Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:16, дипломная работа
Вхождение России в мировую экономику требует от участников внеш-неторговой деятельности соблюдения определенных норм международного и Российского права в области валютного регулирования и валютного контроля операций, связанных с движением иностранной валюты.
Российская система валютного контроля начала свое становление совсем недавно, сразу после распада единого союзного государства и возникновения Российской Федерации как отдельного субъекта мировой экономики.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И
ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ……………………………………………………9
Основные понятия и механизм валютного регулирования и валютного контроля………………………………………………………………………….9
Нормативно-правовая база валютного контроля……………………….17
Влияние валютного регулирования на внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации…………………………………………………...27
Опыт развитых стран в валютном контроле…………………………….33
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УКРАИНА……………….40
Анализ валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации………………………………………………………………………..40
Анализ валютного регулирования и валютного контроля в Республике Украина…………………………………………………………………………..49
Опыт Европейского Союза по переходу к единой валюте – евро…….55
ОБОСНОВАНИЕ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
РЕСПУБЛИКИ УКРАИНА К ЕДИНОЙ ВАЛЮТЕ……………………..…….62
Предпосылки создания единой валюты в Российской Федерации и
Республике Украина………………………………………………………….....62
Мероприятия по осуществлению перехода Российской Федерации и Республики Украина к единой валюте………...……………………………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….79
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ……………………………………………………9
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ УКРАИНА……………….40
РЕСПУБЛИКИ УКРАИНА К ЕДИНОЙ ВАЛЮТЕ……………………..…….62
Республике Украина………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ
АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Вхождение России в мировую экономику требует от участников внешнеторговой деятельности соблюдения определенных норм международного и Российского права в области валютного регулирования и валютного контроля операций, связанных с движением иностранной валюты.
Российская система валютного контроля начала свое становление совсем недавно, сразу после распада единого союзного государства и возникновения Российской Федерации как отдельного субъекта мировой экономики. В настоящее время одной из главных задач системы валютного регулирования и валютного контроля является ограничение масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики.
В настоящее время основными проблемами в области валютного контроля является несоблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства, поскольку каналы нелегальной утечки валюты из страны не устранены.
Вопросы валютного контроля необходимо рассматривать во взаимодействии с различными факторами, оказывающими на него существенное влияние. К ним , в первую очередь , относятся макроэкономические показатели - изменение валютного курса рубля, процентные ставки, уровни инфляции, положение на международных финансовых рынках, величина золотовалютных резервов, динамика показателей платежных балансов. Все это и определяет актуальность проблем, исследуемых в данной дипломной работе.
Цель и задачи исследования
Основной целью данной работы является анализ валютного контроля за валютными операциями с учетом реальных потребностей участников внешнеэкономической деятельности (резидентов и нерезидентов) на современном этапе. Такой анализ дает возможность выявить недостатки действующей системы контроля и разработать практические предложения и рекомендации по повышению его качества.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
-определить место валютного контроля за валютными операциями в валютной политике России;
-исследовать формирование и регулирование внешнеэкономической деятельности в развитых странах;
- провести сравнительный анализ направления валютного контроля и рассмотреть этапы его развития в Российской Федерации и Республике Украина;
-определить состояние валютного контроля в Российской Федерации и Республике Украина и разработать направления его совершенствования.
Объект исследования
Объектом исследования явилась валютная политика, проводимая в Российской Федерации, Республике Украина и развитых странах.
Методология исследования и основные источники
Теоретической
и методологической основой
В дипломной работе использовалась теоретическая и статистическая база, содержащаяся в проведенных научных исследованиях по данной проблеме в нашей стране и за рубежом.
При подготовке дипломной работы были изучены и обобщены труды экономистов-ученых, заложивших основы теории валютного, финансового контроля и международных валютно-финансовых отношений, таких, как А.А.Астахов, Э.А.Баринов, Л.П.Голубева, Л.А.Дробозина, С.К.Дубинин, Е.Ф.Жуков, М.М.Задорнов, Л.Н.Красавина, Л.М.Максимова, И.Е.Носкова, Л.П.Павлова, В.Г.Пансков, Г.Б.Поляк, В.М.Родионова, Н.Г.Сычев, В.П.Шалашова.
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что в ней впервые в российской литературе исследованы проблемы валютного контроля, осуществляемого органами и агентами валютного контроля и сделаны рекомендации по его совершенствованию.
