Юридическая и экономическая природа страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 02:13, реферат

Краткое описание

В нынешнем виде, страхование представляет собой сложные общественно-производственные отношения. Это связано, прежде всего, с многочисленностью предоставляемых услуг страховыми компаниями. На данный момент предусмотрены различные виды и способы страхования. В принципе, можно застраховаться от любого риска, если этот риск носит определённую вероятность, которая определяется специальными методами. Необходимо понимать, что страхование связано не только с деятельностью предприятия, но и со всей широтой общественных отношений. Можно застраховаться не только от рисков связанных с производством (пожар, наводнение и т.д.), но и от явлений происходящих и присутствующих в обществе (кража, болезнь и т.д.). Причем одно и то же явление будет восприниматься по-разному, если оно произошло у частного лица, или на предприятии. С этим будут связано и соответствующее поведение страховой фирмы.

Содержание

Введение.
Появление, сущность, функции и методы страхования.
Возникновение страхования.
Экономическая природа страхования
Функции страхования.
Экономическая категория страховой защиты общественного производства.
Правовые основы обязательного страхования.
Обязательное пенсионное страхование.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев.
Обязательное медицинское страхование.
Обязательное государственное личное страхование.

Заключение
Список использованных источников информации

Вложенные файлы: 1 файл

referat.docx

— 48.04 Кб (Скачать файл)

 Одна из форм обязательного  страхования, при котором страховые  отношения возникают в силу  закона, - обязательное социальное  страхование. Обязательное социальное  страхование представляет собой  систему создаваемых государством  правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию  или минимизацию последствий  изменения материального и социального  положения работающих граждан, а  в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, иных категорий  граждан вследствие признания  их безработными, трудового увечья  или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности  и родов, потери кормильца, а также  наступления старости, необходимости  получения медицинской помощи, санаторно-курортного  лечения и наступления иных  установленных законодательством  Российской Федерации социальных  страховых рисков, подлежащих обязательному  социальному страхованию.

 Участниками отношений по  обязательному социальному страхованию  выступают страхователи, страховщики, застрахованные лица, а также  иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии  с федеральными законами о  конкретных видах обязательного  социального страхования.

 Управление системой обязательного  социального страхования осуществляется  Правительством РФ. Обязательное  социальное страхование осуществляют  создаваемые Правительством РФ  страховщики, в оперативном управлении  которых находятся средства обязательного  социального страхования.

 

2.1 Обязательное пенсионное страхование 

 Обязательное пенсионное страхование  в Российской Федерации как  один из видов обязательного  социального страхования представляет  собой систему создаваемых государством  правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию  гражданам заработка (выплат, вознаграждений  в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления  обязательного страхового обеспечения.

 Обязательное пенсионное страхование  в российской Федерации осуществляется  страховщиком, которым является  Пенсионный фонд российской Федерации и его территориальные органы, составляющие единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

 Страхователями выступают организации, индивидуальные предприниматели, граждане, производящие выплаты застрахованным, а также индивидуальные предприниматели  и адвокаты.

 Застрахованные лица – это  граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории  Российской Федерации иностранные  граждане и лица без гражданства, на которых распространяется  обязательное пенсионное страхование: работающие по трудовому договору  или по договору гражданско-правового  характера, предмет которого –  выполнение работ и оказание  услуг, а также по авторскому  и лицензионному договору; самостоятельно  обеспечивающие себя работой (индивидуальные  предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой  нотариусы, адвокаты); являющиеся членами  крестьянских (фермерских) хозяйств  и др. категории, указанные в законодательстве.

 Суммы страховых взносов, поступившие  за застрахованное лицо в бюджет  Пенсионного фонда Российской  Федерации, учитываются на его  индивидуальном лицевом счете.

 Контроль за уплатой страховых  взносов на обязательное пенсионное  страхование осуществляется налоговыми  органами, взыскание недоимки по  страховым взносам и пеней  – органами Пенсионного фонда  РФ в судебном порядке.

 Для обеспечения устойчивости  системы обязательного страхования  в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ создается резерв, размер которого, порядок формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

2.2 Обязательное социальное страхование  от несчастных случаев 

 Обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний  является видом социального страхования  и предусматривает:

 ü обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

 ü возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

 ü обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

 Страхователями по обязательному  социальному страхованию от несчастных  случаев являются юридические  лица любой организационно-правовой  формы либо физические лица, нанимающие  лиц, подлежащих обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний.

 Застрахованными являются следующие  категории физических лиц:

 ü физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, однако при условии, что в нем зафиксировано, что страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы;

 ü физические лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.

