Экологическое страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

Природа воздействует на общество по законам своего развития. Вследствие этого различные стихийные бедствия причиняют большой ущерб. Такие природные явления, как наводнения, бури, ураганы, землетрясения, пожары, заморозки, град и другие бедствия в короткие промежутки времени могут уничтожить или повредить природные объекты и иные ценности. Значительные расходы идут на проведение мероприятий по борьбе с возникшими стихийными бедствиями. Кроме того, состояние окружающей природной среды в Российской Федерации в настоящее время характеризуется как кризисное и не только в силу чрезвычайных ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями. Вследствие интенсивного загрязнения большинства природных объектов площадь территорий с острой экологической ситуацией в несколько раз превосходит площадь всех государственных природных заповедников и заказников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Понятие экологического страхования…………………………………….4
1.1. Структура экологического страхования………………………………….4
2.Виды экологического страхования………………………………………..11
2.1.Обязательное экологическое страхование………………………………11
2.2.Добровольно экологическое страхование………………………………15
3.Проблемы экологического страхования в Росси………………………...17
Заключение……………………………………………………………………..20
Литература………………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Страхование.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1.Понятие экологического страхования…………………………………….4

    1.1. Структура экологического страхования………………………………….4

2.Виды экологического  страхования………………………………………..11

    2.1.Обязательное экологическое страхование………………………………11

     2.2.Добровольно экологическое страхование………………………………15

3.Проблемы экологического  страхования в Росси………………………...17

Заключение……………………………………………………………………..20

Литература………………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Природа воздействует на общество по законам своего развития. Вследствие этого различные стихийные бедствия причиняют большой ущерб. Такие природные явления, как наводнения, бури, ураганы, землетрясения, пожары, заморозки, град и другие бедствия в короткие промежутки времени могут уничтожить или повредить природные объекты и иные ценности. Значительные расходы идут на проведение мероприятий по борьбе с возникшими стихийными бедствиями. Кроме того, состояние окружающей природной среды в Российской Федерации в настоящее время характеризуется как кризисное и не только в силу чрезвычайных ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями. Вследствие интенсивного загрязнения большинства природных объектов площадь территорий с острой экологической ситуацией в несколько раз превосходит площадь всех государственных природных заповедников и заказников. Размер экономического ущерба от такого загрязнения составляет примерно половину национального дохода страны. Растущее количество промышленных предприятий продолжают загрязнять окружающую среду, многие из них не укладываются в установленные для них нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов вредных веществ. Поэтому противостояние экономики и экологии - одна из узловых проблем охраны окружающей природной среды. [1]

Известно, что корни экологических проблем лежат в экономике. Экономический механизм охраны окружающей среды - это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования. Одна из важнейших функций экономического механизма - стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них. [2]

Это предопределяет одну из целей современной природоохранной стратегии - увязать экологические требования, весьма капиталоемкие и потому зачастую невыгодные хозяйствующим субъектам, с объективными экономическими законами, побуждающими вкладывать средства только в то, что дает прибыль. Отсюда и практическая задача: переход в основном от административных преимущественно к экономическим методам управления природоохранной деятельностью. Одним из средств ее решения является внедрение экологического страхования. [3]

Таким образом, экологическое страхование является одной из самых актуальных тем на сегодняшний день.

Целью данной работы является изучение экологического страхования.

Цель определяет постановку следующих задач:

  1. Изучить понятие экологического страхования, в том числе его структуру;
  2. Рассмотреть виды экологического страхования;
  3. Выявить проблемы экологического страхования в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие экологического страхования

Экологическое страхование - это совокупность различных видов страхования экологических рисков, направленных на создание страховой защиты в случае причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна).

Экологическое страхование является одним из элементов экономического механизма охраны окружающей среды. В России реализуется экологическое страхование, нормы которого закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 18). Другими нормативными документами, в соответствии с которыми развивается рынок экологического страхования, являются Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 15), постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. № 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ», а также иные законодательные акты РФ.

    1. Структура экологического страхования

В качестве объекта экологического страхования можно рассматривать любой экологический риск загрязнения окружающей среды и потенциального экономического ущерба, причиняемого загрязнением производственными, бытовыми и другими отходами, транспортными средствами, а также  загрязнением при:

  • размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в действие и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов;
  • применении средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных химических веществ и других препаратов;
  • использовании и создании новых биологически активных веществ и предметов биотехнологии;
  • действии акустических, электромагнитных, ионизирующих и других вредных физических факторов;
  • выбросах радиоактивных веществ;
  • транзитной транспортировке и размещении на территории Украины экологически опасных материалов как отечественного, так и импортного производства;
  • проведении фундаментальных и прикладных научных разработок, внедрении импортного оборудования с повышенной экологической опасностью.

Страховым случаем является внезапное, непреднамеренное причинение ущерба окружающей природной среде, возникшее в результате аварии, приведшее к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу либо к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Перечни причин страховых случаев и загрязняющих веществ оговариваются в каждом конкретном договоре страхования.

