Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 09:19, курсовая работа
Проблема формирования страхового рынка КР, существует и сегодня. Недооценка страхования подрывает его престиж и, как результат, отсутствие стремления приобретать знания в этой сфере. Последствия такой линии мы видим сегодня. В предлагаемой ниже работе на основе имеющихся по данной теме материалов мною предпринята попытка проанализировать некоторые проблемы страхового рынка России и выделить возможные перспективы его развития. Для этого в число рассматриваемых вопросов включены краткие обзорные материалы, касающиеся возникновения и развития страхования, экономической сущности страхования, структуры страхового рынка.
В области страхования имущества и ответственности можно назвать следующие - основные причины. Первая и, по-видимому, главная - недостаточные финансовые возможности потенциальных клиентов. Вторая - отсутствие мотивов для заключения договоров страхования. Крупные промышленные предприятия, пройдя этап приватизации, только начинают проявлять интерес к страхованию своего имущества. Основная же масса предпринимателей не имеет достаточных стимулов и финансовых ресурсов для обеспечения своей страховой защиты.
Наименее развитым в Кыргызстане является рынок личного страхования (страхование населения). Имеющиеся свободные средства население предпочитает хранить у себя дома, конвертировать в твердую валюту либо, в крайнем случае, хранить банках.
Таким образом, в условиях весьма значительных потенциальных возможностей молодого рынка страховых услуг Кыргызстана потребности национальной экономики и населения и качественных страховых услугах не удовлетворяются. Основное бремя расходов по ликвидации последствий природных и техногенных катастроф ложится на государственный бюджет.
Существенным препятствием для повышения культуры страхования населения и уровня понимания страхования как экономического инструмента в целом является нехватка страховых специалистов, особенно, в области актуарных расчетов риск-менеджмента, страхового права, аудита.
В мае 1998 года в республике было зарегистрировано 86 страховых компаний, однако реально действовало только 40%; остальные фирмы либо не действовали, либо закрывались вследствие отсутствия поступления страховых платежей. Кроме того, в этот же период времени было зарегистрировано пять совместных страховых компаний с привлечением страховых и -банковских капиталов из. таких стран, как Германия, Англия, Россия, Казахстан и др.
После кризиса 1998 года количество страховых организаций стало резко сокращаться, и по состоянию на, 1. июля 2009 года в республике функционирует 19, страховых компаний, из них 7 страховых компаний с привлечением иностранного капитала. Первая страховая компания, занимающаяся исключительно перестрахованием, открылась в 2006 году. Внедрение иностранных компаний на страховой рынок Кыргызстана рассматривается как положительная тенденция; поскольку это позволяет отечественным компаниям перенимать опт работы зарубежных страховых компаний, а также дает реальную возможность осуществлять страхование крупных и долгосрочных рисков в ведущих американских и европейских перестраховочных компаниях, что в ко нечном итоге позволит Кыргызстанцам.обеспечить надежность и гарантии достижения защищенности от рисков в крупных проектах. В развитии страхового рынка республики решающую роль сыграло принятие в 1991 году Закона Кыргызской Республики «О страховании в Кыргызской Республике», регулирующего отношения в области страхования между организа¬циями и гражданами, предприятиями, учреждениями, отношения страховых организаций между собой, а также основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. Был создан специальный государственный орган, регулирующий осуществление страховой деятельности на территории республики - Государственный страховой надзор Кыргызской Республики (Госстрахнадзор), более подробно его функции, права и обязанности были раскрыты в постановлениях Правительства Кыргызской Республики «О Государственном страховом надзоре Кыргызской Республики» (от 17 июня 1998 года N 359 и от 3 марта 2001 года N 75). В марте 2001 года Указом Президента Кыргызской Республики Госстрахнадзор был реорганизован в Управление небанковского надзора Министерства финансов Кыргызской Республики затем в июле 2004 года в структуре Министерства финансов было создано Агентство по развитию небанковского сектора (АРБС), функции которого в 2005 году были переданы Государственному агентству по финансовому надзору и отчетности при Правительстве Кыргызской Республики. По. состоянию на 1 июля 2009 года в республике осуществляю деятельность,19 страховых компаний, из них две перестраховочные компании («Страховой резерв» и «Кыргызская Перестраховочная. Компания»), а также 7 компаний с участием нерезидентов. В основном страховой бизнес сосредоточен в столице (18 компаний), и только одна страховая компания действует в г.Джалал-Абад (СК «Дос инвест»). У трех страховщиков имеются региональные филиалы по республике («Кыргызинстрах», «Кыргызстан», «Ак-Жол»).
