Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:09, реферат
В эпоху научно-технической революции увеличились скорости, выросла грузоподъёмность всех видов транспорта, и мир стал как бы доступнее. Почти 80% перевозок между странами обеспечивает морской транспорт, реализуя возможности международного разделения труда.
Введение 3
1. Развитие судостроения 4
2. Появление теплоходов 6
3. Моторные катера и глиссеры 7
4. Суда специального назначения. Танкеры 8
5. Первые ледоколы 9
6. Развитие водного транспорта в России 11
Заключение 18
Список литературы 19
Одновременно с реконструкцией морского транспорта в эти годы был принят ряд мер по улучшению материально-бытового положения работников морского транспорта: происходит упорядочение режима труда и отдыха моряков, повышается их заработная плата, впервые начинается широкое жилищное строительство. На судах новой постройки создаются благоприятные условия для труда и отдыха судовых экипажей (одно- и двух местные каюты, системы кондиционирования и т.д.). За счет улучшения условий труда, быта и роста материального благосостояния уменьшилась текучесть кадров, улучшилась дисциплина. Таким образом, происшедшие изменения в технике (новые суда, механизация и автоматизация) оказали позитивные сдвиги и среди работающих. Да и в целом, это были лучшие годы в истории морского транспорта как страны в целом, так и на северном бассейне, где работники морского транспорта составляли значительный отряд среди работающих, продолжая традиции поморов, основным занятием которых была работа на море.
Третий этап развития морского транспорта можно отнести к 1975-85 гг., когда флот начал пополнение автоматизированными судами с сокращенными экипажами. Однако руководство отрасли в это время увлеклось строительством дорогостоящего специализированного флота, упустило вопрос обновления обычного транспортного флота, а он в эти годы стал стремительно стареть. Ведь срок службы морского судна всего 20-25 лет и, чтобы быть на уровне, суда следует постоянно обновлять. А после 1975 г. поступление новых судов резко сократилось. Так СМП в 1981-1985 гг. не получило ни одного судна новой постройки. Старение флота не могло не сказаться и на экономических показателях: увеличивались затраты на ремонт и на эксплуатацию флота, от устаревших судов отказывались иностранные фрахтователи и т.д. Третий этап развития морского транспорта не успел в достаточной степени развиться, и был прерван событиями начала 1990-х годов. После распада СССР морской флот распался: морские пароходства, расположенные на территории бывших союзных республик, отошли под юрисдикцию независимых государств. Морские пароходства преобразовались в акционерные общества, резко сократилось количество судов, а, следовательно, и объем перевозок, сократилось численность моряков и т.д. Снова большая часть внешнеторговых грузов перевозится не на отечественных, а на иностранных судах. Перед отраслью снова на повестку дня стали задачи, какие приходилось решать в прежние годы, только теперь в новых рыночных условиях. По оценке Гуженко Т.Б. «1960-80-е годы были золотым веком и лебединой песней в развитии морского транспорта России… Россия отброшена на целое столетие по доле участия собственного тоннажа в перевозках внешнеторговых грузов».
Опыт
обновления флота и берегового хозяйства
в 1960-е годы подтверждает мысль о
ведущей роли государства в деле
научно-технического прогресса. И этот
вывод верен не только для административно-командной
системы управления. Мировой опыт
также говорит о том, что без ведущей
роли государства использовать достижения
научно-технической революции на морском
транспорте просто невозможно, но только
для этого следует использовать иные приемы
и методы, характерные для рыночной экономики
(государственные субсидии, рациональная
налоговая политика, финансовые льготы
и т.д.).12 Особенно это важно для Севера,
где расходы на содержание флота неизбежно
выше, чем на юге и на Балтике. А опыт предшественника
современного ОАО «СМП» и «ММП» - товарищества
Архангельско-Мурманского срочного пароходства,
созданного в 1875 г. показывает, что оно
смогло успешно работать только при финансовой
поддержке государства, получая с первого
года и до последнего (1917 г.) государственные
субсидии. Опыт истории развития морского
транспорта, особенно в его лучшие годы,
когда он бурно развивался, заслуживает
внимания и изучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие
судостроения сыграло огромную роль
в истории. С их помощью стало
возможным перевозить груз с одного
материка на другой. Стало возможным
путешествовать, а так же морские суда
очень помогали и в военных целях. Огромный
вклад в судостроение оказали не только
иностранные ученые, но и русские ученые,
такие как В.И. Калашников пароход «Воля»
и «Богатырь», Д.И. Менделеев и В.Г. Шухов
специальные морские нефтеналивные суда
и баржи, а так, же ледокол «Ермак», без
которого было бы довольно проблематично
исследовать Арктику.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