Режим фиксированного курса
имеет следующие преимущества:
- количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);
- усиливает повышенное доверие к валютной финансовой политике, вызванное необходимостью приближения процентных ставок к ставкам экономики валюты зацепления, а также необходимостью контроля за ростом кредитования и правительственных расходов для предотвращения подрыва обменного курса инфляцией.
Наряду с этим преимущество
фиксируемого курса проявляется
в сдерживании инфляции. Высокое
доверие к валютно-финансовой политике
смягчает инфляционные ожидания на рынке
труда и финансовых рынках. Однако данный
режим не лишен и недостатков.
Страна не способна противостоять
определенным экономическим шокам
в результате потери экспортных рынков
и недостаточности валютных резервов
для поддержки фиксируемого курса.
Как правило, эти явления сопровождаются
резким снижением внутренних цен, которые
предопределяют спад производства и
рост армии безработных. При установлении
режима фиксированного курса возникает
проблема в отношении уточнения
количества валют, но в случае "зацепления
за одну валюту" данная страна характеризуется
следующим: эта политика удобна для
понимания всеми компаниями на всех
финансовых рынках страны; значительно
сокращается возможность правительственного
манипулирования курсами; уменьшается
риск обменного курса в торговле,
поскольку операции, проведенные
в одной валюте, благоприятны для
крупного торгового партнера; колебание
курса одной валюты предопределяет
колебание курса внутренней валюты
по отношению ко всем функционирующим.
В отличие от этого политика фиксируемого
курса с "зацеплением за корзину
валют" характеризуется следующими
параметрами: иностранные инвесторы
тяжелее воспринимают данную политику,
предполагая, что власти манипулируют
валютами, так как состав корзины
валют широко не известен. Как правило,
в таких случаях иностранные
партнеры предполагают возможность
девальвации; данная политика устраняет
риск повышения стоимости единственной
валюты, что наиболее благоприятно
в отношении регулирования сделок
со всеми торговыми партнерами страны.
Однако повышение стоимости валюты
ведет к уменьшению экспорта, росту
импорта и тем самым ухудшает
платежный баланс страны. К другим
преимуществам данного режима можно отнести
то, что колебание курса валют значительно
меньше, если все валюты корзины взвешены
одинаково относительно своих зацепляемых
обменных курсов./10/
Выбор режима валютного курса
остается одним из наиболее проблемных
вопросов в сфере валютно-курсовой
политики. Выбирая режим валютного
курса, центральные банки сталкиваются
с дилеммой: принять плавающий
или фиксированный валютный курс. Страны
могут выбирать различные варианты режима
валютного курса в зависимости от тех
задач, которые стоят в данное время перед
экономикой. При этом необходимо определить
правильную стратегию выбора режима валютного
курса. Если эта стратегия в отношении
валютного курса не отвечает реально складывающейся
экономической ситуации, то она может
только усугубить переживаемые страной
экономические трудности, а не принести
положительного результата. Государство
при выборе системы валютного курса должно
учитывать ранее используемые страной
режимы валютного курса, а также концепции
социально-экономического развития страны
на ближайшие годы. Для того чтобы курс
рубля мог стать эффективным рычагом валютной
политики, он должен был перестать играть
роль лишь технического коэффициента
пересчета и трансформироваться в реальной
экономический инструмент.