На
сегодняшний день страховыми компаниями
проводится более 20 видов добровольного
страхования. Обязательное страхование
в cтране было не развито. Существовал
только один вид обязательного
Совокупные
активы страховых организаций за
6 месяцев 2009 года составили 842,1 млн. сомов,
по сравнению с аналогичным
Совокупный собственный капитал возрос на 109,8% и составил 69.6 млн, сомов, обязательств,» возросли на 145% и составили 147,5 млн. сомов, в том числе страховые резервы увеличились на 26,1%, составив 47,9 млн. сомов (таблица 1).
Инвестиционный портфель страховых организаций за 6 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 289,3%, при этом главную позицию инвестиций страховых компаний занимают инвестиции в ценные бумаги акционерных обществ 59,7 %, вклады в банках 30,5%, займы, выданные страховыми компаниями, составляют 7,6% и инвести¬ции в государственные ценные бумаги составляют 2,2%
За 6 месяцев 2009 года объем страховых премий .страховых компаний составил 124,1 млн. сомов. Этот показатель уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 7,73%.
Сумма страховых выплат, произведенных страховыми компаниями за 6 месяцев 2009 r-ода, уменьшилась на 0,5%, что составило 10,05 млн. сомов по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.
За 6 месяцев 2009 года не были произведены страховые выплаты по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих.
На перестрахование передано 53 млн. сомов, что составляет - 30,17% от общего объема премий за 6 месяцев, из них передано в зарубежные страны 52,4 млн. сомов, что составляет -30,31% от общего объема премий.
В стране застраховано менее 1% потенциальных рисков (тогда как в большинстве развитых стран 90- 95% потенциальных рисков), т.е. 99% собственности предприятий не обеспечено страховой защитой. Страховые компании (страховщики) не могут представлять больше видов страховых услуг в силу низких финансовых возможностей. А, например, страхование рисков операций с ценными бумагами такими организациями не производится.
2.2 Задачи страхового рынка КР.
Задачи: Для развития страхового сектора и улучшения его государственного регулирования и сопротивляемости к внешним шокам в ближайшие З-4 года предстоит решить ряд задач, основными из которых являются следующие:
1. Разработка и принятие положений приближенных к международном стандартам, о лицензировании деятельности профессиональных участников страхового рынка.
2. Определение квалификационных требований к руководителям, отдельным категориям специалистов страховой (перестраховочной) организации.
3. Разработка и внедрение принципов и форм регулятивной отчетности для страховых компаний. Анализ отчетности страховых (перестраховочных) компаний надзорным органом.
4. Развитие государственного регулирования и надзора, вступление в Международную ассоциацию органом страхового надзора (МАСН) для использования органом страхового надзора в своей деятельности принципов, стандартов и рекомендации МАСН.
5. Повышение уровня капитализации страховых (перестраховочных) компаний.
6. Создание информативной базы о страховых компаниях и осуществляемых ими услугах в Интернете или в периодическом печатном издании, т.е. обеспечение общественного доступа к информации.
7. Создание национальной системы перестрахования в Кыргызской Республике.
8. Разработка механизмов реализации законов:
-«Об
обязательном страховании
- «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами»;
- «Об обязательном страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты»;
- «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодатели за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей».
9. Разработка и продвижение проектов законов «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств».
