Страховой рынок России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Многовековой опыт развития страхования убедительно доказал, что он является мощным фактором положительного воздействия на экономику.
Страхование - это стратегический сектор экономики.
Еще в период рабовладельческого строя владельцы имущества и рабов использовали страхование как способ защиты их от уничтожения силами природы, утраты в связи с грабежами и другими непредвиденными событиями.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные этапы развития страхового рынка в России.
Исторические аспекты формирования страхового рынка в России
Состояние страхового рынка на современном этапе
Проблемы и перспективы страхового рынка в России
Глава 2. Понятие страхового рынка.
Понятие страхового рынка и условия его существования
Структура страхового рынка и его виды
Внутреннее содержание и внешнее окружение страхового рынка. Управляемые и неуправляемые факторы
Глава 3.
Динамика развития рынка страховых услуг
Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации
Правовой аспект развития страхового бизнеса в России
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

1.  установление правосубъектности субъектов страховой деятельности;

2.  правовое регулирование страховых отношений;

3.  государственный надзор за осуществлением страховой деятельности;

4.  обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;

5.  пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке страховых услуг;

6.  обеспечение исполнения предписаний норм страхового законодательства.

Методами осуществления  государственного регулирования страховой  деятельности выступают те конкретные приемы и способы, посредством которых  государство осуществляет это регулирование (Рис. 2).

Рис. 2. Государственное  регулирование страхового рынка

Государственный надзор за страховой деятельностью  осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Государственный надзор за страховой деятельностью  на территории Российской Федерации  осуществляется Федеральной службой  страхового надзора. Государственное  регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и осуществлять контроль за страховым сектором экономики.

В соответствии с законодательством основными  функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью  являются:

1)  выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

2)  ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

3)  контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

4)  установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности.

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Министерством по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Государственный страховой надзор осуществляется в  целях соблюдения субъектами страхового дела страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений этого законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Страховой надзор основывается на принципах законности, гласности и организационного единства.

Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами. Нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового надзора, разъяснения органом страхового надзора положений страхового законодательства, единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информация о приостановлении или об ограничении действия лицензии, об отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела) и другая информация по вопросам страхового надзора подлежат опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора.

Страховой надзор включает в себя:

1)  лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2)  контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности; выдачу в течение 30 дней разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела;

3)  разработку и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;

4)  обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.

Для обеспечения  выполнения указанных функций органа страхового надзора на субъектов  страхового дела возлагаются определенные обязанности. Так, эти субъекты обязаны:

1)  представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;

2)  соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;

3)  представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

 

    1. Правовой аспект развития страхового бизнеса в России

Профессиональным  участникам страхового рынка необходимо иметь собственное максимально приближенное к реальности представление о будущем экономики в целом и страховании в России в частности. Без этого невозможно планировать деятельность любой страховой организации, привлекать инвестиции, нельзя рассчитывать на успех в повседневных делах.

Практически значимая оценка состояния и перспектив развития страхового бизнеса в России возможна при понимании и соблюдении как  минимум двух базовых условий:

·  страховая сфера является подчиненной частью экономики страны;

·  сама экономика страны находится в процессе смены модели функционирования, причем особый интерес представляет конечное состояние, которое по всем правилам стратегии тщательно замалчивается современной правящей элитой.

Нехватка квалифицированных  исследований состояния и перспектив развития экономических отношений в страховой сфере и настоящее время приводит к дезориентации юридической составляющей страховой науки, которая по определению является производным от экономической базы страхового рынка.

Одной из основных причин этого является неразвитость научной базы управления страховой деятельностью как на макро-, так и на микроуровне. Более всего отстает научное исследование экономических и правовых основ функционирования страхового бизнеса.

Страховой механизм уникален, так как он способен выполнять не только функцию страховой защиты имущественных интересов предприятий и граждан, но и решать многие макроэкономические задачи государства.

В России страхование  не является стратегической отраслью экономики, и его возможности  используются далеко не в полной мере (в РФ страхуется около 10% потенциальных рисков, в то время как в большинстве стран это составляет 90-95%). Это происходит в силу как объективных, так и субъективных причин, к которым относятся:

·  неэффективная система государственного управления в сфере страхования;

·  недостаточная поддержка отрасли со стороны государства;

·  неразвитая правовая база страхования в России;

·  отсутствие стимулов и предприятий и граждан к заключению договоров страхования;

·  особенности менталитета и психологического уклада россиян.

