Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:43, курсовая работа
Страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется предложение и спрос на нее.
Страховой рынок можно рассматривать также:
как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества;
как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответствующих страховых услуг.
1. Понятие страхового рынка и условия его существования
2. Состояние страхового рынка, анализ развития и существующие проблемы страхования в Кыргызской Республике
3. Цели, задачи и направления развития страхования в Кыргызской Республике
3.1 Политика по развитию добровольного и обязательного страхования в Кыргызской Республике
3.2 Политика по обеспечению надежности и финансовой устойчивости системы страхования в Кыргызской Республике
3.3 Политика по развитию инвестиционной деятельности страховых компаний в Кыргызской Республике
3.4 Политика стимулирования интереса страхования у населения, совершенствования налогообложения и подготовки кадров в Кыргызской Республике
3.5 Политика по развитию государственного регулирования и надзора в Кыргызской Республике
3.6 Политика по развитию взаимоотношений с международными организациями в области страхования в Кыргызской Республике
4. Ожидаемые результаты от реализации концепции
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Понятие страхового рынка и условия его существования
2. Состояние страхового
рынка, анализ развития и
3. Цели, задачи и направления
развития страхования в
3.1 Политика по развитию
добровольного и обязательного
страхования в Кыргызской
3.2 Политика по обеспечению
надежности и финансовой
3.3 Политика по развитию
инвестиционной деятельности
3.4 Политика стимулирования
интереса страхования у
3.5 Политика по развитию
государственного
3.6 Политика по развитию
взаимоотношений с
4. Ожидаемые результаты от реализации концепции
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ.
Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Рискованный характер общественного
производства - главная причина беспокойства
каждого собственника имущества
и товаропроизводителя за свое материальное
благополучие. На этой почве закономерно
возникла идея возмещения материального
ущерба путем солидарной его раскладки
между заинтересованными
Между тем жизненный опыт,
основанный на многолетних наблюдениях,
позволил сделать вывод о случайном
характере наступления
При этом чем большее количество хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходиться на долю одного участника. Так возникло страхование, сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка ущерба.
Наиболее примитивной формой раскладки ущерба было натуральное страхование, но по мере развития товарно-денежных отношений оно уступило место страхованию в денежной форме.
Раскладка ущерба в денежной
форме создавала широкие
1. ПОНЯТИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА И УСЛОВИЯ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Страховой рынок - это особая
социально-экономическая среда, определенная
сфера денежных отношений, где объектом
купли-продажи выступает
Страховой рынок можно рассматривать также:
как форму организации
денежных отношений по формированию
и распределению страхового фонда
для обеспечения страховой
как совокупность страховых
организаций (страховщиков), которые
принимают участие в оказании
соответствующих страховых
Объективной основой развития
страхового рынка является возникающая
в процессе воспроизводства потребность
обеспечения бесперебойности
Основаниями страхового рынка являются: свободная рыночная экономика, многообразие форм собственности, свободное ценообразование - расчет тарифных ставок, наличие конкуренции, свобода выбора, разработка и внедрение новых видов страховых услуг и т.д.
Обязательные условия существования страхового рынка:
наличие общественной потребности в страховых услугах - формирование спроса;
наличие страховщиков, способных удовлетворить эту потребность, - формирование предложения.
В связи с этим выделяют рынок страховщика и рынок страхователя. Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные звенья. Первичное звено страхового рынка - страховое общество или страховая компания. Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, проявляются экономические отношения, переплетаются личные, групповые, коллективные интересы.
Кроме того, на страховом рынке также действуют и другие его субъекты: перестраховочные компании, посредники страховщика - страховые агенты и брокеры (маклеры), различные объединения страховщиков: страховые пулы, союзы и т.д.
Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга, которая может быть представлена на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании).
Перечень видов страхования, представленных на страховом рынке, определяет ассортимент страховых услуг, включая дополнительные, индивидуальные условия по договорам страхования.
Структура страхового рынка и его виды.
Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах.
В институциональном аспекте структура страхового рынка представлена: государственными, акционерными, частными, корпоративными, взаимными и другими страховыми компаниями.
В территориальном аспекте структура страхового рынка характеризуется страховыми рынками:
* местным (региональным);
* национальным (внутренним);
* мировым (внешним).
По отраслевому признаку выделяют рынок страхования:
* личного;
* имущественного;
* ответственности.
В свою очередь каждый из рынков можно разделить на обособленные сегменты, например, рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и т.д.
Внутреннее содержание и внешнее окружение страхового рынка. Управляемые и неуправляемые факторы.
Страховой рынок как совокупность
страховых организаций
воздействие системы на среду. Таким образом, страховой рынок представляет диалектическое единство двух систем - внутренней системы и внешнего окружения.