10. Организация курсов по повышению квалификации сотрудников надзорного органа.
11. Разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы создания основ деятельности профессиональных участников страхового рынка (актуарий, аджастер, аварийный комисcap, андеррайтер, ассистант, диспашер, сюрвейер и др.).
Развитие
долгосрочного страхования
Рынок актуарных услуг и, соответственно, его регулирование должны формироваться вместе со страховым рынком, В то же время в Кыргызской Республике пo существу отсутствует сама профессия актуария. Следует разработать и внедрить учебные дисциплины пи страхованию, риск-менеджменту, актуарной математике; накопительному пенсионному обеспечению.
Впервые в Кыргызской Республике Финнадзором были разработаны проекты законов об обязательном страховании гражданской ответственности.
Закономерным итогом работы Финнадзора было принятие Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и подписание Президентом Кыргызской Республики Бакиевым К.С. четырех следующих законов Кыргызской Республики:
1) «Об обязательном страховании гражданской ответственности и перевозчика опасных грузов» от 4 августа 2008 года № 188.
Введение
обязательного страхования
При этом источником покрытия ущерба и финансирования предупредительных мероприятий будут средства страховых компаний.
До
настоящего времени б Кыргызстане
большинство населения и произв
Транспортировка опасных грузов представляет потенциальную опасность для населения и окружающей среды.
Наиболее
известной катастрофой
Обязательность
данного вида страхования в Законе
обеспечивается запретом перевозки
опасных грузов перевозчиком, не заключившим
договор обязательного
2) «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами» от 4 августа 2008 года № «189».
С увеличением количества перевозок, осуществляемых пассажирским транспортом, все более актуальным становится понятие ответственности перевозчиков, возникающей в рамках гражданского законодательства за вред, причиненный жизни, здоровью пассажиров. Тем более, что возмещение вреда не всегда осуществляется в полном объеме и своевременно. К тому же очевидны и проблемы, стоящие перед перевозчиками - сложность и продолжительность судебных процедур, зачастую отсутствие у транспортников необходимых средств для возмещения причиненного вреда. Поэтому в ряде стран в течение последних 20-30 лет были приняты законы об обязательной финансовой ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажирам.
В постсоветском Кыргызстане, как известно, после появления пассажирских перевозчиков различных форм собственности был ослаблен контроль как за качеством предоставляемых услуг, так и за обеспечением безопасности перевозок. Это касается всех видов транспорта общего пользования: и автомобильного, и воздушного, и водного, и железнодорожного. В результате увеличилась аварийность на пассажирском транспорте. В первую очередь по вине негосударственных перевозчиков. В то же время доля таких перевозчиков, в том числе физических лиц, с каждым годом растет.
В условиях рыночной экономики пассажир должен иметь право на выбор вида транспорта, скорости и маршрута движения, наконец, уровня сервиса в зависимости от своей платежеспособности. Пассажир вправе также рассчитывать на полноценное и своевременное возмещение ущерба, причиненного ему в процессе перевозки, вне зависимости от вида транспорта, избранного им. А если более конкретно, то пассажир должен быть уверен, что на любом этапе перевозки и на любом виде транспорта любой ущерб, причиненный его жизни, здоровью, будет возмещен.
При этом весьма важным как с точки зрения социальной направленности, так и с целью защиты, имущественных интересов транспортников, является распространение действия системы обязательного страхования ответственности перевозчиков на все виды перевозок (междугородние пригородные, городские) и всеми видами транспорта. Таким образом, покупая билет на проезд или перевозку багажа, пассажир получает право на возмещение вреда, причиненного его жизни или здоровью, а также возмещение утраченного или поврежденного багажа в пределах установленных лимитов ответственности.
3) «Об обязательном страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты» от 15 августа 2008 г. № 202.
Закон
предусматривает обеспечение
Объектом
обязательного страхования
Основными
принципами обязательного страхования
гражданской ответственности