Планирование и строительство дорог на одном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:08, доклад

Краткое описание

Участки пересечений автомобильных дорог в одном уровне между собой или с железными дорогами более загружены, чем остальное их протяжение, поскольку интенсивность движения на пересечении равна сумме интенсивностей по пересекающимся дорогам. Условия движения по пересечениям для автомобилей, следующих по прямым направлениям, осложняются маневрами поворачивающих автомобилей.

Вложенные файлы: 1 файл

Дедушка.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

На продольном профиле (рис. 3.4) изображают: линию поверхности земли и оси дороги до постройки (черная линия); линию бровки дороги (проектная, или красная линия); разрез грунтовой толщи по оси дороги, показывающий чередование и мощность отдельных напластований. Чтобы не затемнять проектной линии, грунтовый разрез смещают вниз на 2 см.

На продольном профиле специальными условными знаками (рис. 3.5) показывают места расположения переездов через железные и автомобильные дороги, мостов, труб и тоннелей. Около проектной линии выписывают рабочие отметки: выше ее — высоту  насыпей,   ниже  ее — глубину  выемок  в  метрах.

Под продольным профилем помещают сетку горизонтальных граф, в которой приводят сведения о расстояниях по дороге до наиболее характерных точек профиля, выписывают отметки поверхности дороги (красные отметки), уклоны проектной линии, а также наносят вытянутый в одну линию без учета изломов трассы в углах поворота план   трассы и  придорожной полосы.  Уклоны


Рис.   3.4.   Продольный   профиль   автомобильной  дороги   (пример   стандартного оформления)

проектной линии выписывают в специальной графе. Наклон черты в графе показывает направление уклона при, движении по направлению счета километров (спуск, подъем или горизонтальная площадка). Над чертой записывают значение уклона в промилле, а под чертой — протяжение участка с этим уклоном в метрах. В той же графе помещают сведения о вертикальных кривых: их радиусе, длине и точках начала и конца.

При проектировании продольного профиля, т. е. определении положения будущей дороги над поверхностью земли, необходимо предусмотреть: продольный уклон, не превышающий максимального, допустимого для дорог данной категории; прохождение дороги через твердозафиксированные точки — отметки начала и конца дороги, пересечения в одном уровне с железными дорогами и автомобильными дорогами более высоких категорий; необходимое возвышение дороги над уровнем воды пересекаемых водотоков в период паводков, поверхностью болот и пониженных 34

 

мест, в которых может застаиваться вода; возвышение над поверхностью сухих участков не менее чем на среднюю за много лет толщину снегового покрова.

В принципе возможны два метода нанесения проектной линии:

проектирование  по  обертывающей  линии   (рис.   3.6, а).   При

этом дорогу располагают в основном  параллельно  поверхности

земли, как бы огибая элементы ее рельефа. Выемки устраивают только в случаях, когда уклон поверхности земли превышает максимально допустимый для дороги. В переломы участков проектной линии вписывают вертикальные кривые. Такая проектировка характерна для дорог низших категорий, при постройке которых стремятся свести к минимуму объемы земляных работ по отсыпке насыпей и разработке выемок;

проектирование по секущей линии (рис. 3.6, б). Дорогу располагают в продольном профиле с меньшими, чем при обертывающей проектировке, уклонами, пересекая элементы рельефа земной поверхности. Этот метод нанесения проектной линии характерен для железных дорог и для автомобильных дорог высших категорий. На автомобильных магистралях проектирование по секущей обычно сочетается с проектированием продольного профиля большими вертикальными кривыми, сопря-гающимися друг с другом непосредственно или с малыми прямыми вставками.

Выравнивание поверхности земли при устройстве дороги смягчает влияние рельефа, но не может его полностью устранить. Между тем расположение дороги в продольном профиле определяет режим движения автомобилей, а следовательно, и условия эксплуатации парка Основные условные обозначен ния  на  продольных профилях:

/ — линия поверхности дороги; 2 — линия поверхности земли; 3 — дно канавы; 4 — насыпи высотой 0,80 и 1,56 м; 5 — выемка глубиной 1,65 и 2,04 м; в — участок дороги с уклоном 45%0 на протяжении 270 м; 7 — восходящая ветвь выпуклой вертикальной кривой, радиус 8000 м, длина 400 м; 8 — вогнутая вертикальная кривая (нисходящая и восходящая ветви), радиус 6000 м, длина 380 м; 9 — поворот дороги вправо и характеристики угла поворота (угол, тангенс, биссектриса, радиус, длина кривой); 10 — длина прямого участка между смежными кривыми и его направление относительно стран света; // — круглая труба; 12 — путепровод над железной или автомобильной дорогой; 13 — характеристика мостов или труб (материал и длина мостов по настилу, отверстия и число труб) и их местоположение; 14 — охраняемые и неохраняемые железнодорожные переезды; 15 — съезд с дороги вправо в 65 м после пикета; 16 — километры (7) и пикеты (1 и 2); /7 — толщина слоев   грунта   (сверху   суглинок,   под   ним

супесь мелкая,  ниже глина)

Рис. 3.6. Нанесение проектной линии:

а — по обертывающей; б — по секущей; р. о — рекомендуемая («руководящая») рабочая отметка

автомобилей. На дорогах в равнинной местности, которые на всем протяжении проходят с малыми продольными уклонами, скорость движения автомобилей практически постоянна при стабильном режиме работы двигателя.

