Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:08, курс лекций
В настоящее время в России активно развивается такой сектор экономики, как страхование, выступающий неотъемлемым элементом рыночных отношений. Страховой рынок представляет собой сферу особых экономических отношений, складывающихся между страхователями (застрахованными лицами, выгодоприобретателями), которые нуждаются в силу возможного случайного наступления неблагоприятных для их материальных, нематериальных ценностей событий в страховой защите имущественных интересов, и страховщиками, которые обеспечивают ее за счет использования ими в этих целях страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями денежных взносов (страховых премий).
Страховой рынок РОССИИ
В настоящее
время в России активно развивается такой
сектор экономики, как страхование, выступающий
неотъемлемым элементом рыночных отношений.
Страховой рынок представляет собой сферу
особых экономических отношений, складывающихся
между страхователями (застрахованными
лицами, выгодоприобретателями), которые
нуждаются в силу возможного случайного
наступления неблагоприятных для их материальных,
нематериальных ценностей событий в страховой
защите имущественных интересов, и страховщиками,
которые обеспечивают ее за счет использования
ими в этих целях страховых фондов, формируемых
из уплачиваемых страхователями денежных
взносов (страховых премий).
Следует отметить, что наметившаяся с начала 2000-х годов тенденция сокращения числа действующих страховых компаний (главным образом за счет ухода с рынка мелких страховщиков) продолжилась в 2012 году. В 2011 году было зарегистрировано 572 компании, что на 114 компании или 19,9 % больше, чем в 2012 году.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Основной целью
стратегии правительство
Развитие страхования должно повысить экономическую стабильность общества и уровень социальной защищенности граждан, привлечь инвестиционные ресурсы в экономику.
Эти цели можно достичь через решение ряда задач, в том числе создав условия для развития добровольных видов страхования, внедрив новые подходы, направленные на удовлетворение массовой потребности в страховых продуктах, сформировав добросовестную конкуренцию, обеспечив баланс интересов всех участников рынка и потребителей.
В документе отмечается необходимость создания эффективных механизмов досудебного урегулирования споров, сокращения предпосылок для возникновения споров между страховщиками и потребителями.
НА ЧТО СТАВКА
В стратегии делается ставка на добровольные виды страхования, и именно их развитие правительство намерено стимулировать.
При этом страховщики должны повысить свою ориентированность на клиента и переключиться на удовлетворение потребностей в страховой защите всех категорий потенциальных страхователей и реализацию основной функции страхования - возмещение убытков.
Страховые компании должны расширить свои продуктовые линейки, и расширить возможности для приобретения страховых услуг, в том числе малообеспеченными гражданами, а также проживающими на отдаленных территориях.
Для упрощения понимания страховых услуг для потребителей рекомендуется расширить практику применения стандартных условий добровольного страхования.
Правительство
считает, что реализация мер стратегии,
приведет к большему охвату страхованием,
обеспечит доступность страховы
Участники страхового рынка
По данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) , в едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 декабря 2012 года зарегистрированы 469 страховщиков, из них 458 страховые организации и 11 обществ взаимного страхования. Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 450 страховщиков, 7 не проводили страховые операции, 12 не представили статистическую отчетность по форме № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-декабрь 2012 года" по электронной почте.
В 2012 году продолжилось сокращение числа
действующих страховых
Кроме того, количество страховых брокеров за прошедший год снизилось на 5% - до 172.
Сокращение количества участников не повлияло на общие показатели страховщиков. Согласно данным ФСФР, общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2012 год составила соответственно 809,06 и 369,44 млрд. руб. (121,0% и 121,0% по сравнению с 2011 годом). Темп роста страховых премий и выплат по обязательным видам страхования за 2012 год по сравнению с предыдущим годом рассчитан без учета обязательного медицинского страхования за 2011 год.
