Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 16:37, реферат
В данной работе перед нами стоят несколько задач:
• Определить состояние обеспечения информационной безопасности таможенных органов;
• Выявить цели и задачи обеспечения информационной безопасности таможенных органов;
• Определить основные угрозы информационной безопасности Таможенных органов;
• Раскрыть основные принципы обеспечения информационной безопасности таможенных органов;
• Выявить основные направления обеспечения информационной безопасности таможенных органов.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1 Состояние обеспечения информационной безопасности таможенных органов………………………………………………………………………….
1.1 Состояние обеспечения информационной безопасности таможенных органов………………………………………………………………………….
1.2 Цели и задачи обеспечения информационной безопасности таможенных органов…………………………………………………………………………..
1.3 Основные угрозы информационной безопасности Таможенных органов…
Глава 2 Основные принципы обеспечения информационной безопасности таможенных органов……………………………………………………………
2.1 Основные принципы обеспечения информационной безопасности таможенных органов……………………………………………………………
2.2 Основные направления обеспечения информационной безопасности таможенных органов……………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….
- невыполнение требований законодательства и задержки в
разработке и принятии необходимых нормативных правовых и
технических документов
в области информационной
Результатами реализации угроз информационной безопасности и
осуществления посягательств (способов воздействия) на
информационные ресурсы и информационные системы и процессы в общем
случае являются:
- нарушение секретности (конфиденциальности) информации
(разглашение, утрата, хищение, утечка и перехват и т.д.);
- нарушение целостности информации (уничтожение, искажение,
подделка и т.д.);
- нарушение доступности информации и работоспособности
информационных систем (блокирование данных и информационных
систем, разрушение
элементов информационных
системы защиты информации и т.д.).
2.3. Модель
нарушителя информационной
органов Российской Федерации
В качестве вероятного нарушителя информационной безопасности
объектов таможенной инфраструктуры рассматривается субъект,
имеющий возможность реализовывать, в том числе с помощью
технических средств, угрозы информационной безопасности, и
осуществлять посягательства (способы воздействия) на
информационные ресурсы и системы таможенных органов.
По уровню возможности реализовать угрозы и осуществить
посягательства на информационные ресурсы и системы нарушителей
можно классифицировать следующим образом:
К первому уровню можно условно отнести нарушителей,
реализующих внешние угрозы (в основном, с помощью радиоэлектронных
способов нарушения информационной безопасности).
Ко второму уровню относятся нарушители, реализующие доступные
им внутренние угрозы с предоставленными возможностями
опосредованно или
непосредственно
системы и ресурсы
объекта таможенной
в информационных системах (не участвующие в информационных
процессах) и не допущенные к секретным (конфиденциальным)
сведениям.
Следующий, третий, уровень занимают пользователи и
обслуживающий персонал
информационных систем
также персонал привлеченных для оказания различных услуг
организаций, не допущенные к секретным (конфиденциальным)
сведениям, но работающие в информационных системах, в которых эти
сведения обрабатываются.
К четвертому уровню можно отнести пользователей и
обслуживающий персонал информационных систем, работающий в этих
системах и допущенный к секретным (конфиденциальным) сведениям, в
силу нечеткого выполнения служебных обязанностей совершающий
ошибки, могущие
привести к нарушению
ресурсов объектов таможенной инфраструктуры.
Следующие несколько уровней занимают пользователи и
обслуживающий персонал, имеющие возможность создания и запуска в
информационных системах таможенных органов собственных программ
управления функционированием информационных систем, осуществляющие
их проектирование и допущенные к секретным (конфиденциальным)
сведениям. К такому персоналу могут относиться разработчики
информационных систем, системные программисты, администраторы баз
данных, отдельные пользователи информационных систем и
соответствующие руководители подразделений.
Предполагается, что на этих уровнях нарушитель является
специалистом высшей квалификации, знает все об информационной
системе, о системе и средствах ее защиты и может при определенных
обстоятельствах осуществить весь спектр посягательств на
информационные ресурсы.
В своей
противоправной деятельности
использовать любое существующее в стране и за рубежом средство
перехвата информации, воздействия на информацию и информационные
системы таможенных органов Российской Федерации, адекватные
финансовые средства для подкупа персонала, шантаж и другие
средства и методы для достижения стоящих перед ним целей.
Необходимо учитывать также цели посягательств вероятного
нарушителя на
информационные ресурсы и
может быть хищение информации (шпионаж, в том числе
экономический), намерение совершить корыстное преступление,
любопытство, удовлетворение собственного тщеславия, месть,
вандализм и др.