В сильно пересеченной холмистой местности в продольном профиле дороги подъемы и спуски с крутизной до 30—40 %0 чередуются между собой. Торможение на спусках в связи с их относительно коротким протяжением применять почти не приходится. Разгон в конце спуска позволяет- развить скорость, дающую возможность использовать накопленную инерцию для преодоления последующего подъема. Движение автомобилей по дорогам происходит при непрерывно меняющейся скорости.

В горной ' местности уклоны дорог достигают 60—80 °/00, а в особо трудных условиях и более, причем протяжение таких участков составляет иногда несколько километров. Движение на подъем осуществляется на низших передачах в течение длительного времени с относительно установившейся скоростью 20—■■ 40 км/ч. На крутых поворотах скорость приходится дополни* тельно снижать из-за ограниченной видимости. Движение на за-> тяжных спусках с уклоном, превышающим 40—50 %0, происходит на низших передачах с торможением двигателем, работающим при открытии дроссельной заслонки, соответствующем оборотам холостого хода. Периодически используются колесные тормоза,

 

ПОПЕРЕЧНЫЙ   ПРОФИЛЬ

 

Полосу местности, где расположена дорога, построены вспомогательные сооружения и служебные здания, размещены придорожные декоративные или снегозащитные насаждения, называют дорожной полосой, или полосой отвода.

Чтобы свести к минимуму площадь земель, изымаемых под дорогу у сельскохозяйственных организаций, ширину полосы отвода ограничивают на дорогах I категории до 39 м, а V категории — до  18 м.

В случаях обоснованной необходимости, например для устройства глубокой выемки или высокой насыпи, расположения жилых и служебных домов, станций технического обслуживания, полоса отвода может быть увеличена. Для разработки грунта, укладываемого в насыпь, выделяют дополнительные участки, которые после окончания постройки должны быть спланированы, покрыты сохраненным при строительстве верхним слоем плодородного растительного грунта (рекультивированы) и в пригодном для сель, ского хозяйства виде возвращены землепользователям.

Полосу земли, искусственно выровненную с приданием ей допустимых для движения автомобилей продольных уклонов и обеспеченную надлежащим водоотводом, называют земляным полотном.   Оно  включает  (рис.   3.7):

проезжую часть — полосу, по которой непосредственно происходит движение автомобилей, обычно укрепляемую устройством на ней дорожной одежды из прочных материалов;

обочины — грунтовые или укрепленные покрытием облегченного типа полосы по бокам проезжей части, используемые для кратковременной стоянки автомобилей и складывания материалов при ремонте дороги. Отделяя проезжую часть от-боковой канавы, обочина   обеспечивает   безопасность   движения   автомобилей;

боковые канавы, которые служат для отвода воды от дороги и осушения земляного полотна. При высоких насыпях боковые канавы не устраивают. Линию пересечения поверхностей внутреннего откоса и обочины называют бровкой дороги.

Расположенные по бокам земляного полотна части полосы отвода называют обрезами. На них располагают зеленые насаждения для украшения дороги и борьбы со снежными заносами, а во время ремонтов дороги оборудуют объездные пути.

В зависимости от расположения проезжей части по отношению к окружающей местности земляное полотно устраивают В насЫ« пях или в выемках (рис, 3.8). Если насыпь невысокая, ниже 0,6 м, и для ее устройства хватает грунта из несколько уширен* ных боковых канав, говорят, что дорога расположена в нулевых отметках. При большей высоте насыпи грунт для нее подвозят из находящихся поблизости выемок или берут из разрабатываемых в стороне от дороги на малоценных землях грунтовых карьеров.

В отдельных случаях при согласии землепользователей устраивают вблизи от дороги неглубокие выработки, называемые резервами. Полосу земли между началом (бровкой) резерва и подошвой откоса насыпи называют бермой.  Ширину берм при-

Рис.   3.7.   Элементы   поперечного   профиля  дороги:

а — с одной проезжей частью; б — с двумя проезжими частями; / — внешний откос- канавы; 2 — ось дороги; 3 — кромка проезжей части; 4 — бровка насыпи; 5— ось проезжай части; б — обочина; 7 — проезжая часть; $ — разделительная полоса

Рис. 3.8. Земляное полотно:

а — в невысокой насыпи; б — в высокой насыпи; в— в выемке; 1  — резерв; 2 — берма; И — высота   насыпи;   h — глубина   выемки

нимают не менее 2 м, устраивая их тем более широкими, чем выше насыпь.

Боковые поверхности насыпей планируют в виде правильных откосов и укрепляют посевом трав с развитой корневой системой. Если насыпь подтапливается водой, например на подходах к мостам, сприменяют более прочные укрепления в виде каменной наброки в плетневых клетках, бетонных плит и т. д.

Крутизну откосов характеризуют коэффициентом заложения— отношением высоты откоса к его горизонтальной проекции —заложению. Коэффициент заложения обычно обозначают в форме отношения. Откос с заложением 1 : 1 называют одинарным, 1 : : 1,5 — полуторным,  1:3 — тройным.

Крутизну откосов насыпей и выемок в связных грунтах обычно принимают равной 1 : 1,5, за исключением случаев отсыпки насыпей из камня, который устойчив и в более крутых откосах. Насыпям ниже 1 м придают заложение откосов 1 : 4, что повышает безопасность движения и обеспечивает возможность механизированного выполнения работ по содержанию дороги, а при опасных, грозящих происшествиями ситуациях дает возможность автомобилю съехать с дороги. В каменистых грунтах откосы выемок в зависимости от прочности грунта устраивают с заложением от 1 : 0,5 до 1 : 1. В скальных грунтах откосы можно устраивать   вертикальными   и   даже   нависающими.

Грунт из выемок, который не транспортируют вдоль дороги в расположенные поблизости насыпи или не используют для заполнения пониженных участков рельефа вблизи от дороги, складывают на обрезе дороги а даль; (кавальеру), которым придают правильные геометрические очертания. Однако при правильном проектировании дороги весь грунт из выемок используется в насыпях.

На участках, проходящих через города и более мелкие населенные пункты, поперечный профиль дороги меняется. Для движения пешеходов устраивают тротуары Их целесообразно отделять от проезжей части полосой зеленых насаждений, что существенно повышает безопасность движения. На улицах с большим транзитным движением, например на участках примыкания к городам магистральных автомобильных дорог, местное движение выделяют на отдельные полосы (рис. 3.9).

В городах под улицей размещают инженерно-санитарные подземные сети — кабели электрического тока, трубы водопровода, газопровода, канализации, теплоцентрали и др. Глубина их закладки и расположение друг относительно друга, относительно зданий и зеленых насаждений регулируются специальными правилами, учитывающими назначение сетей, влияние промерзания грунта,  частоту и удобство разрытии для ремонта и т. п.

Для контроля за работой подземных сетей и их ремонта устраивают смотровые люки, крышки которых должны быть расположены в одном уровне с поверхностью проезжей части. При износе или просадках дорожных покрытий крышки начинают несколько возвышаться над поверхностью дороги и являются причиной возникновения толчков при наездах автомобилей. Поэтому в больших городах для всех подземных сетей иногда сооружают общие бетонные коллекторы — тоннели, размещаемые под одним из тротуаров.

В малых населенных пунктах сельского типа применяют открытую систему отвода воды с дороги по каналам или лоткам небольшой глубины (рис. 3.10). Обязательно устраивают тротуары и  полосы зеленых насаждений.

При интенсивном велосипедном движении (250 и более велосипедов в сутки) рядом с дорогами, интенсивность движения на которых достигает 2000 авт./сут, строительные нормы и правила предусматривают устройство велосипедных дорожек шириной 1,5—2,5 м с прочными водоустойчивыми покрытиями. Дорожки должны быть расположены на обрезе рядом с автомобильными дорогами, а в исключительных случаях на обочинах. Однако в практике строительства устройством велосипедных дорожек часто пренебрегают, несмотря на большие помехи для движения автомобилей, создаваемые велосипедистами, едущими по проезжей части   автомобильной дороги.

 

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Требования к устойчивости земляного полотна

Для нормальной эксплуатации автомобильных дорог необходимо, чтобы ровность покрытий оставалась неизменной в течение всего периода эксплуатации дороги. Это может быть достигнуто только при прочном и устойчивом земляном полотне, не дающем просадок и не подверженном процессам пучинообразования. Под прочностью земляного полотна понимается его способность сохранять, не деформируясь при действии внешних сил и природных факторов, приданные ему при строительстве форму и размеры; под устойчивостью — сохранение предусмотренного проектом положения в пространстве без смещений и просадок. Виды деформаций насыпей: а — осадка от уплотнения грунта в теле насыпи; б — деформация осадки от растекания переувлажненного грунта; в — оползание откоса насыпи; г — сползание насыпи по косогору; д — осадка со сжатием грунта основания; е— осадка, а иногда боковое смещение, из-за выжимания слабого основания; ж — смещение из-за оползания склона

Информация о работе Планирование и строительство дорог на одном уровне