Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:19, курсовая работа
Демократизация внешнеэкономической политики открыла каждому независимому предпринимателю возможность налаживания международных контрактов. Вместе с тем перед каждым российским предприятием, решившим распространить свой бизнес за пределы страны, встает задача организации бухгалтерского учета на более высоком уровне.
Целью данной работы является изучение учета импортных операций. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях перехода к системе рыночных отношений существенно изменилась политика в области учета импортных операций.
1.2.Организация экспортно-импортных операций
Организации и предприятия внешнеторговые операции могут осуществлять по собственной инициативе или инициативе вышестоящих органов (объединений, ассоциаций) и других предприятий, занимающихся организацией внешнеторговых операций, путем заключения контрактов с иностранными фирмами.
В большинстве случаев, чтобы совершить внешнеторговую сделку, необходимо иметь собственные экспортные ресурсы, т. е. вначале продавать товар, а затем купить нужные изделия.
Обмен произведенной продукцией на международной арене происходит не вдруг, а вследствие тщательной подготовки, путем проведения коммерческих операций, т.е. посредством осуществлении совокупных технических приемов или действий по подготовке, заключению и выполнению сделок. К подготовительным операциям относится ознакомление с качеством товаров, с ценами, с другими условиями их поставки покупателю. Сделка - это решающая часть коммерческой операции. Понятие коммерческая операция шире понятия сделки, так как она предусматривает ряд предваряющих сделку технических приемов и ряд действий, завершающих ее.
К числу завершающих этапов коммерческой операции относится деятельность, обеспечивающая продвижение товара от продавца к покупателю, - перевозка грузов, их экспедирование, хранение и страхование, а также работа, связанная с ведением международных расчетов. Среди этих вспомогательных операций - таможенное оформление грузов, заключение агентских соглашений с рекламными организациями, исследующими конъюнктуру рынков и др. Таким образом, основным звеном коммерческой операции является смена форм стоимости, а если еще точнее говорить, то смена собственников товара, а остальные звенья операции - вспомогательные, обеспечивающие продвижение товара к покупателю.
Обратимся теперь к определению содержания сделки - основного звена коммерческой операции. Международная торговая сделка считается правовой формой, опосредующей международные коммерческие операции. Под такой сделкой понимается договор купли-продажи между двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товаров или оказанию услуг в соответствии с оговоренными условиями. Торговая сделка признается международной и в том случае, если она заключена между сторонами одной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. В то же время договор купли-продажи не считается международным, если он оформлен между организациями или фирмами разной национальной принадлежности, коммерческие предприятия которых находятся на территории одного государства, например между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, расположенных на территории одной страны.
В зависимости от объекта заключенных сделок последние делятсяна три основных типа:
В практике внешнеторговых операций применяются такие формы экономико-финансовых связей между экспортерами и импортерами товаров, как бартер, клиринг, расчет в СКВ.
Бартер – сделка, предусматривающая обмен определенного количества товара на обусловленное количество другого товара. Обычно бартерная сделка не сопровождается переводом денежных средств со счетов покупателей на счета продавцов.
Клиринг – система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств.
Более совершенной формой финансовых расчетов является расчет в свободно конвертируемой валюте, позволяющий экспортеру использовать выручку в СКВ для расчетов с любым другим государством при двухсторонних внешнеторговых связях.
Организация экспортно-импортных операций включает в себя следующие этапы:
- изучение внешнего рынка и его конъюнктуры;
- формирование экспортных ресурсов для их реализации на внешнем рынке;
- поиск и выбор контрагента для заключения контракта,
- заключение и исполнение контрактов.
Изучение внешнего рынка должно помочь установить возможность успешной, тес прибылью, продажи или обмена нашего товара на адекватную сумму денег или другой товар. Для этого необходимо изучить состояние рынка — его емкость, структуру, коммерческие условия реализации, основных конкурентов и другие данные.
Экспортные возможности предприятия определяются, прежде всего, наличием конкурентоспособной на внешнем рынке продукции. Для того чтобы сделать продукцию конкурентоспособной, в частности, следует проанализировать ресурсное обеспечение предприятия – сырьевое, финансовое, наличие необходимого оборудования, возможность привлечения к производству высококвалифицированного персонала и т.д. При этом необходимо иметь в виду, что экономически выгодная внешнеторговая деятельность возможна лишь при поставках достаточно крупных партий товаров.