На основе проведенного анализа были получены следующие результаты:
-проанализированы теоретические подходы к определению сущности валютного контроля, раскрыты основные направления его развития в условиях переходной экономики в России;
-выявлены особенности валютного контроля в развитых странах. Проведен сравнительный анализ валютного контроля в Российской Федерации и Республике Украина;
- обобщен нормативный материал, отражающий процессы становления валютного контроля в Российской Федерации, механизм его организации и основные элементы;
-предложена более совершенная методика валютного контроля, осуществляемого органами и агентами валютного контроля;
-проведен анализ состояния валютного контроля в Российской Федерации и вскрыты его негативные стороны;
-разработаны конкретные рекомендации по улучшению практики валютного контроля.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанные предложения и рекомендации представляют интерес для специалистов, занимающихся вопросами международных валютно-кредитных отношений, привлечения иностранных инвестиций, сотрудничества с международными валютно-финансовыми организациями.
Структура дипломной работы
Данная дипломная работа состоит из введения; девяти разделов, объединенных в три главы; заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
валютного контроля
Мировая экономика вошла в 21 век, находясь в активной фазе глобализации, затронувшей все сферы общественной жизни и прежде всего весь спектр мирохозяйственных связей. Особенно глубоко этот процесс проник в сферу финансовых и, в особенности, валютных отношений.
В этой связи государства объединяют свои усилия с целью создания новых конкурентных преимуществ и сокращения негативного воздействия на национальные экономические и политические процессы более сильных конкурентов. Возрастает число валютных союзов, зон, в рамках которых государства проводят единую валютную политику, что в свою очередь модифицирует мировую валютную систему, постепенно превращая ее в совокупность оптимальных валютных зон, контролируемых органами и агентами валютного регулирования.
По определению доктора экономических наук, профессора В. М. Крашенинникова понятие «контроль» (не только в сфере валютного регулирования) представляет собой обязательный этап любой управленческой деятельности, которая включает в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функцией управления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата. /1/
В российской Федерации за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции в целях обеспечения положений ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских лиц.
деятельность Российской Федерации
С развитием рыночных отношений и стремлением укрепления позиций государства на внешнеэкономическом рынке возрастает необходимость модернизации национального законодательства с учетом требований мирового экономического сообщества. В развитии мировых экономических связей приоритетным является вопрос формирования и реализации внешнеэкономической политики. Внешнеэкономическая политика государства проявляется в сочетании методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Именно их сочетание определяет степень привлекательности для субъектов предпринимательской деятельности внешнеэкономической сферы, а для иностранных юридических и физических лиц — инвестиционную привлекательность российского рынка.
С 1994 г. валютный контроль как направление работы таможенной службы получил реальное воплощение в рамках созданной ФТС России совместно с Банком России автоматизированной системы валютного контроля за валютными операциями, осуществляемыми в процессе внешнеторговой деятельности российскими лицами. При этом значение таможенных органов в организации этой системы трудно переоценить, поскольку сама технология контроля реализована на основе информационного и технологического потенциала ФТС России.
Большую роль валютный контроль играет в создании основ будущей глобальной системы валютного контроля Российской Федерации, которая для обеспечения экономической безопасности государства в период становления рыночных отношений должна охватить все виды валютных операций. Значимость участия таможенных органов в создании системы валютного контроля в стране была отмечена на заседании Коллегии ФТС России 31 января 1997г., на которой осуществление валютного контроля было признано одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов в 1997г.
Возложение на российское таможенное ведомство обязанностей осуществлять валютный контроль является вполне логично, поскольку таможенные органы осуществляют таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации на основании представления участниками внешнеэкономических связей на таможнях Грузовых таможенных деклараций (ГТД) как первичных контрольных документов.
1.4. Опыт Европейского Союза по переходу к единой валюте – евро
В декабре 1991 г. руководители государств - членов Европейского сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты. После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС стал наконец реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств - членов Европейского Союза - Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Присоединение к ЭВС остальных четырех стран Евросоюза - Великобритании, Дании, Швеции и Греции - является делом времени. /34/
1 января 1999 г. страны - участницы ЭВС ввели единую валюту евро. Создана и действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с Европейским центральным банком. Новая валюта заменила ЭКЮ и уже заняла преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и валютного союза (“зоне евро”). Хотя национальные валюты пока еще сохраняют физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность и являются отныне лишь недесятичными номинациями евро. Процесс создания новой валюты был окончательно завершен через три года, когда были введены в обращение банкноты и монеты евро, а национальные валюты полностью прекратили свое существование. /35/
Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и их единая валюта имеют под собой солидный фундамент:
На долю стран - участниц ЭВС, где живет 5% населения Земли, приходится 15% мирового валового внутреннего продукта (США - 20,2%, Япония - 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США - 14,8%, Япония - 9,7%). /36/