Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:07, реферат
Особую роль в регулировании международной торговли занимает организация Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которая действовала с 1947 по 1994г., когда ее заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Членами этой международной организации является большинство стран мира: в 1999г. в ней на разных уровнях состояли 160 стран. Сфера деятельности ГАТТ охватывала более 4/5 мировой торговли.Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов, резко усилившаяся в конце уходящего столетия, все более интенсифицирующаяся и преходящая в новое тысячелетие, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена
Введение…………………………………………………………….….3
1. Деятельность и история развития ГАТТ……….…………………..4
2. Основные цели и принципы деятельности ГАТТ………………..8
3. Раунды торговых переговоров в рамках ГАТТ …………….........11
Заключение…………………………………………………………....19
Список нормативно-правовых актов и литературы……..……….20
Общие преимущества от членства в ГАТТ можно суммировать следующим образом:
- создание более благоприятных
условий доступа на мировые
рынки товаров и услуг на
основе предсказуемости и
- доступ к механизму ГАТТ
по разрешению споров, обеспечивающему
защиту национальных интересов,
- возможность реализации своих
текущих и стратегических
3. Раунды торговых переговоров в рамках ГАТТ
В течение почти полувека основные
юридические положения ГАТТ оставались
неизменными с 1948. На этой стабильной
основе продолжались попытки обоюдно
снизить таможенные тарифы. В основном
они увенчивались успехом, но каждому
очередному шагу по либерализации международной
торговли предшествовали многосторонние
переговоры, известные под названием
раундов, в ходе которых происходило
согласование позиций стран-участниц
ГАТТ. Поскольку все наиболее серьезные
прорывы в либерализации
Крупнейшие прорывы в области
либерализации международной
раунд Диллона, 1960 - 1961 гг.;
раунд Кеннеди, 1964 - 1967 гг.;
Токийский раунд, 1973 - 1979 гг.;
Уругвайский раунд, 1986-1993 гг.
В течение первых 3 десятилетий существования ГАТТ его деятельность была сосредоточена на либерализации международной торговли путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. Первоначально переговоры проходили между странами-производителями одного товара, а затем распространялись и на другие государства посредством понятия "наиболее благоприятственной нации".
Начиная с шестой встречи (Кеннеди-раунд),
переговоры уже никогда не ограничивались
лишь одной продукцией, а приняли
более широкий характер: совокупность
таможенных пошлин сокращалась отныне
в одинаковом процентном отношении.
Это снижение растянулось во времени
и происходило путем
В результате средневзвешенный уровень
импортных таможенных тарифов промышленно
развитых стран снизился с 40—60 % в
конце 40-х годов до 8—10% к началу
70-х годов. Это, в свою очередь, стало
важным фактором стимулирования экономического
роста и международной торговли
в послевоенные годы: за период 1950—1975
годов мировой экспорт в
По завершении переговоров на Токийском раунде в ноябре 1979 г. был принят крупный пакет тарифных уступок, а также заключен ряд новых соглашений по нетарифным мерам и усовершенствованию правовых рамок ГАТТ. В результате этого сокращения средневзвешенный тариф (изменение среднего тарифа по отношению к фактическим торговым потокам) на готовую продукцию на девяти крупнейших мировых промышленных рынках снизился с 7 до 4,7%, т.е. таможенные сборы уменьшились на 34%. Для сравнения: средний уровень таможенных сборов на момент создания ГАТТ в конце 40-х годов составил около 40%.
В каждой из этих областей участники
Токийского раунда согласились принять
Кодекс поведения стран-членов ГАТТ.
В частности, вступившие в силу Соглашение
о промышленных стандартах предусматривает,
что отношение к ввозимым товарам
будет такое же, как и к товарам
отечественного производства. Соглашение
о правительственных закупках призывает
избегать дискриминации при рассмотрении
заявок иностранных фирм на получение
большинства крупных
Запрещается субсидирование экспорта, за единственным исключением, касающимся сельскохозяйственной продукции. Это же Соглашение предусматривает также процедуры применения компенсационных пошлин против другой страны, если первая считает, что отечественные фирмы понесли неоправданные убытки из-за субсидий правительства другой страны.
Кодекс лицензирования обязывает участников значительно упростить порядок лицензирования и не допускать дискриминации как зарубежных, так и отечественных фирм.
Кодекс таможенной оценки предусматривает проведение соответствующих оценок на основе цены СИФ или ФОБ - стоимость счетафактуры с включением или без включения транспортных и страховых расходов; при этом запрещается применение некоторых методов оценки, например на основе продажной цены товара в стране-импортере.
