Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:25, контрольная работа
Фрагменты культурного ландшафта по существу синтетичны. Наряду с природными элементами для их пространственной организации необходимы оборудование, детали внешнего благоустройства, произведения монументального искусства.
Архитектурными деталями открытых пространств, связанными непосредственно с природными элементами, являются: устрой
1.Архитектура малых форм в композиции паркового пейзажа. 3
2.Поляны в композиции паркового пейзажа. 3
3.Предпроектная оценка объектов ландшафтного искусства. 4
4.Сад Прудки. 5
Контрольная работа
по дисциплине «Ландшафтное проектирование»
Оглавление
1.Архитектура малых форм в композиции паркового пейзажа. 3
2.Поляны в композиции паркового пейзажа. 3
3.Предпроектная оценка объектов ландшафтного искусства. 4
4.Сад Прудки. 5
Использованные источники: 5
Фрагменты культурного ландшафта по существу синтетичны. Наряду с природными элементами для их пространственной организации необходимы оборудование, детали внешнего благоустройства, произведения монументального искусства.
Архитектурными деталями открытых пространств, связанными непосредственно с природными элементами, являются: устройства для растений – трельяжи, перголы, вазы и контейнеры для цветов; парковая скульптура; элементы водных устройств – спуски к воде, обрамление водоёмов, мостики и т.п.; элементы обработки рельефа – лестницы, пандусы, подпорные стенки, покрытия.
Размещение большинства малых архитектурных форм непосредственно связано с теми функционально-планировочными элементами, для которых они предназначены.
Для композиции садовой мебели, оборудования игровых и прочих площадок, поиска их архитектурной формы важно выявление связей между объектом и окружением. Вариаций этих связей может быть множество: природный объект в природном окружении )формованная зелёная скульптура на поляне в парке), природный объект в окружении городской застройки (зелёная скульптура или дерево на замощенной площади), декоративные элементы или информационный стенд в лесопарке, сквере или на административной площади города и т.д.
В качестве общих композиционных принципов
создания малых архитектурных форм
следует выделить контраст, нейтральность
или подчинение ландшафтной среде.
Выделяются два аспекта: когда одна
и та же малая архитектурная форма
соотносится с различной
Нельзя не учитывать то, на каком фоне будет восприниматься ваза (естественный пейзаж или многоэтажная застройка), на композиционную организацию какого пространства (большого или малого) она рассчитана, на каком основании будет поставлена (газон, бетонное или другое мощение). Парковая ваза может иметь традиционные формы вазы для цветов или сама быть стилизованным цветком. Очевидно, что если ваза задумана для цветов, то её автор принимает во внимание масштаб и структуру растений, цвет и форму цветков, листьев.
Природное в малых архитектурных формах может быть передано или опосредованно, путём художественной стилизации или прямым копированием, подражанием. Во втором случае, объекты, как правило, испытывают в естественном пейзаже «реакцию отторжения».
Понятия «скульптура в пленере»,
«парковая скульптура» - ассоциативно
связываются прежде всего с известными
дворцово-парковыми
Какова же композиционная обусловленность
скульптуры и архитектурно-ландшафтной
среды? При выявлении взаимосвязи
«скульптура – среда под
В современном городе взаимосвязи
человека с его окружением и сама
структура урбанизированной среды
усложняются. Постоянно находясь в
окружении многоэтажной застройки,
горожанин все больше утрачивает
связь с живой природой и чувство
сомасштабности своему окружению. Поэтому
столь существенное значение приобретает
эстетика деталей городского ландшафта,
воспринимаемых наиболее близко и создающих
необходимый гармоничный
Открытые пространства являются одними
из наиболее важных структурных элементов
парков. В регулярных парках это
прежде всего партеры, в пейзажных
– поляны. Они являются планировочными
и композиционными узлами пейзажных
парков, позволяют формировать
В структуре парка поляны могут занимать обширные районы, представляющие собой систему открытых пространств (Парадное поле, Белая береза в Павловском парке). Ценнейшей чертой открытых пространств является обеспечение динамичности смен пейзажных картин. Чаще поляны решаются как самостоятельные внутренние пространства. Они могут изолированно размещаться в лесном массиве (характерно для лесопарков) либо решаться как серия полян, связанных друг с другом анфиладно (парк Вороново под Москвой) или незаметно «перетекающих» одна в другую (Тростянец). Имеются примеры их решения в виде небольших лужаек, подчиненных одному главному пространству (Большая поляна в Невском лесопарке). Во всех случаях каждое изолированное пространство может иметь индивидуальное решение, но оно обязательно связано с общим замыслом поляны и парка в целом.
По конфигурации поляны могут быть округлыми и вытянутыми, со спокойными и изрезанными контурами. Выступы и впадины, образованные насаждениями в опушке, формируют композиционно интересное пространство поляны, которое нельзя охватить взглядом с одной точки. Тем самым создается иллюзия пространства, значительного по величине, уходящего за пределы восприятия и побуждающего к его дальнейшему изучению. Насаждения, как бы выходящие наполяну, являются обрамляющими кулисами и создают множество пейзажных картин.
Важное место в композициях полян занимает опушка, являющаяся частью ее пейзажных картин, создающая нейтральный или активный фон.