В первой десятке лидеров рейтинга
крупнейших страховщиков за 2012 год
произошли небольшие
Крупнейшие страховые компании России по объему страховых премий в 2012 году | ||||
№ |
Наименование страховой |
Объем страховых премий в 2012 году, млн. руб. |
Объем страховых премий в 2011 году, млн. руб. |
Изменения, ( %) |
1 |
"РОСГОССТРАХ" |
97 431,79 |
84 304,69 |
15,57 |
2 |
"СОГАЗ" |
75 994,36 |
54 921,39 |
38,37 |
3 |
"ИНГОССТРАХ" |
67 806,25 |
52 769,33 |
28,50 |
4 |
ОСАО "РЕСО-ГАРАНТИЯ" |
51 828,07 |
44 935,38 |
15,34 |
5 |
"АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ" |
34 159,51 |
28 233,28 |
21,00 |
6 |
СОАО "ВСК" |
33 579,26 |
29 676,82 |
13,15 |
7 |
"СОГЛАСИЕ" |
33 303,72 |
25 709,44 |
29,54 |
8 |
"АЛЬЯНС" |
25 028,08 |
21 522,54 |
16,29 |
9 |
ООО СК "ВТБ Страхование" |
22 786,63 |
8 530,85 |
167,11 |
10 |
ОАО "Страховая группа МСК" |
19 953,43 |
19 424,71 |
2,72 |
Рост объемов страховых премий отмечается у всех компаний из десятки лидеров, но у отдельных страховщиков он был не значительным, что негативно отразилось на месте участника в рейтинге. Так, объем страховых премий в 2012 году компании "ВСК" вырос только на 13,15% (до 33,6 млрд. руб.), что определило ее позицию на шестом месте, тогда как по итогам 2011 года этот участник занимал пятую строчку. Одну позицию потеряла и компания "Страховая группа МСК", занявшая в обновленном рейтинге 10 место, а не 9, как это было по итогам 2011 года – объем премий в 2012 году вырос у этой компании только на 2,72% (до 19,95 млрд. руб.). Одновременно, значительный прирост объема страховых премий СК "ВТБ Страхование" (+167,11%) привел эту компанию в десятку лидеров 2012 года, где она заняла 9 место, отодвинув на 10 позицию "Страховую группу МСК" и вытеснив из списка Top10 компанию "Ренессанс Страхование", которая по итогам рейтинга 2011 года занимала 10 строчку.
В рейтинге 100 крупнейших страховщиков за 2012 год наибольший рост страховых премий произошел у компании ООО СК "БАСТИОН-ЛАЙН" - с 4,3 млн. руб. в 2011 году до 732,2 млн. руб. в 2012 году, что составляет 17 130,49%. А наибольшее снижение объема премий из Топ 100 (- 43,89%) зафиксировано у компании ООО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО "МАЯК".
В 2012 году объем страхового рынка, который пришелся на долю 50-ти крупнейших страховщиков, составил 86,84% страховых премий (или 702,59 млрд. рублей) от общей суммы собранных премий по всем видам страхования в целом по РФ, и 88,95% выплат (или 328,62 млрд. рублей). На 10 крупнейших страховых компаний в 2012 году приходилось 57,09% (или 461,87 млрд. рублей) собранных страховых премий и 62,83% выплат (или 232,14 млрд. рублей). На долю компаний вне топ-50 в 2011 году пришлось 13,16% страховых премий (106,47 млрд. рублей) и 11,05% выплат (40,81 млрд. рублей).
Уровень концентрации рынка по итогам 2012 года по собранным премиям (без ОМС), %
В 2012 году продолжился дальнейший рост уровня концентрации рынка. Рыночная доля компаний из топ-50 увеличились по сравнению с 2011 годом на 2,37%.
Динамика уровня концентрации российского страхового рынка. Рыночная доля компаний из топ-50, %
Лишь немногие средние и небольшие страховщики смогли достойно конкурировать с лидерами рынка. Основная причина – перераспределение спроса страхователей в пользу надежных компаний.
По данным ФСФР в 2012 году на отечественном рынке перестрахования работало 107 компаний. Их число сократилось на 24% по сравнению с данными за 2011 год (140 компаний).
В 2012 году лидером российского перестраховочного рынка стала компания СОГАЗ (15,2% от общего объема собранных премий в данном сегменте страхования), которая вытеснила на второе место Ингосстрах (11,3%). Последнее место в тройке лидеров по итогам 2012 года заняла компания Москва Ре (6,5%).
В 2012 году продолжился рост уровня концентрации российского перестраховочного рынка – рыночная доля компаний топ-10 выросла с 35% в 2007 году до 57% в 2012 году:
Уровень концентрации перестраховочного рынка в 2012 году достиг уровня соответствующего показателя рынка прямого страхования (57,09%).
Структура страхового рынка
В целом в структуре собранных премий в 2012 году у всех компаний первой десятки лидеров наибольшую долю по-прежнему составляет добровольное страхование имущества (46,1% от общего объема рынка).
Лидерами на рынке добровольного личного страхования (22,5% от общего объема рынка) в 2012 году стали СОГАЗ и "Дженерали ППФ Страхование жизни". Этими двумя участниками было собрано 20,79% от всего объема премий в данном сегменте страхования.
Лидерами в добровольном страховании ответственности (3,7%) по итогам 2012 года выступают "Ингосстрах" и "Росгосстрах" - ими собрано почти 23% от всего объема премий данного вида страхования.
