Сущность страхования и основные его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Жизненный опыт показывает, что, хотя непредвиденные и стихийные бедствия носят случайный и неравномерный характер, число пострадавших всегда меньше числа заинтересованных лиц или хозяйств. При таких условиях солидарная раскладка возможного ущерба между заинтересованными владельцами имущества существенно сглаживает последствия стихийных бедствий и случайностей. Чем больше заинтересованных лиц или хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходится на каждого участника. Так возникло страхование, сущность которого состоит в замкнутой раскладке возможного ущерба между заинтересованными лицами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………5
1.1 Сущность страхования и основные его виды…………………………….5
1.1.1 Понятие страхования…………………………………………………….5
1.1.2 Страховой рынок…………………………………………………………5
1.1.3 Формы страхования: добровольное и обязательное……………………6
1.1.3.1 Добровольное страхование…………………………………………….6
1.1.3.2 Обязательное страхование……………………………………………..7
1.2.1 Сущность и функции страхового рынка………………………………..8
1.2 Теоретические основы страхового рынка РФ…………………………....8
1.2.2 Участники страхового рынка…………………………………………....9
1.3 Особенности функционирования страхового рынка в РФ……………..10
1.3.1 Особенности развития страхового рынка в РФ……………………….10
1.3.2 Проблемы и современные тенденции функционирования страхового рынка Российской Федерации………………………………………………..11
1.4 Организационно-правовые основы страхового дела……………………11
1.4.1 Страховые фонды, формы их организации……………………………14
1.4.2 Страхование как часть системы финансовых отношений……………15
1.4.3 Функции страхования…………………………………………………..16
1.5 Приоритетные направления развития страхового рынка………………17
Заключение ……………………………………………………………………20
Список использованной литературы ………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. по страхованию.docx

— 45.00 Кб (Скачать файл)

До конца 80-х годов операции по страхованию в стране выполняли  две государственные страховые  организации — Госстрах СССР (Государственная  страховая организация) и Ингосстрах СССР (Государственная страховая  организация по операциям с иностранными страховщиками).

С принятием Закона СССР от 26 мая  1988 г. «О кооперации в СССР», в соответствии с которым кооперативам и их союзам разрешалось создавать кооперативные страховые организации, определять порядок, виды и условия страхования в стране стали создаваться страховые коммерческие организации и акционерные общества. Этим Законом было положено начало созданию в стране страхового рынка.

В 1991 г. были приняты законы РСФСР «О медицинском страховании» и «О налогообложении доходов от страховой деятельности», а в 1992 г. закон РФ «О страховании», который заложил новую правовую основу страхования.

 

1.3.2 Проблемы  и современные тенденции функционирования  страхового рынка Российской  Федерации

Рассматривая современное состояние  российского страхового рынка, следует  отметить, что отечественный рынок  можно определить в большей мере как перспективный, или потенциальный. Существуют разные мнения в оценках  его емкости или охвата страхованием рисковой составляющей отечественной  экономики. В одних источниках указывается, что в нашей стране застраховано всего 7% возможных рисков, традиционно подлежащих страхованию в развитых странах. В других — высказывают предположение о застрахованных 10% всех производственных фондов нашей страны и на этом основании делают вывод о потенциальной возможности восьми—девятикратного роста поступлений премий, даже при сохранении прежней глубины страхования (текущих страховых покрытий и страховых сумм).

Об уровне развития российского  страхового рынка можно судить по величине доли страховых услуг в  валовом внутреннем продукте (ВВП) страны. В экономически развитых странах  этот показатель составляет 8—12%. Во времена  существования монополии «Госстраха»  доля страховых услуг в ВВП  доходила до 3%. В настоящее время  эта доля достигает чуть более 1,5%. Экономические кризисы и реформы  крайне отрицательно отразились на состоянии  страхового рынка в России.

Для иллюстрации состояния современного отечественного страхового рынка приведем значения ключевого макроэкономического  индикатора развития страхового рынка  — доли совокупной страховой премии в валовом внутреннем продукте (показатель глубины рынка) за последние годы. Показатель глубины рынка (отношение  совокупной страховой премии к ВВП), в большинстве стран Центральной  и Восточной Европы составляет около 3% ВВП. В Болгарии, Румынии и странах  Балтии этот показатель в 2005 г. находился в интервале 1,5— 2,0% ВВП. В Словении и Чехии он превышал 4% (в Словении — 5,23%, в Чехии — 4,48%) и приближался к уровню стран с развитой рыночной экономикой. В России этот показатель, рассчитываемый на основе официальной отчетности, в 2005 г. был равен 3,25%, а в 2006 г. — только 2,81% .