Ориентация полян по сторонам света,
ее размеры и конфигурация определяют
характер освещенности. Так, неширокие
поляны (в 2-3 высоты опушки), вытянутые
в меридиональном направлении, будут
освещены солнцем в середине дня,
а утром и вечером их поверхность
будет затенена. При широтной ориентации
значительная часть полян будет
затенена днем, а их западная и восточная
опушки получат соответственно утреннее
и вечернее освещение, хорошо моделирующее
структуру насаждений.
Отдельно стоящие деревья, древесно-кустарниковые группы, сооружения и скульптура являются композиционными компонентами полян, формирующими их пространство. Растительный состав поляны – ее травяной покров и древесные насаждения подбираются в соответствии с экологическими свойствами местности, функциональным назначением и художественным замыслом объекта.
Поляны являются частью общего паркового маршрута и могут иметь внутренние дорожки. Парковый маршрут должен обеспечить вход на поляну из закрытого пространства или смежной поляны, дать возможность обзора общей картины поляны и обеспечить смену пейзажных картин при постепенном раскрытии ее участков. Внутренние маршруты по-своему решают эти же задачи. Они прокладываются с целью более длительного пребывания на поляне, подробного знакомства с ее пейзажами и обеспечения как динамической смены картин, так и их стационарного обзора.
Парковый маршрут охватывает все
поляны, нанизывая их на нить своей
трассы и формируя представления
о парке. Однако каждая поляна по-своему
диктует прокладку этого
Закономерное соотношение
Изыскания и сопутствующая им предпроектная оценка территории представляют собой процесс взаимосвязанного изучения ее природных условий и на этой основе – определение значения территории как объекта ландшафтного искусства, т. е. ее эстетической и санитарно-гигиенической ценности, функциональных возможностей и сложности освоения.
Такой подход обусловлен взаимодействием природных и социальных факторов, формирующих любой объект ландшафтного искусства.
Изучение природных условий
– один из важнейших этапов предпроектная
оценки территории; его главным звеном
является комплексное полевое
Полевые работы ведутся с привлечением специалистов – почвоведов, гидрологов и гидротехников, климатологов, геоморфологов и др.– в зависимости от сложности объекта. По материалам обследования составляются соответствующие карты (раздельно по каждому из компонентов или совмещенные).
На основании полученных материалов ведется дальнейшее изучение территории объекта – анализ его объемно-пространственной структуры и оценка.
Анализ объемно-
Выделенные территориальные
Объекты ландшафтного искусства формируются взаимодействием и взаимосвязью следующих факторов: эстетического, санитарно-гигиенического, функционального, природоохранного и технологического. Каждый из указанных факторов отражает достоинства территории со своих позиций. Эстетический характеризует красоту участка, санитарно-гигиенический – его комфортность для человека, функциональный – соответствие проектируемому назначению объекта, возможности организации тех или иных видов отдыха, транспортную и структурную взаимосвязь с окружающими территориями, природоохранный фактор определяется по устойчивости участков к антропогенному воздействию. В городских условиях – это в первую очередь устойчивость насаждений к загрязнениям атмосферного воздуха (загазованности и запыленности), а в рекреационных лесах (лесопарки, зоны отдыха, национальные парки) – устойчивость природных комплексов к рекреационным нагрузкам. Технологический фактор характеризует возможности освоения территории – благоустройства, проведения коммуникаций, формирования пейзажей. С позиций рассмотренных факторов и следует вести оценку территории. Каждый из факторов имеет свой набор оценочных критериев и показателей оценки.
Таким образом, каждый из рассмотренных факторов характеризуется определенными чертами и имеет свой набор оценочных критериев. Рекреационная ценность парковых объектов определяется по значимости всех указанных факторов.
Выявленные факторы находятся в определенной взаимосвязи, которая определяет роль каждого по отношению к остальным. По роли в формировании парковых объектов их можно сгруппировать следующим образом:
Характер взаимосвязи
Универсальный подход к определению
перспективной ценности территорий
может осуществляться с помощью
ландшафтного анализа. В этом случае
он является заключительным этапом оценки.
В случае выраженности всех факторов
ландшафтный анализ используется для
их сравнения, в результате которого
определяется значимость каждого из
них и выделяются доминирующий фактор
или их сочетание. Это сложный
творческий процесс осмысления как
каждого участка, так и объекта
в целом, результаты которого ложатся
в основу дальнейшего проектирования.
На объекте учитываются все ценные
участки или их отдельные элементы
– живописный рельеф, насаждения, уникальные
экземпляры деревьев, камни, родники
и др. Особое место занимают видовые
точки. Их фиксируют на плане и
описывают. В описание входят следующие
данные: местоположение вида, направление
вида по сторонам света, угол обзора, тип
пейзажной картины, ее схема и
далее – словесная
Все ценные участки, их элементы и особенности формируют облик будущего парка, и чем тщательнее проведено его изучение, тем успешнее решение художественных задач по формированию парка. Одновременно фиксируются и малоценные участки, с тем чтобы их улучшить и рационально использовать в общей структуре объекта. Итогом работы является план ландшафтного анализа, на котором отражены все данные и пояснительная записка.