Уругвайский раунд - это самые крупные торговые переговоры в 80-90-е годы. Тремя основными органами этого раунда были: комитет по торговым переговорам; переговорная группа по товарам; переговорная группа по услугам.
О важности Уругвайского раунда можно судить всего лишь по перечню основных вопросов, обсуждавшихся в ходе заседаний:
-дальнейшее сокращение тарифов;
-нетарифные меры;
-тропические товары (в стоимостном выражении составляли сумму по рядка 20 млрд. долл.);
-продукция, производимая на базе природных ресурсов;
-текстиль и одежда;
-сельское хозяйство;
-статьи ГАТТ;
-защитные оговорки;
-субсидии и компенсационные меры;
-урегулирование споров.
По этим важнейшим вопросам удалось
принять соответствующие
В ходе Уругвай-раунда были приняты
решения, существенно расширившие
сферу многостороннего
Среди других важных решений "уругвайского"
раунда — Генеральное соглашение
по международной торговле услугами
(ГАТС). Услуги - связь, программное обеспечение,
ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг,
юридическое, сбытовое и финансовое
обслуживание. Приняты также соглашения
по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности и мерам
Перед Уругвайским раундом
Важным результатом "уругвайского" раунда является создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала действовать с 1 января 1995 года. Окончательные результаты Уругвайского раунда были сведены в документ, состоящий из двух частей - заключительного акта и графиков постепенного снижения барьеров (на пути доступа на рынок и в области услуг). После этого планировалось провести обсуждение и окончательную доработку текста проекта заключительного акта на многостороннем уровне без его последующего пересмотра.
Вместе с тем ряд участников
представили неофициальные
Таблица 1.
Раунды торговых переговоров
Время проведения |
Место проведения |
Основные обсуждаемые вопросы |
Число стран участниц |
1947 |
Женева |
Снижение таможенных тарифов, принятие ГАТТ |
23 |
1949 |
Эннеси |
Снижение таможенных тарифов |
31 |
1951 |
Торки |
Снижение таможенных тарифов |
38 |
1956 |
Женева |
Снижение таможенных тарифов |
26 |
1960–1961 |
Женева («раунд Диллона» |
Снижение таможенных тарифов |
26 |
1964–1967 |
Женева («раунд Кеннеди») |
Тарифы и антидемпинговые меры |
62 |
1973–1979 |
Токио, Женева («токийский раунд») |
Тарифы, нетарифные барьеры, рамочные соглашения, Кодекс по таможенной оценке, Кодекс о субсидиях и Антидемпинговый Кодекс |
102 |
1986–1994 |
Монтевидео, Женева («уругвайский раунд») |
Тарифы, нетарифные барьеры, правила, услуги, интеллектуальная собственность, урегулирование споров, текстильные изделия, сельскохозяйственная продукция, создание ВТО, и т.д. |
123 |
Заключение
Принцип наибольшего
Эффективность действия принципа наибольшего
благоприятствования находится
в прямой зависимости от состояния
международных экономических
В течение почти полувека основные юридические положения ГАТТ оставались неизменными с 1948. На этой стабильной основе продолжались попытки обоюдно снизить таможенные тарифы. В основном они увенчивались успехом, но каждому очередному шагу по либерализации международной торговли предшествовали многосторонние переговоры, известные под названием раундов, в ходе которых происходило согласование позиций стран-участниц ГАТТ. Все наиболее серьезные прорывы в либерализации международной торговли были достигнуты в ходе раундов переговоров под эгидой ГАТТ.
Членство в ГАТТ постепенно становится столь значимым, что неучастие в ее работе по своим последствиям может, видимо, сравниться с неучастием в деятельности такой международной организации, как ООН. Подавляющая часть мировой торговли (более 90%) приходится на страны-члены этой организации.
Список нормативно-правовых актов и литературы
1. Васильев Ю.А. “Роль ГАТТ
в международно экономической
интеграции”, Экономика и
2. Дюмулен И., Торгово-политическая
система ГАТТ: принципы, правовые
нормы и правила.Внешняя
3. Магомедова А.И., Хасанова Е.З.
ГАТТ: правовая природа и структура.
Вестник Санкт-Петербургского
4. Полуэктов А., Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского” раунда. Внешняя торговля - М., 1994г.
5. Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ. Сборник научных трудов, М. - 1991г.
Информация о работе Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТТ)