Характеристика процесса информационного обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 07:47, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы – дать характеристику процесса информационного обеспечения.
Задачи:
1. Дать понятие информационного обеспечения;
2. Рассмотреть документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания на федеральном уровне
3. Указать роль информационного обеспечения в процессе территориального стратегического планирования

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.08 Кб (Скачать файл)

Введение

На сегодняшний день в России отмечается усиленный интерес к проблеме планирования экономического и социального развития муниципальных образований. В условиях социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию муниципального образования к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства. Это проявляется в предоставлении достаточно широких прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности территорий за решение собственных проблем и вопросов.

В условиях рыночной экономики и децентрализации для региональных и местных властей открываются уникальные возможности проведения самостоятельной экономической политики, направленной на поддержание местной экономики и привлечение новых инвестиций, с учетом потребности местных жителей. Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен для нашей страны, обладающей громадной территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные различия. Они проявляются в природно-климатических и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально-экономического развития, в профильности и специализации территории. Поэтому особое значение в настоящее время имеет создание правовой и социально-экономической базы устойчивого функционирования и динамического развития территории.

Идея стратегического планирования развития становится все более популярной. Стратегический план в мировой практике муниципального управления является уже признанным стержневым элементом в системе методов, обеспечивающих регулирование развития города (района) и позволяющих создавать условия для устойчивого развития. Стратегическое планирование помогает органам местного самоуправления принимать правильные управленческие решения, и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь местного сообщества.

Методическими разработками в этой сфере занимаются государственные учреждения, высшие учебные заведения, негосударственные исследовательские центры. Однако, несмотря на все большую популярность стратегического планирования, многие муниципальные образования разрабатывают нереализуемые стратегии, которые так и остаются "на бумаге".

В курсовой работе использованы труды таких ученых как Богуславский А., Гапоненко А.Л., Мельков С.Б., Николаев В.А. Между тем, не существует местного сообщества, не имеющего ресурсов развития. Каждое сообщество уникально и может занять свою экономическую нишу. Это связано, прежде всего с тем, что на местном уровне нет достаточно четко разработанной технологии стратегического планирования. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Цель курсовой работы – дать характеристику процесса  информационного обеспечения.

Задачи:

1.  Дать понятие информационного  обеспечения;

2. Рассмотреть документы  стратегического планирования, разрабатываемые  в рамках целеполагания на  федеральном уровне 

3. Указать роль информационного  обеспечения в процессе территориального  стратегического планирования

 

 

 

 

1. Понятие стратегии, принципы и задачи стратегического  планирования в муниципальных  образованиях

1.1. Понятие и принципы стратегии

Стратегия в переводе с латинского языка означает "вести войско". Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно стратегия позволила Александру Македонскому завоевать мир. Эпохальный XX век дает уже другое определение стратегии, как искусство руководства общественной, политической борьбой или деятельностью, общий план ее ведения, исходящий из конкретных условий данного этапа времени. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей в течение длительного периода времени.

Стратегия в управлении - это масштабные, неограниченные рамками времени прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленных целей. То есть стратегия представляет собой "план действий", включающий в себя понятие о том, когда, как, зачем и что мы собираемся предпринять.

Актуальность внедрения системы стратегического планирования в муниципальных образованиях обусловлена следующими причинами:

· стратегическое планирование - признанный в мировой практике элемент в системе городского управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;

- в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства;

- процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города.

В процессе стратегического планирования обеспечивается соблюдение следующих принципов:

- стратегический план - короткий документ, нацеленный на повышение конкурентоспособности города. Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города при принятии оперативных решений с учетом видения перспективы. Стратегический план не отменяет и не подменяет другие виды планов, он определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях;

- стратегический план разрабатывается и реализуется публично, на основе частно-общественного партнерства. Стратегический план - это свод согласованных заинтересованными участниками действий, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо предпринять в интересах экономики и населения;

- в стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным по характеру включенных в него мер;

- стратегическое планирование - непрерывный процесс: этапы разработки и реализации стратегического плана объединяются в непрерывном цикле посредством системы мониторинга и корректировки на основе механизма стратегического партнерства.