Важным элементом коммерческой работы по организации экспортно-импортных операций является выбор контрагентов зарубежных фирм – покупателей (продавцов) товаров. Найти нужную фирму можно либо по специальным товарно-фирменным или отраслевым справочникам, каталогам, рекламным указателям, публикациям в прессе и другим материалам, либо с помощью внешнеторговых организаций (структур). Среди перечисленных источников наибольшую пользу представляют фирменные справочники. Они охватывают большое число фирм, содержат реквизиты фирм – адрес, телекс, телефон, перечень вырабатываемых товаров, услуг, банк, число предприятий, объем продаж, прибыль, капитал и т.д. Выбирая фирму (контрагента), необходимо хорошо знать ее реальное положение на рынке, показатели хозяйственной деятельности, эффективность работы.
Техника оформления внешнеторговых операций включает в себя направление предложения (оферты), подтверждение заказа покупателя (продавца), участие в переговорах, оформление и подписание контракта и организацию его исполнения.
Основным документом, с помощью которого оформляется сделка, как было определено ранее, является международный контракт купли-продажи товаров. В нем оговариваются содержание договорных условий, по рядок их исполнения и ответственность сторон. К числу основных элементов контракта относятся: преамбула (вводная часть), предмет контракта, цена, объем поставок, условия платежа, качество товара, порядок сдачи-приемки товара, условия о гарантиях и санкциях, арбитраж, форс-мажорные обстоятельства, транспортные условия. Процесс исполнения контрактов включает:
-подготовку товаров к отгрузке;
-организацию их транспортирования;
-страхование товаров;
-финансовые расчеты.
Сделки купли-продажи вещественных товаров являются традиционными для мировой торговли. Они занимают также ведущее место и в деятельности внешнеторговых организаций и фирм. По этим сделкам продавец обязуется продать товар покупателю в согласованные сроки и на договорных условиях, а покупатель товара соглашается уплатить за него указанную денежную сумму. Сделки типа купли-продажи товаров в свою очередь имеют несколько видов. Самым распространенным видом сделок типа купли-продажи товаров является обычная торговля между контрагентами разных государств, т.е. внешняя торговля, которая состоит из экспортных и импортных операций. При этом под экспортными операциями понимается продажа и вывоз товара за границу для передачи его в 1 собственность иностранному партнеру. Напротив, импортные операции предполагают закупку и ввоз иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.
1.3.Эффективность экспортно-импортных операций
Экономическая эффективность экспорта.
Показатель экономического эффекта от экспорта товаров, продукции, работ или услуг определяется следующим образом:
ЭЭэкс= Oбф + Вр — Зэкс.
где ЭЭ-экс — показатель экономического эффекта экспорта, руб.;
Овф — рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый пересчетом валютной выручки (за вычетом подлежащей обязательной продаже государству) в рубли по курсу на дату поступления валюты, руб.;
Вр — рублевая выручка от обязательной продажи части валюты государству, руб.;
Зэкс — полные затраты предприятия на экспорт, которые включают: затраты на производство и реализацию продукции (реклама, маркетинг, транспорт, страхование, пошлины, сборы и др.).
По экономическому содержанию показатель эффекта соответствует понятию прибыли.
Показатель экономической эффективности экспорта рассчитывается следующим образом:
Ээкс = (Овф + Вр)/Зэкс
где Ээкс — показатель экономической эффективности экспорта, руб./руб.
Экономический смысл показателя эффективности состоит в том, что он показывает, какое количество выгоды, результата имеется на каждый рубль затрат. Необходимым условием эффективности экспорта является то, чтобы этот показатель был больше единицы.
Для принятия более обоснованного решения по экспорту продукции показатель эффективности экспорта Ээкс сравнивается с показателем эффективности производства и реализации продукции на внутреннем рынке
Экономическая эффективность импорта. Экономическая эффективность импорта рассчитывается по-разному в зависимости от целей осуществления импорта: для собственного потребления или для реализации на внутреннем рынке.