Первое полугодие 2007г. характеризуется  дальнейшим замедлением темпов роста  российского страхового рынка: если в 2005 г., по данным Федеральной службы страхового надзора, прирост объема собранной премии (без обязательного медицинского страхования) составил 44%, то в 2006 г. — уже 9%, а по итогам первого полугодия 2007 г. — лишь 4,4%.

Эксперты выделяют две причины  замедления развития рынка. Первая —  продолжающееся сокращение «налоговых»  схем в страховании жизни (именно в этом виде страхования зафиксирован наибольший спад объема премий — на 45,4% по России в целом). Вторая причина  замедления темпов роста рынка заключается  в том, что обязательное страхование  гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОСАГО исчерпало  свой потенциал в качестве катализатора, прежде всего потому, что расти  этому рынку более некуда: практически  все реально используемые автомашины (по данным Российского союза автостраховщиков, свыше 90%) уже застрахованы. Кроме  того, система «бонус-малус» в условиях дефицита достоверной информации об истории каждого страхователя работает пока только в сторону уменьшения размера премий .

В настоящее время в связи  с введением ОСАГО ситуация существенно  изменилась. По результатам анализа  тематических сообщений СМИ по итогам 2006 г., можно говорить примерно о 50—60%-ном общем охвате этим видом страхования (преимущественно физических лиц). Если же говорить о суммарном охвате страховой защитой организаций и граждан по всему спектру рисков, то показатель остается в пределах от 15 до 25%.

Вместе с тем потребность  в страховании возрастает. Объективно этому способствует курс на удвоение ВВП и повышение благосостояния населения за счет двукратного снижения количества бедных россиян. В целом  все это будет способствовать преодолению большей частью населения  и организаций порога «страховой бедности».

Специалисты и эксперты Всероссийского союза страховщиков (ВСС) к потенциальным  страхователям относят не только состоятельных и обеспеченных граждан (примерно 5% населения), но и среднеобеспеченных граждан, которых, по их оценкам, примерно 30—35% населения России.

Страховой рынок — достаточно емкий  потребитель квалифицированных  трудовых ресурсов. Рынок труда в  российской страховой отрасли формировался стихийно. В странах со сложившимися рыночными отношениями в сфере страхования занято около 1% трудоспособного населения, в России этот показатель пока ниже 3%.

         1.4 Организационно-правовые основы страхового дела

 

1.4.1 Страховые  фонды, формы их организации

Страхование представляет собой экономические  отношения, возникающие в связи  с формированием целевых фондов денежных средств, создаваемых для  защиты имущественных интересов  населения в частной и хозяйственной  жизни от стихийных бедствий и  других непредвиденных чрезвычайных событий, сопровождающихся ущербами.

Страховой фонд представляет собой резерв материальных или денежных средств, предназначенный для возмещения ущербов. Денежная форма более предпочтительна в силу своей универсальности. Источниками формирования страхового фонда являются платежи населения, предприятий, организаций, взимаемые на обязательной или добровольной основе. Создание целевых денежных фондов для страхования, управление ими и их распределение представляют собой часть системы финансовых отношений.

Фонды самострахования создаются  на предприятиях и в домашних хозяйствах на добровольной основе. Исключение составляют акционерные общества, для которых  закон предписывает создание резервных  фондов в размере уставного капитала.

Экономическое содержание страхования  – это совокупность особых перераспределительных отношений по поводу формирования за счет денежных взносов участников целевых страховых фондов и их использования для возмещения ущерба и оказания помощи участникам страхования при наступлении страхового случая.

 

 

 

 

1.4.2 Страхование  как часть системы финансовых  отношений

Страхование представляет собой часть  системы финансовых отношений общества, так как связано оно с формированием  и использованием страховых денежных фондов, обеспечивающих потребности  общественного воспроизводства. Предоставление страховой защиты – это вид  финансовых услуг, которые производят и продают страховые организации. Вместе с тем страхование имеет  ряд особенностей, отличающих его  от других элементов финансовой системы, а именно:

а) страховые фонды образуются в  основном на базе перераспределения  денежных доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного распределения  национального дохода. Поэтому страхование  зависит от тенденций экономического развития и состояния экономической  конъюнктуры;

б) для страхования характерна замкнутая  раскладка ущерба в рамках создаваемого страхового фонда. Средства данного  страхового фонда расходуются для  компенсации ущербов только его  участников. Страхование основано на предпосылке, что число страхователей, попавших в страховой случай, существенно  меньше, чем общее число участников фонда. При этом страхователь имеет  право на страховую выплату только при условии наступления страхового случая;

в) страхование предусматривает  перераспределение или выравнивание ущербов по территории и во времени. Распределение ущербов неравномерно в территориальном аспекте, что расширяет финансовые возможности страхования в компенсации наступающих ущербов. Неравномерность наступления ущербов во времени порождает необходимость резервирования части страховых взносов для возмещения чрезвычайных ущербов в неблагоприятные годы.