Стратегическое планирование в России в последние годы переживает своеобразный кризис. С одной стороны, расширились права местного самоуправления в регулировании развития города. Муниципалитеты получили права самостоятельно решать многие вопросы городской жизни. С другой стороны, старые методики отраслевого и территориального планирования не подходят для современных условий, а новые подходы не успели найти широкого применения. Но ряд обстоятельств как у нас в стране, так и во всем мире повышают значимость городского планирования. Местные власти приходят к пониманию того, что без детальных и качественно разработанных планов развития города обойтись невозможно.

Многие регионы и города в России начинают возвращаться к практике разработки концепций комплексного социально-экономического развития, используя элементы стратегического подхода, особенно в части определения целей и их ранжирования по степени значимости.

Задачей выбора стратегии является поиск такой линии развития, при которой цели развития города и его собственные ресурсы совпадут с возможностями и ограничениями, диктуемыми внешней средой. Постоянное изменение внутренних и внешних условий развития города может приводить и приводит к изменению главной стратегии в ходе планирования.

Конкретная стратегия выбирает путь развития, в котором должен развиваться данный объект. Стратегия должна обеспечить направляющие принципы, базу принятия управленческих решений для разрешения определенных проблем, т.е. стратегия является одним из элементов управления, его неотъемлемой составной частью.

.

 

 

2. Информационное обеспечение стратегического управления и планирования

2.1. Понятие и виды информации

Информация – это совокупность сведений об изучаемом объекте, помогающих решать поставленные задачи. В исследованиях процесса управления под информацией понимается совокупность сведений о состоянии управляемой системы и внешней среды.

Экономическая информация – это совокупность сведений, возникающих в процессе производственно-хозяйственной деятельности и использующихся для управления объектом.

Учетная информация – наиболее объемная и трудоемкая часть экономической внутрифирменной информации, раскрывающая свершившиеся факты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Она характеризуется повышенной требовательностью к точности.

Учетная информация подразделяется на виды:

Информация бухгалтерского учета – это информация о результатах текущей хозяйственной деятельности предприятия, предназначенная для оперативного управления и формирования финансовой, управленческой и статистической отчетности.

Информация оперативного учета – это часть информации управленческого учета, направленная на управление определенными видами хозяйственной деятельности, в первую очередь, регулирование и контроль затрат и результатов, включая калькуляции себестоимости видов продукции.

Информация статистического учета – информация, формируемая на основе данных бухгалтерского и оперативного учета, а также на основе результатов статистических наблюдений.

Информационный поток – это целенаправленное движение информации от источников до потребителей. От профессиональной организации информационных потоков в существенной степени зависит производительность деятельности предприятия, определяемая не только оптимальным количеством информации, но и ее качеством.

Управление информационными ресурсами – это одна из конкретных функций управления (управление кадрами, финансами, материальными ресурсами), целью которой является обеспечение высокоэффективного выполнения всех остальных.

Процесс организации информационного обеспечения управления предложено признать управлением информационными ресурсами предприятия. На основании этого положения принято понимать, что организация информационного обеспечения управления базируется на правилах и понятиях управления информационными ресурсами.

2.2. Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания на федеральном уровне

Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства является основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определения направления достижения указанных целей, важнейших задач, подлежащих решению, а также для разработки других документов стратегического планирования.

Во исполнение ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы, в которых определяются стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направления достижения указанных целей и решения важнейших задач в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также документы стратегического планирования, подлежащие разработке.

Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается каждые шесть лет на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, совместно с другими участниками стратегического планирования.

Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и корректируется на основе ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления и цели социально-экономической политики Российской Федерации, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритеты и цели регионального развития Российской Федерации, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период.

Порядок разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Характеристика процесса информационного обеспечения