На рынке обязательного
В структуре рынка медицинского страхования в 2012 году доля ОМС составила 86,6%, доля ДМС по-прежнему значительно ниже – 13,4% (14,0% за 2011 год).
В структуре страховых премий в 2012 году 18,5% пришлось на обязательные виды страхования (в том числе 15% составили премии по ОСАГО и 3,5% пришлось на остальные виды обязательного страхования) и 81,5% - на добровольные (в том числе 46.1% пришлось на страхование имущества, 22,5% - на личное страхование, 6,7% - на страхование жизни, 3,7% - на страхование ответственности, 2,5% - на страхование предпринимательских и финансовых рисков):
По данным ФСФР в 2012 году крупнейшими каналами продаж на российском страховом рынке были прямой канал (35,26%) и агентский (28,87%). При этом, самым динамично развивающимся и самым дорогим каналом продаж является банковский. Его доля составляет 13,12% от всех продаж, а по объему собранного комиссионного вознаграждения этот канал лидирует на рынке – 38,3% от общей суммы вознаграждений посредникам в 2012 году. Несмотря на то, что комиссия банкам значительно превышает средний размер комиссии страховым посредникам, доля этого канала продаж будет только увеличиваться. Рост продаж страховых продуктов активно планируют и сами банки за счет страхования жизни, страхования заемщиков по потребительским и ипотечным кредитам, автокаско. Как показал опрос "Эксперта РА", почти половина банков ожидают, что не позднее 2015 года более 10% прибыли они будут получать за счет страховщиков.
Спецификой российского страхового рынка является крайне низкая доля брокерского канала продаж (3,87% во взносах). Объем страхового вознаграждения, полученного брокерами за 2012 год составил лишь 4,8 млрд рублей. Основные причины слабости брокерского канала продаж заключаются в отсутствии регулирования, проблеме использования чужих баз данных и высокой доли мошенничества. Его будущее развитие зависит от изменения нормативной базы и законодательного закрепления ответственности.
Новой тенденцией для российского рынка розничного страхования стало расширение круга не страховых посредников. Если еще несколько лет назад круг не страховых посредников ограничивался банками, автодилерами и турфирмами, то сейчас страховые компании практически везде пытаются найти себе партнера . Купить страховые полисы предлагают авиакомпании и телекоммуникационные компании, агентства недвижимости и т.д. Ранее в автосалонах продавались только полисы ОСАГО и каско, сегодня – полисы страхования от несчастных случаев, ДМС, страхования имущества.
До недавнего времени страхование через Интернет ассоциировалось лишь с прямым страхованием (direct-insurance). Однако, в 2011–2012 годах резко выросло число так называемых интернет-агентов – посредников, помогающих выбрать страховую компанию и купить полис через Интернет. Среди интернет-агентов можно выделить несколько типов компаний:
интернет-агенты – физические лица;
специализированные интернет-брокеры, собирающие на своем сайте предложения от нескольких страховых компаний;
не страховые интернет-агенты, продающие страхование как сопутствующую услугу .
Динамика страхового рынка
В целом 2012 год характеризовался ростом страхового рынка, причем нарастающими темпами. По данным ФСФР за 2012 год по сравнению с 2011 годом темп прироста взносов на российском страховом рынке составил 21% (без учета ОМС).
При
этом, квартальные темпы прироста
взносов демонстрировали
Соотношение выплат к собранным премиям, характеризующее убыточность портфеля страховой компании, как и в 2011 году, остается в пользу лидеров рынка – для первых десяти компаний оно составляет 50,3%, для ТОП-50 – 46,8%, а по рынку в целом – 45,7%. С показателем выплаты/премии более 100% 2012 год закончили 30 компании из 458 вошедших в рейтинг, с показателем менее 20% - 114 компаний. Таким образом, 25% компаний рынка выплачивало по страховым случаям менее 20% от суммы всех собранных премий. Среди ТОП-50 компаний отношение выплат к премиям менее 20% наблюдалось у 12 компаний, среди ТОП-10 ни у одной.
Наиболее динамичными видами страхования в 2012 году оставались страхование жизни (+19 млрд. руб.) и страхование от несчастных случаев и болезней (+ 25 млрд. руб.), темпы прироста по сравнению с 2011 годом составили 54,6 и 51,2% соответственно. Занимая 9% рынка, страхование от несчастных случаев обеспечило 17% общего прироста страховой премии. Доля страхования жизни в общей рыночной премии увеличилась до 7% с 5% в 2011 году. Занимая 7% рынка, страхование жизни обеспечило 13% общего прироста страховой премии.