Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:12, курсовая работа
История создания Фонда социального страхования, его организационная структура и органы управления, цели и задачи. Порядок формирования доходов бюджета социального фонда.
1. Введение
2. Эволюция Фонда социального страхования
3. Фонд социального страхования РФ на современном этапе
3.1. Организационно- правовые основы деятельности фонд
3.2 Цели и задачи фонда
3.3 Порядок формирования доходов бюджета социального фонда
3.4 Направление и порядок использования средств фонда
3.5 Анализ доходов и расходов бюджета фонда
4. Перспективы развития Фонда социального страхования
5. Заключение
Направление
и порядок использование
средств фонда
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
Источниками образования Фонда являются:
1)взносы предприятий и организаций, которые вносят денежные средства в виде единого социального налога по установленным ставкам;
2)налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства, от налогов, предусмотренными специальными налоговыми режимами: в связи с применением упрощенной системы налогообложения – единого налога по нормативу 5% и минимального налога по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога по нормативу 6,4%.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Средства Фонда образуются за счет:
1)страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
2)страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
3)страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
4)доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
5)добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
6)ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
(в ред.
Постановления Правительства
7)прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других). (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
Средства Фонда направляются на:
Федеральным законом от 29.12.2004 N 202-ФЗ установлено, что в 2005 году до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти пособие по временной нетрудоспособности, вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда. В 2006 году этот порядок сохраняется.
1)выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471, от 19.07.2002 N 541)
2)оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
3)частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
4)частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
5)частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
6)оплату проезда к месту лечения и обратно;
7)создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
(в ред.
Постановления Правительства
8)обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
9)финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
10)проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
11)осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
12)участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования. [13]
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в настоящем Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.[13]
Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.
Выплата пособий по
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованных путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.
Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.
С 1 января 2001 г. взносы, зачисляемые в Фонд социального страхования в составе единого социального налога, уплачиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) фонда. Работодатели и банки обязаны представлять работникам Фонда соцстрахования необходимые в соответствии с законодательством документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда соцстрахования. Плательщики (работодатели и граждане), банки и их должностные лица несут ответственность (определяемую законодательством) за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей). При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд соцстрахования к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.
Контроль
за полнотой и своевременностью начисления
и уплаты страхователями страховых
взносов и иных платежей осуществляется
Фондом социального страхования
совместно с Федеральной
От уплаты взносов в ФСС освобождены:
1) Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная пограничная служба РФ и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, Министерство юстиции РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Государственный таможенный комитет РФ, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ;
2)
общественные организации
Примерно 75% взносов на социальное страхование остается в распоряжении страхователя. По истечении финансового года, если у страхователя остаются неиспользованными средства, он обязан их перечислить в федеральный и региональный уровни. В то же время в случае превышения фактических расходов над суммой начисленных страховых взносов страхователь не имеет права приостанавливать выплату пособий. Недостаток средств ему возмещается за счет исполнительного органа фонда.
Что касается санаторно-курортного обслуживания, то ежегодно исполнительный орган утверждает страхователю лимит средств, которые он может использовать на приобретение путевок.
Средства государственного социального страхования относятся на себестоимость продукции, работ и услуг.
О формировании и использовании средств ФСС можно судить по схеме 1.
Схема 1. Финансовые потоки ФСС РФ
Из
этой схемы видно, что основная часть
средств социального