2.4 Анализ процесса
валютного контроля, осуществляемого
в пределах Приволжского Федерального
округа
Территориальными управлениями
Росфиннадзора, расположенными в субъектах
ПФО, в первом полугодии 2010 года всего
проведено 1125 проверок соблюдения валютного
законодательства Российской Федерации
и актов органов валютного регулирования,
в том числе 89 плановых проверок и 1036 внеплановых
проверок (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Количество проверок,
проведенных ТУ Росфиннадзора в ПФО
За указанный период наибольшее
количество плановых проверок проведено
ТУ в Пензенской области, внеплановых
проверок – ТУ в Нижегородской
области. В общем количестве внеплановых
проверочных мероприятий наибольшее количество
проверок проведено по материалам, поступившим
из Банка России, – 850 проверок, а также
в результате непосредственного обнаружения
территориальными управлениями нарушений
– 117 проверок. Наибольший удельный вес
в общем объеме выявленных нарушений валютного
законодательства РФ и актов органов валютного
регулирования составляют нарушения установленных
единых правил оформления паспортов сделок
и порядка и сроков представления форм
учета и отчетности по валютным операциям,
на которые приходится 87 % от общего числа
нарушений, вторым, наиболее часто встречающимся
нарушением является невозврат авансовых
платежей при импорте, на долю которого
приходится 7 % от общего числа нарушений,
незачисление валютной выручки при экспорте
составляет 4 %. Осуществление незаконных
валютных операций и нарушение порядка
открытия счетов в банках за пределами
территории Российской Федерации составляют по
1 % от общего объема нарушений. Для наглядного
примера следует привести данные по сумме
взысканных штрафных санкций за такие
нарушения, они приведены на диаграмме
(рисунок 2)
Рисунок 2 – Сумма взысканных
штрафных санкций (с учетом поступлений
прошлых лет)
Можно сделать вывод, что
общая сумма взысканных штрафных санкций
(с учетом поступлений прошлых лет) за
1 полугодие 2009 года составила 39 719,0 тыс.рублей,
из которых 27 771,0 тыс. рублей взыскано по
результатам проверочной деятельности
территориальных управлений, 11 948,0 тыс.рублей
– по материалам, поступившим от органов
ФТС и ФНС. И причем, наибольшая сумма штрафов
взыскана по итогам ведения административного
производства Территориальным управлением
Росфиннадзора в Саратовской области,
а это почти в тир раза больше, чем в Оренбургской
области. Территориальным управлением
Росфиннадзора в Оренбургской области
в I полугодии 2010 г. проведено 56 проверок,
а это составляет почти 5% от общего числа
проводимых проверок в ПФО. Это говорит
о том, что по сравнению с территориальными
управлениями других субъектов РФ, относящихся
к ПФО, в Оренбургской области не так много
нарушений валютного законодательства.
По результатам проверок составлено 119
протоколов об административной ответственности
по статье 15.25. КоАП Российской Федерации,
из них 14 протоколов по плановым проверкам
и 105 протоколов по внеплановым проверкам.
Кроме того, в Территориальное
управление поступили материалы
о нарушении валютного законодательства
Российской Федерации, составленные сотрудниками
Оренбургской таможни — 13 протоколов
и сотрудниками межрайонных инспекций
Федеральной налоговой службы по
Оренбургской области — 6 протоколов.
Можно сделать вывод о том,
что большая часть нарушений
выявляется именно таможенными органами.
Таким образом, валютная политика Российской
Федерации осуществляется для поддержания
стабильности валютного курса, регулирования
платежного баланса, что является необходимым
для обеспечения стабильности денежного
и финансового секторов экономики. Возможности
успешного валютного регулирования определяются
стабильностью национальной экономики,
устойчивым ростом национального продукта,
активным участием в междунардном валютном
регулировании и соблюдении международных
стандартов, существующих в отношении
валютного рынка.
3 Перспективы
развития валютной политики в
Российской Федерации
3.1 Проблемы связанные
с практическим применением валютной
политики в РФ
В ходе практического применения
валютного законодательства выявились
некоторые проблемы. В частности:
1. Часть 1 Статьи 19 Федерального Закона
№173 «О валютном регулировании и валютном
контроле» (далее Закон) устанавливает
обязанность резидентов при ведении внешнеторговой
деятельности обеспечивать репатриацию
иностранной валюты и валюты РФ в сроки,
предусмотренные внешнеторговыми договорами
(контрактами). Эта норма касается как
валютной выручки от экспорта товаров
(передачи работ, услуг, результатов интеллектуальной
деятельности), так и возврата в Россию
авансов, уплаченных нерезидентам за не
ввезенный товар (за невыполненные услуги).