Страховые платежи уплачиваются в соответствии с утвержденными тарифными ставками и определяются в основном экологической опасностью объекта, принадлежностью его к той или иной отрасли производства, вероятной частотой аварийных событий.

Страховая выплата производится на основании вступившего в законную силу решения суда, принятого по искам третьих лиц, предъявленным в течение трех лет с момента аварии на опасном производственном объекте.

Страховое покрытие включает в себя:

  • компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;
  • убытки, связанные с ухудшением жизни граждан в окружающей среде;
  • расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, предшествовавшее аварии;
  • расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового события причинен вред;
  • расходы, связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и т.д.

В страховании вообще используется хорошо известный в страховом деле эффект рассредоточения риска во времени и пространстве при условии достаточного числа страхователей. Уплачивая страховые премии, величина которых относительно необременительна для страхователя, последний перекладывает гарантию возмещения убытков третьим лицам на страховщика, причем возмещаемый ущерб может многократно превосходить взносы страхователя. Страховщик же учитывает, что аварии носят вероятностный характер и, как правило, не происходят одновременно и на одном и том же предприятии.

Кроме того, в виде поощрения безаварийности страхователь может получать ряд экономических льгот:

  • льготные условия продления страхового договора,
  • привлечение дополнительных ресурсов из резерва предупредительных мероприятий страховщика на проведение природоохранных работ и т.п.

Главной методологической проблемой экологического страхования, является определение исходной базы для расчета страховых тарифов (размеры убытков, причиняемых имуществу и физическим лицам, методика их исчисления,  определение системы нормативов для расчета).

При расчете тарифов необходимо учитывать:

  • серьезное отставание технологий производства, по сравнению с мировой практикой,
  • отсутствие необходимого количества и должного качества контрольно-измерительных приборов, которые позволяют достаточно точно уловить уровень загрязнения,
  • низкий технический уровень и
  • аварийное состояние многих очистных  сооружений.

Все это в комплексе  обуславливает высокую степень загрязнения земли, вод и атмосферы. Поэтому, даже не проводя предварительных расчетов, можно прогнозировать возможность большого объема выплат возмещения по страхованию экологических рисков и, соответственно необходимость установления высоких тарифов. В этой связи при формировании тарифных ставок необходимо разрешить противоречие между реальными финансовыми возможностями страхователей и ограничением объема страховой ответственности страховщиков.

Исключительное значение будет иметь дифференциация тарифов, поскольку размеры ущерба, причиняемого предприятиями различных отраслей, сильно колеблются. Например, структура наносимого ущерба от загрязнения воздушного бассейна выглядит следующим образом: энергетический комплекс-86%, нефтехимический-5%, промышленность строительных материалов-4%, химическая промышленность-2%, бумажная промышленность-1%, прочие отрасли-2%. Основной же ущерб от загрязнения водной среды наносится предприятиями нефтехимической промышленности. При этом убытки от загрязнения воздушного бассейна в пять раз выше, чем от загрязнения водных ресурсов.

Исходя из размера страховых сумм и страховых тарифов, определяется страховая премия (страховой взнос), уплачиваемая страхователем единовременно или в рассрочку. Договор, заключаемый, как правило, сроком на 1 год, вступает в силу с момента уплаты страховой премии или первого взноса.

Аккумулируемые страховщиками страховые взносы далее распределяются следующим образом.

  1. Основная часть полученных взносов служит для формирования страховых резервов, то есть, в последствии станет источником страховых выплат (при этом важным моментом является то, что до наступления страхового случая временно свободные средства страховых резервов используются как инвестиционные ресурсы и приносят страховщику дополнительный доход).
  2. Часть взносов используется на финансирование расходов страховой компании, на ведение дела, в том числе на выплату комиссионных вознаграждений страховым агентам и брокерам.
  3. Кроме того, часть собранных страховых взносов идет на формирование резерва (фонда) предупредительных мероприятий.

Предупредительные (или превентивные) мероприятия в экологическом страховании в международной практике отличаются большим разнообразием, это мероприятия по:

  • установке и модернизации очистных сооружений,
  • совершенствованию систем контроля за выбросами,
  • совершенствованию производственного оборудования и технологий,
  • переходу на более современные и менее опасные технологические процессы,
  • консервации вредных производственных отходов,
  • финансированию аварийных и ремонтных служб и их подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях и др.

В России круг применяемых превентивных мероприятий пока не столь широк.

Резерв предупредительных мероприятий, образуется страховщиками в соответствии с требованиями органов страхового надзора (письмо Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 18.01.95 № 15/1-1р «О резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования»). Каждая страховая компания разрабатывает и утверждает Положение о резерве предупредительных мероприятий (в качестве основы предлагается типовое Примерное положение). Страховщикам рекомендуется ряд направлений использования средств резерва предупредительных мероприятий, в числе которых для экологического страхования предусмотрено участие в финансировании мероприятий по совершенствованию оборудования очистительных сооружений, фильтров на предприятиях с вредными выбросами, других природоохранных объектов, в финансировании улучшения материально-технической базы нефте - и газопроводов и др.

Информация о работе Экологическое страхование