Основные принципы обеспечения информационной безопасности таможенных органов
Основные принципы обеспечения информационной безопасности
таможенных органов Российской Федерации:
1. Системность и комплексность. Включает:
- обеспечение
безопасности информационных
всего их жизненного цикла, начиная с анализа ее секретности
(конфиденциальности),
на всех технологических
(преобразования) и использования, во всех режимах функционирования
технических средств,
при информационном
информационными системами;
- обеспечение надежной защиты информации от возможных угроз
всеми доступными средствами, методами и мероприятиями;
- способность системы к развитию и совершенствованию в
соответствии с
возможными изменениями
2. Своевременность. Упреждающий характер мер обеспечения
информационной безопасности. Предполагает постановку задач по
комплексной защите информации и реализацию мер обеспечения
информационной безопасности на ранних стадиях разработки ЕАИС ГТК
России в целом и ее системы защиты информации, в частности, на
основе анализа и прогнозирования состояния мирового рынка,
технических и программных средств и информационных технологий,
угроз информационной безопасности, а также разработку эффективных
мер предупреждения
посягательств на законные
3. Законность. Предполагает разработку системы защиты
информации на основе федерального законодательства в области
информатизации и защиты информации, других нормативных актов по
безопасности информации, утвержденных органами государственного
управления в пределах их компетенции и ГТК России, с применением
всех дозволенных методов обнаружения и пресечения правонарушений
при работе с информацией. Принятые меры информационной
безопасности не должны препятствовать доступу правоохранительных
органов в предусмотренных законодательством случаях к информации
конкретных абонентов ЕАИС ГТК России.
4. Научно - техническая обоснованность и реализуемость.
Предлагаемые технические и программные средства и информационные
технологии, средства и меры защиты информации должны быть
реализованы на современном уровне развития науки и техники, научно
и технически обоснованы с точки зрения достижения заданного уровня
информационной безопасности
и должны соответствовать
нормам и требованиям по безопасности информации.
5. Экономическая целесообразность. Сопоставимость возможного
ущерба и затрат. Предполагает адекватность уровня затрат на
обеспечение информационной безопасности ценности информационных
ресурсов и величине
возможного ущерба от их
утечки, уничтожения и искажения. Используемые меры и средства
обеспечения безопасности
информационных ресурсов не
ухудшать экономические показатели работы ЕАИС ГТК России, в
которой эта информация циркулирует.
6. Специализация и профессионализм. Предполагает привлечение к
разработке и внедрению мер и средств защиты информации
специализированных организаций, наиболее подготовленных к
конкретному виду деятельности по обеспечению безопасности
информационных ресурсов, имеющих опыт практической работы и
государственную лицензию на право оказания услуг в этой области.
Эксплуатация этих мер и средств должна осуществляться
профессионально подготовленными специалистами таможенных органов.
7. Взаимодействие и координация. Предполагает осуществление
мер обеспечения информационной безопасности на основе
взаимодействия всех заинтересованных министерств и ведомств,
предприятий и организаций при разработке и функционировании
системы защиты информации ЕАИС ГТК России, подразделений и
специалистов органов государственной власти, специализированных
предприятий и организаций в области защиты информации,
привлеченных для
разработки системы защиты
их усилий для достижения поставленных целей Гостехкомиссией России
(на этапе разработки и внедрения) и службами безопасности органов
государственной власти (на этапе функционирования системы), а
также интеграции деятельности по защите информации с
правоохранительными органами для защиты законных интересов
государства, юридических и физических лиц.
8. Обязательность и эффективность контроля. Предполагает
обязательность и своевременность выявления и пресечения попыток
нарушения системы обеспечения информационной безопасности на
основе используемых систем и средств защиты информации при
совершенствовании критериев и методов оценки эффективности этих
систем и средств.
9. Преемственность и непрерывность совершенствования.
Предполагает постоянное совершенствование мер и средств защиты
информации на
основе преемственности
решений, кадрового аппарата, анализа функционирования системы
защиты информации ЕАИС ГТК России с учетом изменений в методах и
средствах перехвата информации, нормативных требований по ее
защите, достигнутого отечественного и зарубежного опыта в этой
области.
Основные направления обеспечения информационной безопасности таможенных органов
Основные направления обеспечения информационной
безопасности таможенных органов Российской Федерации:
1. Организационно - режимное обеспечение защиты сведений,
составляющих государственную тайну, и конфиденциальной служебной
информации.
2. Обеспечение физической защиты объектов и средств
информатизации таможенных органов Российской Федерации.
3. Обеспечение защиты информации от утечки по техническим
каналам при ее обработке (обсуждении), хранении и передаче на
объектах информатизации таможенных органов Российской Федерации.
4. Обеспечение защиты информации от несанкционированного
доступа в автоматизированных
информационных системах и
вычислительных сетях таможенных органов Российской Федерации.
5. Обеспечение конфиденциальности и целостности информации в
телекоммуникационных каналах, каналах связи и в телефонных линиях
связи.
6. Обеспечение радиоэлектронной безопасности объектов
таможенной инфраструктуры.
7. Обеспечение
безопасного информационного
России с отечественными и зарубежными организациями,
министерствами и ведомствами.
8. Решение проблемы 2000 года в автоматизированных
информационных системах и средствах вычислительной техники
таможенных органов Российской Федерации.
9. Обеспечение защиты информационных ресурсов таможенных
органов от заражения компьютерными вирусами.
10. Организация, координация и финансирование научно -
исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР) в
области обеспечения информационной безопасности таможенных
органов.
11. Совершенствование нормативно - методической базы