Такая норма вызывает проблемы для участников
ВЭД. На практике российский экспортер
или импортер при заключении контракта
заинтересован в установлении объективных
и сжатых сроков выполнения обязательств
по контракту. При этом действующая практика
предусматривает включение в контракт
обязательств нерезидента по уплате штрафов
при нарушении своих обязательств. В связи
с необходимостью выполнения положений
статьи 19 Закона резидент заинтересован
в установлении более длительных сроков
репатриации выручки, а при приближении
данных сроков в случае невыполнения нерезидентом
обязательств - в подписании дополнений
к контракту о пролонгации контрактных
сроков. Так что коммерческие интересы
участника ВЭД, в том числе получение им
штрафных санкций от нерезидента, вступают
в противоречие со Статьей 19 Закона. Уполномоченные
банки также сталкиваются с проблемой
при выполнении функций агента валютного
контроля за соблюдением нормы Статьи
19. Иногда во внешнеторговых контрактах
участников ВЭД нет конкретных сроков
репатриации выручки по отношению к отгрузкам
по экспорту или по отношению к дате перевода
аванса по импорту, а есть лишь сроки завершения
расчетов/выполнения обязательств сторон
по договору. Тогда возникает вопрос о
возможности контроля за сроками выполнения
обязательств по договору или сроком завершения
расчетов или, при отсутствии того и другого,
за сроками действия договора. Каких-либо
разъяснений по данному вопросу со стороны
органов валютного регулирования нет./14/ 2.
Практика применения норм Статей 19 и 21
Закона, а также Инструкции Банка России
от 15.06.2004 № 117-И и Положения от 01.06.2004 №
258-П (изданы в развитие части 1 Статьи 20
(паспорт сделки)), обозначила проблему
отнесения характера сделки между резидентом
и нерезидентом к понятию внешнеторговой
сделки или внешнеэкономической деятельности
участника ВЭД. Сейчас возникает проблема,
как у уполномоченных банков, так и у резидентов
в квалификации ряда сделок на предмет
их отнесения к внешнеторговым и необходимости
оформления паспорта сделки по этим операциям,
а также контроля за репатриацией выручки
по ним и обязательной продажей, так как
эти требования относятся только к внешнеторговой
деятельности клиента-резидента. В соответствии
с частью 1 Статьи 21 установлена обязанность
резидентов, физических лиц - индивидуальных
предпринимателей и юрлиц, осуществлять
обязательную продажу валютной выручки.
При этом часть 3 данной Статьи предусматривает,
что объектом обязательной продажи является
валютная выручка по сделкам, предусматривающим
передачу товаров, выполнение работ, оказание
услуг резидентами. Поэтому определение
характера сделки как сделки в оплату
за товары, работы и услуги имеет принципиальное
значение для своевременной обязательной
продажи валютной выручки на внутреннем
валютном рынке РФ./11/ 3. Необходимо также
совершенствовать нормативную базу по
валютному контролю. Инструкция Банка
России от 15.06.2004 № 117-И и его Положение
от 01.06.2004 № 258-П установили сложную процедуру
представления резидентами для учета
валютных операций большого количества
разных справок, составляемых на бумажных
носителях и заверяемых подписями уполномоченных
лиц и печатями организаций. По мнению
участников ВЭД, в этих актах должно быть
четко оговорено ограниченное количество
случаев представления справок, расширен
перечень валютных операций, по которым
справки не нужны (в том числе по аккредитивным
операциям), детализирован перечень кодов
видов валютных операций для учета, четко
оговорены случаи, разрешающие самостоятельное
составление справок уполномоченным банкам
на основании договора банковского счета
не только при поступлении инвалюты (п.1.5
Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И),
но и при списании валюты со счета резидента./20/ 4.
Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ внес
изменения в ФЗ "О валютном регулировании
и валютном контроле". Он, в частности,
определил, что таможенные органы РФ являются
ныне агентами валютного контроля, а уполномоченные
банки передают им для выполнения функций
агентов валютного контроля информацию
в объеме и порядке, установленном Центральным
банком. С 18 июня 2004 г. ФТС России перестал
быть органом валютного контроля, и, как
следствие, был прекращен обмен информацией
между ФТС и уполномоченными банками,
в том числе прекратилось поступление
реестров УК от ФТС для идентификации
валютной выручки по товарным договорам.
Уполномоченные банки сами стали контролировать
репатриацию валютной выручки на основе
подписанных ими паспортов сделок, информации
о платежах и расчетах, а также представляемых
клиентами копий ГТД, транспортных и других
коммерческих документов. При этом порядок
передачи информации в таможенные органы
для выполнения функций агентов валютного
контроля не был установлен. В связи со
вступлением в силу с 1 октября 2004 года
ФЗ о внесении изменений в Кодекс России
об административных правонарушениях
и Таможенный кодекс РФ стал особо актуален
вопрос выполнения уполномоченными банками
функций агентов валютного контроля, перечисленных
в части 7 Статьи 23 Закона. С 18 июня 2007 года
и поныне уполномоченные банки ведут сбор
информации о нарушениях клиентами норм
валютного законодательства, но из-за
отсутствия порядка передачи органам
валютного контроля этой информации сведения
никуда не передаются.