Для успешного выравнивания рисков страховые организации значительное внимание уделяют обоснованию размеров страховых взносов, называемых страховыми премиями, уплачиваемых страхователями. Размер страховой премии определяется с учетом вероятности наступления ущерба и его предполагаемого размера. Используются такие инструменты выравнивания рисков, как страховые надбавки, скидки при калькуляции премий, схемы совместного страхования и перестрахования.

Страхование выступает, с одной  стороны, средством защиты бизнеса  и благосостояния людей, а с другой – видом деятельности, приносящим доход.

 

1.4.3 Функции страхования

Функции страхования можно рассматривать  на микроэкономическом и макроэкономическом уровнях. На микроэкономическом уровне это функции: рисковая, сберегательно-накопительная, облегчения финансирования, предупредительная и возможности концентрации внимания на нестрахуемых рисках.

Рисковая функция состоит в  том, что страхователь через страхование  перекладывает финансовые последствия  определенных рисков на страховую организацию.

Сберегательно-накопительная функция страхования выполняет важную социальную роль, обеспечивая сохранение здоровья и накопление средств для поддержания приемлемого уровня жизни при утрате трудоспособности.

Функция облегчения финансирования имеет  несколько аспектов. Во-первых, страхователь при наступлении страхового случая получает средства, компенсирующие понесенный им ущерб на условиях, предусмотренных  в договоре страхования. Во-вторых, страховые взносы предприятие может  в определенной мере включать в издержки, т.е. в цену своих товаров или  услуг. В-третьих, страхование имущества  и ответственности является, как  правило, необходимым условием для  получения кредитов.

Предупредительная функция страхования  состоит в том, что при заключении договора страхования андеррайтер  страховой организации проводит оценку риска и предлагает систему  мер предупредительного характера, позволяющих контролировать уровень риска на объекте страхования.

 

1.5 Приоритетные  направления развития страхового  рынка

 

Для преодоления негативных процессов  в экономике, связанных с мировым  финансовым кризисом, который набрал оборотов в начале осени 2008 года, руководство  страны разработало алгоритм и инструментарий, а также утвердило план антикризисных  мер.

В программе антикризисных мер  правительства на 2009 год о страховании  упоминается только два раза: в  рамках банкротства небанковских организаций  и реформирования ОМС. Поэтому при  подготовке изменений в антикризисную  программу разрешено руководствоваться  стратегией страхового дела, разработанной  Минфином.

Стратегия развития страхования в  Российской Федерации на 2008 - 2012 годы разработана в целях определения  приоритетных направлений развития страховой отрасли на среднесрочную  перспективу и путей их реализации.

Основная цель проекта:

-определение перспективных направлений  этой сферы; 

-государственных мер, направленных  на укрепление роли и места  страхования в системе финансовых  отношений; 

-совершенствование ее законодательной  базы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Это:

-укрепление стабильности и надежности  национальной страховой индустрии;

-придание импульса развитию  личного страхования; 

-создание развитой инфраструктуры  страховой отрасли; 

-замена экстенсивного пути развития  страховой отрасли на интенсивный;

-активизация внедрения новых  страховых продуктов, улучшение  качества страховых услуг и  расширение их перечня; 

-совершенствование форм и методов  страхового надзора за деятельностью  субъектов страхового дела;

-развитие системы взаимного  страхования; 

-обеспечение гарантий защищенности  внесенных гражданами страховых  премий по договорам страхования  и их прав на получение страховых  выплат;

-выработка государственной политики  в сфере страхования, в том  числе в подходах к осуществлению  видов страхования в обязательной  форме, повышение его эффективности;

-более четкое определение круга  участников страхового рынка,  сферы их деятельности, прав и  обязанностей;

-подготовка и повышение квалификации  специалистов в сфере страхования;

-содействие внедрению современных  технологий в области информатизации  и автоматизации страхового дела;

Информация о работе Сущность страхования и основные его виды