К внутренней системе относятся следующие основные управляемые переменные:
страховые продукты (условия договоров страхования данного вида);
система организации продаж
страховых полисов и
гибкая система тарифов;
собственная инфраструктура страховщика.
К внутренней системе относятся также управляемые страховщиком переменные ресурсы:
материальные;
финансовые;
трудовые ресурсы страховой компании, которые определяют положение данного страховщика на рынке.
Внешнее окружение рынка - это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие. Страховщик планирует и проводит свою рыночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; последнее в свою очередь состоит из управляемых переменных, на которые страховщик может оказывать определенное воздействие, и неуправляемых составляющих, неподвластных влиянию страховщика.
К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие, относятся:
рыночный спрос;
конкуренция;
ноу-хау страховых услуг;
инфраструктура страховщика.
Важной составляющей внешнего
окружения, на которую направлено управляющее
воздействие страховой
между страховыми компаниями, между страховыми компаниями и другими финансово-кредитными учреждениями, между страховыми компаниями и нефинансовыми институтами.
При этом страховая компания может влиять на конкуренцию посредством факторов:
технического обслуживания: уровня обслуживания страхователей и договоров страхования;
уровня культуры, качества работы с клиентами страховой компании.
К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим внешней среды относятся:
научно-технический прогресс,
государственно-политическое окружение (стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку страхового дела),
состояние экономики (численность населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и т.п.),
социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д.),
конъюнктура мирового страхового рынка.
2. СОСТОЯНИЕ СТРАХОВОГО
РЫНКА, АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И
Формирование и становление национального страхового рынка, после обретения Кыргызской Республикой независимости, проходило в сложных условиях. За эти годы страховыми организациями Кыргызстана приобретен определенный опыт в осуществлении страхования и перестрахования.
На 1 января 2003 года в Кыргызской Республике осуществляют страховую деятельность 23 страховые организации. В их число входят 5 компаний с долей иностранного капитала, 3 компании - с иностранным капиталом, 15 компаний - с отечественным капиталом.
В республике действуют более 12 филиалов, при этом филиалы и представительства иностранных страховых организаций, а также специализированные перестраховочные организации отсутствуют.
Из действующих страховых организаций в гор.Бишкек зарегистрировано 20 страховых организаций, или 87% от их общего количества. В областях республики функционируют лишь 3 компании - 13% (по одной - в Джалал-Абадской, Чуйской и Иссык-Кульской областях).
Общие показатели национального страхового рынка за последние 6 лет (с 1997 года) показывают, что данный рынок имеет устойчивую положительную тенденцию роста.
Совокупный объем собранных страховыми организациями страховых платежей (страховых премий) в 2003 году по сравнению с 1997 годом увеличился в 7 раз. Если в 1997 году размер сбора премий составлял 20,9 млн. сомов, то в 2002 году - 143 млн. сомов (прирост - 584%).
За 2002 год структура объема поступивших страховых платежей по видам страхования составляет: по обязательным видам страхования - 9,6 млн. сомов, по добровольному личному страхованию - 57,6 млн. сомов, по добровольному имущественному страхованию - 75,8 млн. сомов. Анализ показывает, что объем страховых премий по добровольным видам страхования составил прирост более чем в 5,6 раза, в том числе по имущественному страхованию более чем в 12,3 раза.
Объем ежегодных страховых выплат по отношению к собираемым премиям, с 1997 по 2002 годы, составил:
в 1997 году - 19,6 млн. сомов или 94% от собранных страховых платежей,
в 1998 году - 15,8 млн. сомов или 62% от собранных страховых платежей,
в 1999 году - 35,1 млн. сомов или 28% от собранных страховых платежей,
в 2000 году - 51,6 млн. сомов или 34% от собранных страховых платежей,
в 2001 году - 68,2 млн. сомов или 52% от собранных страховых платежей,
в 2002 году - 60,9 млн. сомов или 43% от собранных страховых платежей.
Совокупность страховых выплат 1997 года по отношению к выплатам 2002 года имеет общую тенденцию снижения с 94% до 43%.
За время развития отечественного страхового рынка не было создано ни одной перестраховочной организации, как с отечественным, так и с иностранным капиталом, что не позволяет удерживать крупные риски в республике и, следовательно, снижать отток капиталов за рубеж по перестраховочным линиям. Страховой рынок республики в сфере перестрахования в основном ориентирован на иностранные рынки. Отношение уплаченных иностранным перестраховщикам страховых премий по договорам перестрахования к совокупному объему страховых премий, собранных в 2002 году, составил 33,3% (в 2001 - 30,4%). При этом отношение объема страховых платежей по перестрахованию на национальном страховом рынке республики к совокупному объему страховых платежей по перестрахованию составило в 2002 году лишь 1,2% (в 2001 году - 0,6%).