3.2 Основные причины
нарушения валютного законодательства
РФ
Основными причинами нарушения
валютного законодательства РФ и
актов органов валютного регулирования
являются, во-первых, низкий уровень
внутреннего контроля у участников
ВЭД по соблюдению требований валютного
законодательства и актов органов
валютного регулирования. Во-вторых,
Банк России установил новые более
короткие сроки представления подтверждающих
документов и информации, связанных
с проведением валютных операций,
и резиденты не успели перестроиться
под более жесткие требования.
Кстати, мы обсудили с Банком России
эту проблему и пришли к выводу,
что не во всех случаях такое ужесточение
оправданно. По нашему предложению
Банк России готовит соответствующие
изменения своих инструкций. В-третьих,
обстоятельства, связанные с личностью
правонарушителя, а именно недостаточная
квалификация и низкий образовательный
уровень, игнорирование и пренебрежительное
отношение к закону. В ряде случаев
причины совершения правонарушений
связаны с несовершенством самого
валютного законодательства РФ и
актов органов валютного регулирования.
Так, например, в области совершения
валютных операций между резидентами,
а также валютных операций в наличной
форме положения Закона от 10 декабря
2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании
и валютном контроле» допускают неоднозначную
трактовку, что приводит к совершению
нарушений со стороны резидентов и нерезидентов
и одновременно определяет отрицательную
судебную практику в отношении вынесенных
постановлений о наказании. Положения
статьи 19 Закона № 173-ФЗ о соблюдении контрактных
сроков совершения расчетов сформулированы
без учета возможного многообразия изложения
условий о сроках в контрактах, а зачастую
и отсутствия в контракте этих условий.
Нами подготовлены и направлены в Минфин
России предложения по урегулированию
проблем, связанных с отсутствием в большинстве
внешнеторговых контрактов сроков исполнения
обязательств. Отдельной проблемой являются
«фирмы-однодневки» — заведомо неплатежеспособные
юридические лица. Такие «призраки», как
правило, отсутствуют по месту государственной
регистрации, не обладают имуществом,
не ведут финансово-хозяйственную деятельность,
их учредителями и директорами являются
номинальные лица. Зачастую их деятельность
сводится к тому, чтобы принести в банк
для обоснования перевода денег за границу
несколько фиктивных таможенных деклараций.
Понятно, что это только один из незаконных
видов деятельности, для которых создаются
такие юридические лица. Важно, что сегодня
есть уже не только понимание необходимости
комплексного решения проблемы совместными
усилиями целого ряда государственных
органов, но и проработан ряд принципиальных
мер по противодействию этому явлению.
Росфиннадзор активно участвует в этой
работе./11/ Предупреждение нарушений в
валютной сфере является одним из приоритетных
направлений деятельности Росфиннадзора
как органа валютного контроля. Это относится
и к деятельности агентов валютного контроля,
поскольку все мы понимаем, что комплекс
упреждающих мер воздействия способствует
минимизации правонарушений в валютной
сфере. В 2009 году большое внимание было
уделено направлению в адрес участников
ВЭД писем, предупреждающих о наличии
в их действиях признаков нарушений актов
валютного законодательства РФ и актов
органов валютного регулирования. Также
были направлены письма в уполномоченные
банки с просьбой обратить внимание на
соблюдение клиентами сроков представления
форм учета и отчетности по валютным операциям.