Экономический эффект импорта для внутреннего потребления (использования) импортируемой продукции, т. е. самим покупателем, может быть рассчитан следующим образом:
ЭЭимп = Зи - ЦПимп
где ЭЭимп — показатель экономического эффекта от импорта продукции для собственного использования, руб.;
Зи — полные затраты на приобретение (изготовление) и пользование продукцией, альтернативной импортной, руб.;
Зи = Цп.в + -Эрв,
где ЦПп.в — цена покупки (затраты на изготовление) продукции по базовому варианту (альтернативной продукции или аналогичной импортной), включающая все расходы, связанные с ее приобретением (изготовлением), руб.;
Эрв — эксплуатационные расходы за весь период службы продукции, альтернативной или аналогичной импортной, которые включают стоимость потребляемого сырья, материалов, стоимость топлива и энергии, стоимость ремонтов, замены запчастей, заработную плату рабочих со всеми отчислениями, занятых обслуживанием, и другие аналогичные расходы, руб.;
ЦПимп— цена потребления импортного товара (продукции), т.е. все затраты за весь период службы импортного товара, продукции, руб.;
Цпимп= Цпи+ Эри
где Цп.и — цена покупки (приобретения) импортного товара, включающая все расходы (цена контракта, пошлины, сборы, транспорт, страховка, оплата услуг посредников и др.), связанные с приобретением товара на внешнем рынке, руб.;
Эр.и — эксплуатационные расходы за весь период службы импортного товара (продукции), которые включают стоимость потребляемого сырья, материалов, стоимость топлива и энергии, стоимость ремонтов и запасных частей, заработную плату рабочих со всеми отчислениями и другие аналогичные расходы, связанные с эксплуатацией, руб.
кономический смысл показателя экономического эффекта в том, что он показывает, какую прибыль будет иметь импортер, если приобретет импортную продукцию вместо приобретения (изготовления) продукции, альтернативной импортной.
Если Цпимп>Эр.и, то абсолютное значение этого показателя говорит о той прибыли, которую может иметь потенциальный импортер, если он вместо импортной продукции приобретет (изготовит) продукцию, альтернативную импортной; или, что то же самое, абсолютное значение этого показателя говорит о размере убытка, который будет иметь импортер, если он все же приобретет импортную продукцию вместо приобретения (изготовления) продукции, аналогичной импортной.
Экономическая эффективность импорта с целью продажи импортируемого товара на внутреннем рынке может быть рассчитана следующим образом.
ЭЭимп = Цри - Цпи,
где -ЭЭимп — показатель экономического эффекта импорта, руб.;
Цр.и — цена реализации импортных товаров за вычетом расходов, связанных с реализацией (реклама, маркетинг, транспорт и другие), руб.;
Цпи — цена покупки (приобретения) импортных товаров, включающая все расходы, связанные с их приобретением (цена контракта, пошлины, транспорт, страховка, оплата услуг посредников и другие), руб.
Экономический смысл показателя эффекта от импорта товаров в том, что он показывает, какую прибыль будет иметь импортер от закупки и реализации на внутреннем рынке импортных товаров.
Экономическая эффективность экспортно-импортных операций. Если предприятие занимается экспортом и импортом одновременно, то для оценки его работы на внешнем рынке за определенный период могут быть рассчитаны интегральные показатели эффективности внешнеторговой деятельности.
Показатель интегрального экономического эффекта от экспортно-импортной деятельности ЭЭэкс-имп может быть рассчитан следующим образом:
ЭЭэкс-имп= ЭЭэкс + ЭЭимп,
где ЭЭэкс — суммарный экономический эффект от экспорта, приведенный к промежутку времени, за который определяется эффект, руб. Может быть определен как сумма эффектов по всем экспортными сделкам, совершенным за соответствующий период времени, и рассчитывается по формуле (см. выше);
ЭЭимп — суммарный экономический эффект от импорта, приведенный к промежутку времени, за который определяется эффект, руб. Может быть определен как сумма эффектов по всем импортным сделкам, совершенным за соответствующий период времени