексную экспертизу и оценку стоимости принадлежащих им произведений искусства, а также получить подтвержденную гарантию подлинности произведения и полис высшего международного уровня.

Рынок страхования антиквариата начнет показывать впечатляющие результаты не раньше, чем через 3-5 лет Коллекционеры - народ недоверчивый и неторопливый, они должны присмотреться к новым веяниям рынка, оценить их привлекательность, просчитать выгоду". 

Хочется надеяться, что рост страховой культуры коллекционеров, а также положительные сдвиги в области страхования антиквариата сделают свое дело, и российские культурные ценности, находящиеся в частной собственности, получат, наконец, серьезную профессионально организованную страховую защиту. [7]

Российский рынок художественных ценностей растет год от года. Приобретение предметов антиквариата становится одним из самых выгодных способов вложения денежных средств - 10-20% годовых. Все больше появляется коллекционеров, увеличивается число частных галерей, корпоративных собраний. Российские граждане с высоким уровнем дохода, желая повысить свой имидж, все чаще интересуются предметами искусства с целью их приобретения. Соответственно, и вниманием страховщиков этот сектор также не обойден.

От этих рисков можно застраховать различные произведения искусства: картины, гравюры, гобелены, старинные ковры, скульптуры и предметы из мрамора и бронзы, антикварную мебель, редкие книги, старинное серебро, фарфор, подшивки журналов и газет, фотографии и многие другие ценные предметы. При этом если поврежден или утрачен один из парных предметов (один из двух каминных подсвечников), то оплачивается стоимость обоих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод – эссе

 

Страхование культурных ценностей, пожалуй, одна из самых индивидуальных услуг страховщиков. Ведь каждое произведение искусства или предмет старины неповторимы. Тем не менее, в России этот немассовый вид страхования в последнее время переживает подъем.

Коллекционирование предметов искусства и антиквариата давно уже стало не только хобби, но и хорошим вложением денег. Антикварная живопись, например, постоянно растет в цене, в среднем на 10—20% в год, поэтому является достаточно выгодной инвестицией. «Мы сейчас наблюдаем интереснейший процесс перелома сознания коллекционеров искусства и антиквариата, — отмечает руководитель направления страхования культурных ценностей компании „АльфаСтрахование“ Андрей Куча. — Они не только осознают свою ответственность за сохранение принадлежащих им произведений, но и начинают осознавать экономическую ценность. С этим, в частности, связан интерес ряда частных лиц и институций к коллекционированию». [9]

Частные коллекционеры всегда осторожно относились к страхованию принадлежащих им ценностей, ведь заключение договора страхования подразумевает, во-первых, раскрытие информации о коллекции и ее стоимости, а во-вторых, проведение предстраховой экспертизы для определения подлинности принимаемых на страхование произведений искусства. В ходе экспертизы иногда определяется и подделка. «Вообще, коллекционеры не склонны страховать коллекции: им ни к чему лишнее внимание и огласка, а информация о коллекции вполне может попасть в криминальные руки. А ведь известно, что рынок антиквариата очень сильно криминализирован».

Система налогообложения тоже мало располагает к выходу любителей прекрасного из тени: добавлять лишнюю строку в декларацию и платить дополнительный налог на имущество они не спешат, предпочитая хранить антикварные ценности по углам и чуланам. Вместе с тем они берут на себя риск расстаться со своей коллекцией в одночасье: пожар, наводнение, ограбление — и от дорогостоящего собрания останутся лишь воспоминания.

Основные причины отказа от сделок частников со страховщиками — отсутствие у коллекционеров сопроводительной документации или серьезные сомнения в ее юридической силе, а также уверенность владельцев ценностей в том, что хранимые произведения искусства и антиквариата надежно защищены. Имеет значение и нежелание афишировать факт хранения ценностей и тем самым подвергать их опасности, боязнь дознаний со стороны налоговой инспекции, нежелание или отсутствие возможности оплачивать расходы по страхованию и оценке предметов, а также подозрения, что хранимые вещи, приобретенные нелегальным путем, числятся в розыске.

Следует отметить, что кражи экспонатов из музеев происходят достаточно редко, при этом каждое хищение подобного рода сразу становится событием. Гораздо чаще шедевры воруют у владельцев частных коллекций, но лишь очень немногие из них страхуют свои сокровища.

 В западной Европе весьма распространено страхование предметов искусства и антиквариата. Но то, что естественно для Запада, может совершенно не прижиться в России. Российские коллекционеры опасаются страховать свои дорогостоящие и особо ценные произведения искусства. Хотя подсчет процента незастрахованных частных коллекций – дело довольно сложное, но, по мнению специалистов, он достигает 90%.

Застраховать частную коллекцию способны немногие российские страховые компании. Проблема заключается в том, что по закону, максимальная выплата, которую разрешено делать страховщику, это 10% от его собственных средств. В подобных ситуациях на помощь приходят перестраховочные компании. [2]

Перед страхованием произведение искусства или антиквариат, должно быть проверено у профессионального оценщика и искусствоведа. Первый скажет объективную его стоимость, а второй определит подлинность объекта страхования. 

В связи с тем, что объективная оценка стоимости страхуемого имущества – ответственное занятие, то и услуги оценщиков стоят недешево. Кроме этого, страховщики могут потребовать, в случае такой возможности, от клиента предоставления чека о покупке произведения искусства. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и источников

 

1. Закон РФ  от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации  страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями).

2. Закон РФ  от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском  страховании граждан в Российской  Федерации" (с изм. и доп.).

4. Гвозденко А.А. Страхование. Учебник. - М.: проспект, 2004. - 410с.

3. Журавлев Ю.М. Страхование профессиональной ответственности. М.: Юкис, 2008.

5. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие. 2-е изд. доп. и  перераб. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 320с.

6. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 312с.

7. Худяков А.И. Теория страхования: Учебное пособие. - М.: Статус, 2010. - 656с.

8. Шахов В.В. Страхование. Учебник  для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 311с.

9. Щербаков В.А. Страхование: учебное  пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 312с.

 


Информация о работе Страхование предметов искусства и антиквариата