Зачастую правонарушения связаны не только
с незнанием действующего законодательства,
но и с отсутствием у многих юридических
лиц четко организованного механизма
внутреннего контроля за осуществлением
внешнеэкономической деятельности. В
связи с этим Росфиннадзор и его территориальные
органы активно проводят разъяснительную
работу с участниками ВЭД. В целях формирования
у последних необходимых знаний для создания
механизмов, позволяющих обеспечить надлежащий
внутренний контроль за соблюдением требований
валютного законодательства, Росфиннадзор
проводит в субъектах Федерации совещания
по вопросам и проблемам, связанным с валютным
контролем. Также организуются семинары,
круглые столы и брифинги с участием представителей
бизнес-сообщества по вопросам, возникающим
в области применения отдельных норм валютного
законодательства РФ и актов органов валютного
регулирования. Особую роль при предупреждении
нарушений в валютной сфере играют уполномоченные
банки, поскольку они являются агентами
валютного контроля и могут оказывать
своим клиентам, осуществляющим внешнеэкономическую
деятельность, консультационные услуги.
К тому же уполномоченные банки владеют
информацией о внешнеэкономических операциях
участников внешнеэкономической деятельности
и расчетах по ним и могут анализировать
и предупреждать нарушения, выявлять типичные
ошибки в действиях клиентов банков. В
связи с этим огромное значение приобретает
взаимодействие Росфиннадзора с уполномоченными
банками, основной целью которых и является
проведение мероприятий предупредительного
характера в виде информирования клиентов
о составе и сроках представления документов,
необходимых для учета валютных операций,
а также напоминания клиентам об истечении
сроков представления таких документов.
Кроме того, уполномоченные банки могут
разъяснять своим клиентам вопросы применения
валютного законодательства, информировать
об изменениях. Так, ряд банков на постоянной
основе проводит консультации по вопросам
применения валютного законодательства
РФ и актов органов валютного регулирования,
регулярно информирует клиентов об изменениях
валютного законодательства, о разъяснениях
Банка России, Росфиннадзора, таможенных
и налоговых органов и т. д. Некоторые банки
проводят обучение своих клиентов, размещают
на сайтах и стендах информацию о сроках
представления документов. Таким образом,
при осуществлении валютной политики
РФ может возникнуть множество проблем,
причем многие из них связаны с незнанием
валютного законодательства. Для предотвращения
этого органы и агенты валютного контроля
обязаны принимать различные меры и находить
пути решения возникших проблем.
Заключение
В процессе создания эффективно
работающего и контролируемого
внутренней валютной политики необходимо
соблюдение следующих основных принципов:
Во-первых, с одной стороны валютное
регулирование, являясь частью денежно-кредитной
политики государства, должно своими методами
способствовать целям экономического
развития страны, а с другой стороны,
очевидно, что использование средств
и методов валютного регулирования
не может служить панацеей от всех
бед, так как подчиняется макроэкономическим
ориентирам экономической политики
государства. Во-вторых, валютная политика
государства, оказывающая значительное
влияние на экономическую жизнь
общества, должна отличаться последовательностью,
логичностью, стабильностью и взвешенностью.
Субъекты хозяйственной деятельности
очень чутко реагируют на любые
изменения в области валютного
регулирования, поэтому любые непродуманные
действия в этой сфере, могут привести
к разрушительным последствиям, что
подтверждает мировой опыт. В-третьих,
валютное законодательство в РФ еще
далеко от своего полного становления,
оно объективно ограничено, не полностью
систематизировано, отрывочно, а зачастую
и противоречиво. В целом же оно
достаточно сложно даже для специалистов,
не говоря о работниках предприятий
и банков, поэтому, чем меньше будет
исключений из единых правил и норм
валютного регулирования, тем эффективнее
будет валютная политика государства. Практика
показывает, что многочисленные льготы,
которые делались в интересах отдельных
регионов, отраслей и даже конкретных
предприятий существенно усложняло работу
банковской системы, "запутывало"
законодательство, делало невозможным
применение универсальных санкций за
нарушение единых норм. Предоставление
таких льгот не сопровождается мерами
специального контроля за фактическим
их использованием, что создает незаслуженные
преимущества одних участников валютных
отношений перед другими и стимулирует
иждивенческие настроения у претендентов
на льготы. Предоставление индивидуальных
льгот опасно, прежде всего, тем, что оно
нарушает целостный и единообразный механизм
государственного валютного регулирования
и контроля. В-четвертых, необходимо сочетание
активного нормотворчества в области
валютного регулирования с одновременным
введением мер контроля за выполнением
установленных правил совершения валютных
операций. Решение этой проблемы видится
в развитии комплексной системы государственного
валютного контроля за соблюдением валютного
законодательства резидентами и нерезидентами
в РФ.