 Страховщиком в отношениях  по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  выступает Фонд социального страхования  Российской федерации. Положение  о Фонде социального страхования  РФ утверждено постановлением  Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 101.

2.3 Обязательное медицинское страхование 

 Обязательное медицинское страхование  – составная часть государственного  социального страхования, обеспечивающая  всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет  средств обязательного медицинского  страхования в объеме и на  условиях, соответствующих программам  обязательного медицинского страхования.

 В отношениях по обязательному  медицинскому страхованию участвуют  граждане, страхователи, страховые  медицинские организации, медицинские  учреждения.

 Страхователями при обязательном  медицинском страховании являются: для неработающего населения  – Советы Министров республик  в составе Российской Федерации, органы государственного управления  автономной области, автономных  округов, краев. Областей, городов Москвы  и Санкт-Петербурга, местная администрация; для работающего населения –  предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий.

 Страховыми медицинскими организациями  выступают юридические лица, осуществляющие  медицинское страхование и имеющие  государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским  страхованием.

 Медицинскими учреждениями  в системе медицинского страхования  являются имеющие лицензии лечебно-профилактические  учреждения, научно-исследовательские  институты, другие учреждения, оказывающие  медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность  как индивидуально, так и коллективно.

 Страховщиками по обязательному  медицинскому страхованию являются  Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования, представляющие собой  самостоятельные некоммерческие  финансово-кредитные учреждения.

 Финансовые средства фондов  обязательного медицинского страхования  находятся в государственной  собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не  подлежат.

2.4 Обязательное государственное  личное страхование 

 Общие положения обязательного  государственного личного страхования  установлены ст. 969 ГК РФ, в соответствии  с которой законом разрешается  устанавливать обязательное государственное  страхование жизни, здоровья и  имущества государственных служащих  определенных категорий. Обязательное  государственное страхование осуществляется  за счет средств, выделяемых на  эти цели из соответствующего  бюджета министерствам и иным  федеральным органам исполнительной  власти (страхователям).

 Обязательное государственное  страхование осуществляется непосредственно  на основании законов и иных  правовых актов о таком страховом  указанными в этих актах государственными  организациями (страховщиками) либо  на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с  этими актами.

 Обязательное государственное  страхование оплачивается страховщикам  в размере, определенном законами  и иными правовыми актами о  таком страховании.

 Согласно п. 1 ст. 3 Федерального  закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об  основах государственной службы»  государственным служащим признается  гражданин РФ, исполняющий обязанности  по государственной должности, которая  связана с определенным кругом  обязанностей по исполнению и  обеспечению полномочий государственного  органа, образованного в соответствии  с Конституцией РФ; перечень государственных  должностей дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации. Однако ст. 969 ГК РФ понимает под государственными служащими более широкий круг лиц. Это следует из того, что ст. 15 Закона об основах государственной службы устанавливает обязательное государственное страхование всех государственных служащих, подпадающих под действие этого Закона, а не отдельных их категорий, как того требует Гражданский кодекс. В настоящее время действует ряд законов, устанавливающих обязательное государственное , т.е. осуществляемое за счет соответствующего бюджета, страхование лиц, которые не могут быть отнесены к категории государственных служащих, хотя они работают по найму в государственных организациях.

 

ГЛАВА ІІІ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Главной целью государства  в сфере страхования является  создание эффективной системы  страховой защиты имущественных  интересов граждан и юридических  лиц в Российской Федерации.

 Для достижения указанных  целей государству необходимо  решить следующие задачи:

 ü обеспечить надежность и финансовую устойчивость системы страхования;

 ü проводить активную структурную политику на рынке страховых услуг;

 ü повысить эффективность государственного регулирования страховой деятельности;

 ü развивать сотрудничество с международным страховым рынком;

 ü совершенствовать нормативную базу страховой деятельности.

 Государственное регулирование  страховой деятельности должно  обеспечить выполнение названных  выше мер и обеспечить действенный  контроль страхового сектора  экономики. Оно должно осуществляться  по следующим направлениям:

 ü прямое участие государства в становлении страховой системы;

 ü законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;

 ü совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.

 Прямое участие государства  в становлении страховой системы  предполагает, в частности:

 ü обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования;

 ü повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования;

 ü предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

 Реализация подобных мер  возложена, в первую очередь, на  Департамент страхового надзора  Министерства финансов России, действующего  совместно с заинтересованными  федеральными органами исполнительной  власти.

 Департамент страхового надзора  Министерства финансов РФ наделен  следующими полномочиями:

 ü выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;

 ü ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и реестр страховых брокеров;

 ü осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;

 ü устанавливает Правила формирования и размещения страховых резервов;

Информация о работе Юридическая и экономическая природа страхования