Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:55, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- Понятие и принципы реализации экспортного контроля;
- проанализировать организацию и взаимозависимость основных этапов становления национальной системы экспортного контроля России;
- разработать рекомендации и предложения по усовершенствованию экспортного контроля;
Методы регулирования экспорта и импорта товаров | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Тарифные методы регулирования. Тарифное регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу страны.
Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.
Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции.
Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.
Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
Кроме вышеназванных функций
таможенный тариф, влияя на внутренние
цены, до определенной степени содействует
развитию национального производства
и экспорта. Вследствие удорожания
импортных товаров на внутреннем
рынке страны повышается общий уровень
цен на такие товары, и национальные
производители получают дополнительный
доход, который может быть использован
для инвестиций в экономику страны
или в целях компенсации потерь
от снижения экспортных цен, а также
для повышения
Основные цели таможенного тарифа РФ:
- рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
- защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.
В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: антидемпинговые, специальные, компенсационные.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в страну.
Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.
Говоря об импортных пошлинах, следует иметь в виду, что все страны защищают национальное производство с помощью таможенного обложения импортных товаров. Таможенные пошлины формируются на основе разницы между мировыми и национальными ценами. В развитых странах уровень импортных таможенных пошлин относительно низок, в менее развитых и развивающихся - при высоких национальных издержках - таможенные пошлины на импортные товары достаточно высоки. В РФ, в условиях экономической нестабильности, в последние годы внутренние цены росли, в то время как мировые цены оставались стабильными, либо снижались. В этих условиях не было предпосылок для снижения импортных пошлин, напротив, их повышение вполне оправдано состоянием отечественного производства. В России сейчас довольно высокие ставки импортных пошлин, хотя по многим товарам они недостаточны для защиты национальных производителей.
Нетарифные методы регулирования. Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок). Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
2.1 Нормативно-правовая база.
Механизм экспортного контроля функционирует за рубежом уже более 60 лет. В настоящее время активное участие Российской Федерации в различных мирохозяйственных процессах со всей остротой ставит вопрос о предотвращении ущерба, который может быть нанесен национальным интересам России от экспорта отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также материалов, оборудования, технологий, иных результатов интеллектуальной деятельности, которые имеют мирное предназначение, но могут быть использованы в производстве ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения.
Формирование российской системы экспортного контроля началось с издания Президентом РФ Указа от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в России". Действующая нормативно - правовая база экспортного контроля включает в себя:
а) федеральные законы:
- Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
- Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";
- Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности";
б) принимаемые в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами подзаконные акты:
- указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 26 августа 1996 г. N 1268 "О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения" и др.);
- постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1993 г. N 1157 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю" и др.);
- нормативные правовые акты, издаваемые иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (ФТС России и др.).
Вопросы обеспечения экспортного контроля и формирования соответствующего законодательства находятся в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ, ст. 6 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", ст. 3 Федерального закона "Об экспортном контроле").
Экспортный контроль в отношении продукции военного назначения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно - технического сотрудничества и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Особое значение при установлении международно - правового режима военно - технического сотрудничества имеет закрепление обязательства договаривающихся сторон не продавать и не передавать третьим странам вооружение и военную технику, техническую документацию, а также другую информацию и материалы, полученные или приобретенные в результате военно - технического сотрудничества без письменного согласия одной из сторон, участвующей в таком сотрудничестве. Такое обязательство, как правило, не утрачивает своей юридической силы даже после прекращения действия самого соглашения о военно - техническом сотрудничестве. Иногда в международных соглашениях может закрепляться принцип координации и взаимодействия при поставках продукции и услуг военного назначения третьим странам и международным организациям (например, ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о военно - техническом сотрудничестве 1993 г.).
Принципы государственной политики в области экспортного контроля нашли свое закрепление в ст. 5 Федерального закона "Об экспортном контроле", ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", ст. 4 Федерального закона "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и включают:
1) добросовестность выполнения международных обязательств в Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
2) взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки;
3) гармонизацию процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;
4) осуществление единой политики экспортного контроля и единство таможенной территории Российской Федерации;
5) приоритет безопасности государства; недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
6) осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей (этот принцип произведен от принципа исключения неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом, который закреплен в ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности");
7) подконтрольность и подотчетность федеральных органов исполнительной власти и всех российских юридических лиц, участвующих в военно - техническом сотрудничестве;
8) законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля.
В механизме экспортного контроля задействован целый ряд государственных органов (Президент РФ, Правительство РФ, и др.), а также различные промышленные и научные организации.
В ст. 9 Федерального закона "Об экспортном контроле" предусмотрено создание межведомственного координационного органа по экспортному контролю. Положение об этом органе и его персональный состав утверждаются Президентом РФ. Межведомственный орган участвует в реализации государственной политики в области экспортного контроля, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно - методического руководства работами по экспортному контролю в Российской Федерации. Он, в частности, принимает решение о безлицензионном вывозе контролируемых товаров и технологий в случае, предусмотренном в ст. 19 Федерального закона "Об экспортном контроле", выдает разрешение на совершение внешнеэкономических операций, предметы которых не включены в контрольные списки, но могут быть использованы иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки (ст. 20 того же Закона) и т.д.
Информация о работе Законодательно-правовые уровни экспортного контроля