Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 09:11, курсовая работа
Современная газотранспортная система России содержит парк ЭГПА, доля которых во всем парке газоперекачивающих агрегатов около 14 %. В электроприводе ГПА, как правило, используются синхронные двигатели большой мощности. Более 70 % парка ЭГПА имеет срок службы около 20 лет, а отдельные 30 - 40 лет. Практически все элементы ЭГПА (синхронные двигатели, возбудители, щиты) выработали свой ресурс. Характерной чертой для некоторых газопроводов является работа в режиме падающей газоподачи и газопотребления. Это приводит к изменению режимов и энергетических свойств ЭГПА, которое, в конечном счете, выражается в повышенном энергопотреблении.
Наличие на рабочих поверхностях вкладыша и цапфы вала матовых точкообразных пятен говорит о том, что значение сопротивления было ниже допустимого, то есть необходимо более тщательно проверить изоляцию.
5 Технические решения современных ЭГПА
Зарубежные и отечественные
производители в настоящее
Последний вариант компоновки
является безальтернативным для
агрегатов подводных
Основными концепциями ЭГПА зарубежного производства являются HOFIM (high speed-oil free compression system –высокоскоростной безмаслинный компрессионный агрегат) –представлен на рисунке 3 а, б и MOPICO (motor pipeline compressor –газоперекачивающий компрессор с электродвигателем) представлен на рисунке 3 в. ЭГПА этих конструкций предназначены для транспортировки природного газа с различными включениями (воды, газового конденсата, нефти и др.). В корпусе агрегата расположен высокоскоростной электродвигатель и компрессоры, которые имеют единый вал. Таким образом, привод и рабочий орган сочленены без редукторов и муфтовых соединений. Вал агрегата опирается на магнитные подшипники.
В агрегате конструкции HOFIM патрубки трубопроводов подводят и отводят транспортируемый природный газ в радиальном направлении от компрессоров. Отличительной особенностью HOFIM является то, что один электродвигатель может являться движителем одного (рисунок 3 б) или двух компрессоров (рисунок 3 а), при этом они расположены по обе стороны от электропривода.
6 Надежность и диагностика ЭГПА
Одним из наиболее важных факторов любого современного производства является организация безопасного функционирования промышленных объектов и оборудования данного производства. Это возможно только при создании эффективно функционирующей системы управления промышленной безопасности. В основе такой системы лежат положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ. ОАО «Газпром» является крупнейшим в стране «опасным производственным объектом». Широчайшая номенклатура технологического и вспомогательного оборудования, тысячи километров магистральных и технологических трубопроводов – это те составные части, безопасное функционирование которых ведет к безопасному функционированию всего производства.
Средний возраст энергетического оборудования, эксплуатируемого на компрессорных станциях ОАО «Газпром», превышает 20 лет. В связи с этим, решение вопроса повышения надежности функционирования объектов транспорта газа является актуальной задачей.
Для решения этой задачи, а также во избежание возникновения аварийной ситуации на компрессорных станциях важно определять техническое состояние энергетического оборудования. Ключевым звеном любой КС является газоперекачивающий агрегат, в котором широко применяется электропривод переменного тока с синхронным высоковольтным двигателем. На отдельных газотранспортных предприятиях их доля составляет более 40 %, а на отдельных компрессорных станциях из шести цехов на пяти стоят электрические машины. Это обусловлено высокой надежностью используемых электродвигателей, высоким КПД, а также хорошей контроле- и ремонтопригодностью.
В настоящее время работы по диагностике электроприводного газоперекачивающего агрегата (ЭГПА) ведутся с применением основных и дополнительных способов диагностики.
К основным способам диагностики (выполнение которых обязательно в любом случае) относятся:
− измерение сопротивления изоляции обмоток статора и ротора и изоляции подшипника, измерение сопротивления обмоток статора и ротора постоянному току;
− визуальный и эндоскопический осмотр;
− измерение частичных разрядов при по-фазной подаче напряжения от постороннего источника.
К дополнительными способам диагностики (проведение которых обязательно только при наличии сведений о соответствующих дефектах) относятся:
− оценка вибрационного состояния электродвигателя;
− анализ опыта эксплуатации, ремонтов и результатов испытаний электродвигателя по записям в ремонтном журнале;
− оценка теплового состояния электродвигателя по данным штатного термоконтроля;
− оценка состояния изоляции листов активной стали и выявление участков с повышенными местными потерями с помощью электромагнитного метода контроля (ЭМК).
Получаемой информации недостаточно, поскольку данные способы диагностики не дают полного представления о техническом и энергетическом состоянии газоперекачивающего агрегата, поэтому целесообразно создать стационарную систему комплексного диагностического обследования ЭГПА, а также разработать методики и комплекс мероприятий по проведению данного типа работ.
Комплексная система диагностирования ЭГПА состоит из следующих частей:
• математическая модель синхронного двигателя;
• математическая модель редуктора;
• математическая модель нагнетателя;
• математическая модель трубопроводной обвязки нагнетателя ГПА;
• объединение математических моделей элементов в одну математическую модель ЭГПА с учетом упругих связей.
При создании таких моделей необходимо определять совместное влияние механических и электрических переменных друг на друга и их влияние на техническое состояние агрегата.
Каждый из перечисленных механизмов в процессе работы оказывает влияние на другие. В одном случае это чисто механические воздействия, в другом – помимо механических присутствуют электромагнитные воздействия.
Принимая, что каждый элемент (двигатель, редуктор, нагнетатель, ТПО) уникален и его параметры меняются в процессе работы, эксплуатации и технического обслуживания, для повышения достоверности информации о техническом состоянии каждого элемента и системы в целом необходимо в реальном масштабе времени определять протекание процессов в каждом элементе, а также их совместное влияние. Описание процессов, протекающих в предлагаемых элементах, сложно и зачастую не всегда возможно, следовательно, для решения поставленных задач целесообразно использовать комбинацию методов эконометрического анализа и методов математического описания рассматриваемых процессов.
На данном этапе целесообразно вести создание каждой из составных частей системы в отдельности, однако оценивая их совместное влияние.
По каждой части составляется техническое задание на разработку системы, разрабатывается комплекс мероприятий по организации работ, методическое и программное обеспечение.
7 Современный автоматизированный электропривод ГПА. Проблемы и пути их решения.
Центробежные нагнетатели большой производительности, используемые для компремирования газа, обусловили применение высоковольтных электроприводов с мощностью 2,5 – 60 МВт. В этом диапазоне для электропитания двигателя и широко диапазонного регулирования частоты вращения используют высоковольтные преобразователи частоты.
Важнейшим фактором при эксплуатации ЭГПА большой мощности является проблема электромагнитной совместимости, которая заключается в генерировании преобразователя частоты высших гармоник тока и напряжения и снижении качества электрической энергии. Российским стандартом, устанавливающим показатели и нормы КЭЭ, является ГОСТ 13109-97.
Уровень электромагнитной совместимости электропривода с сетью электроснабжения и электродвигателем зависит от топологии схемы, типа силовых полупроводниковых ключей и алгоритма управления ими.
Наилучшие энергетические
показатели электропривода большой
мощности достигаются при использовании
высоковольтного
Автономный инвертор представляет собой блок силовых полупроводниковых ключей. Схемы современных высоковольтных автономных инверторов могут быть сведены к следующим принципиальным решениям: по мостовой схеме на SCR-тиристорах с искусственной коммутацией; на полностью управляемых тиристорах (GTO, SGCT); с тремя уровнями напряжения (3-level); с четырьмя уровнями напряжения (4-level); с многоуровневым (Multi-level) напряжением.
Для управления частотой вращения электродвигателя ЭГПА наиболее эффективным, с точки зрения качества регулирования, являются векторные алгоритмы. Применение ШИМ обеспечивает форму инвертируемых токов и напряжений, близкую к синусоидальной.
Применение многоуровневых схем и модуляционных методов управления ключами автономного инвертора позволяет эффективно решать задачу
электромагнитной
Активный выпрямитель представляет собой обращенный инвертор. Для управления ключами наиболее эффективными являются векторные и табличные алгоритмы.
Использование активного
выпрямителя позволяет
8 Экономическая эффективность ЭГПА
Для оценки эффективности применения ЭГПА используется несколько методик. В их числе методика, разработанная в Московском энергетическом институте и утвержденная Министерством топлива и энергетики России и АО «ВНИИЭ». Она заключается в анализе статистических данных прототипа и основана на расчете годового дохода от внедрения ЭГПА.
В результате расчетов по данной методике применение частотно-регулируемого электропривода ГПА на КС «Карталы» ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» обеспечивает: снижение потребления электроэнергии, по сравнению с использованием нерегулируемых ЭГПА более, чем на 20 %, что значительно снижает нагрузку на питающие сети; снижение годовых эксплуатационных затрат в 1,5-2,0 раза, по сравнению с ГТУ типа ГПА-Ц-6,3; повышение надежности и долговечности работы КС, а также уровня автоматизации всей КС.
Наиболее перспективным, с точки зрения энергоэффективности, является вентильный электродвигатель с постоянными магнитами. Основные достоинства ЭГПА на основе вентильного электродвигателя:
- сохранение высокого значения КПД в широком диапазоне регулирования частоты вращения из-за отсутствия потерь в системе возбуждения;
- повышенная пожаро- и взрывобезопасность;
- высокая надежность;
- большой моторесурс.
Высокооборотный вентильный
электродвигатель позволяет исключить
повышающий редуктор. Использование
безредукторного ЭГПА повышает экономию
электроэнергии за счет более высокого
КПД и уменьшает
9 Расчетная часть
Определить запас устойчивой
работы нагнетателя ГПА-Ц-6,3/56М-1,
Информация о работе Эксплуатация газоперекачивающих станций с электроприводом