Так, можно выделить три формы осуществления государственного надзора за деятельностью страховых  организаций: лицензионная, контрольная  и статистическая.

Лицензионная  форма надзора регулируется процедурой принятия решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. Контроль за деятельностью страховых компаний осуществляют органы государственного надзора. Предметом контроля является ведение страховщиками финансовых операций, связанных с формированием страховых резервов, размещением активов. Статистическая форма надзора осуществляется на основании проверки финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора.

Осуществление страховой деятельности и надзора  за ней невозможно без развитой страховой базы. В течение последних трех лет на российскую сферу услуг оказывает влияние ряд законодательных инициатив, направленных на регулирование деятельности субъектов страхового рынка. Так, к июню 2006 г. страховщики обязаны были привести свои активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, в соответствии с новыми требованиями Правил размещения страховщиками средств страховых фондов[1]. До конца июня 2007 г. страховщики, созданные до середины февраля 2006 г., обязаны были привести активы в соответствие с новыми требованиями к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика[2]. Данные меры направлены, во-первых, на обеспечение финансовой устойчивости страховщиков и, во-вторых, на консолидацию страхового рынка, что позволит укрепить позиции страховщиков и стать стратегической отраслью экономики.

И наконец, отечественный страховой рынок – это явление экономической реальности. Экономическая реальность формируется объективными отношениями, а которые вступают участники рынка – страхователи, страховщики и государство. В этих отношениях реализуются их интересы. Необходимо обеспечить научное исследование экономических интересов страхователей, страховщиков и государства и определить конкретные пути такого их сочетания, которое шло бы на пользу развитию страхования в России.

Страхователи  являются главным источником существования и развития страхового бизнеса, поэтому бизнес и государство объективно должны быть заинтересованы в реализации интересов потребителей страховых услуг как основы жизнеспособности страховании в России. Если эта основа не будет развиваться, если она – будет разрушаться – не будет развиваться и непременно разрушится страховой бизнес, а значит, и рынок страхования в целом. Страховой бизнес в этой новой системе приоритетов должен выступать как главное средство воспроизводства страховых отношений, а государство – как главный институт, создающий для этого стимулы и формирующий основные условия развития рынка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в страховом деле произошли радикальные  изменения, вызванные реформами  в экономике.

В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.

В начале 90-х  годов в Российской Федерации  началось возрождение национального  страхового рынка, который продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12 января 1993 году. В это время был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 году Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.

В 1996 году Правительством Российской Федерации было принято Постановление «О первоочередных мерах по развитию страхового рынка в Российской Федерации», которым предусмотрен ряд мер направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В 1997 году разработали специальную целевую программу развития страхования рисков от крупных промышленных аварий и стихийных бедствий.

Подытоживая краткий  анализ современного состояния Российского  страхового рынка можно сделать  следующие выводы:

  1. В настоящее время отечественные страховые компании обладают недостаточной для страхования крупных промышленных рисков величиной собственного капитала.
  2. Страховые компании обладают достаточным резервом платежеспособности.
  3. Российский страховой рынок далек от насыщения, то есть существует значительный потенциал роста объема страховых услуг без ущерба для надежности и платежеспособности компаний.
  4. Проводимая инвестиционная политика страховых компаний является весьма рискованной.

Как следует  из данного обзора, проблема недостаточности  капитала отечественных страховщиков не может быть решена в ближайшее  время собственными средствами. Недавний кризис на финансовых рынках мира и России, в частности, не позволяет крупным коммерческим и банковским структурам активно включится в процесс укрупнения страхового капитала.

Выход может быть найден в  более широком привлечении иностранного капитала для обслуживания потребностей российской экономики в страховых услугах. Присутствие иностранных страховщиков на российском рынке может выражаться в нескольких формах:

  1. Участие в уставном капитале российских страховых компаний.
  2. Сострахование и перестрахование рисков у иностранных страховщиков.
  3. Прямое осуществление страхования иностранными компаниями на территории России.

Информация о работе Страховой рынок России